80 % россиян уверены, что оценки в школе не влияют на успех в жизни: так показали результаты опроса, и это правда

Как правильно мотивировать ребенка на учебу, так ли страшны тройки и о чем говорит беспрекословное послушание, «АиФ-Волгоград» узнал у психолога

Учеба ради оценки

«Оценки — не показатель знаний» — уже давно в обществе витает подобная фраза. Да, действительно, эта фраза имеет место быть. Безусловно, не везде и не всегда, но, как правило, оценки не отражают настоящих знаний. Почему так? Ну, во-первых, человеческий фактор: преподаватель спокойно может занизить оценку из-за личной неприязни. Сказали что-нибудь не то или, например, не ходили на занятия, а потом на экзамене вас заваливают и ставят оценку на балл ниже.

"Опять двойка — ну и ладно": почему оценки не показатель знаний

Во-вторых, сам сдающий частенько ошибается. Вылетело из головы или просто неправильно написал ответ. Стоимостью такой ошибки может стать финальная оценка за экзамен. Основная моя мысль заключается в том, что оценка направлена на оценивание конкретных заданий, а не знаний в целом. И тут встает главный вопрос: учусь ли я ради знаний?

1. Никто и никогда не спрашивал меня о моих оценках

Ни один работодатель никогда не интересовался моими отметками в университете!

Ни в одном резюме мне не встречалась графа «успеваемость», но во всех без исключения был обязательный пункт – «опыт работы».

Еще более удивителен тот факт, что мои навыки работы на компьютере и спортивные достижения придают мне больший «вес» при устройстве на новую работу, чем пятерки в зачетной книжке.

Учёба отнимает много времени

Конечно же, приятно, что ученик получает пятерки в школе, но постоянное зубрение материала, делание домашних заданий и дополнительные занятия с педагогами отнимают очень много времени. У ребенка буквально нет возможности познать реальную жизнь, использовать свои теоретические знания на практике. Да и есть ли желание? Все ресурсы уходят на то, что бы понравится учителям и получить похвалу от родителей.

В таком случае ребенок фальшиво воспринимает реальность, он получает «респекты» не принося по сути ни людям ни себе реальных благ. В жизни намного более остро требуется крутиться, находить выход из безвыходных ситуаций, а при неудачах не унывать, и продолжить продуктивно работать!

Хорошие оценки не всегда успех в жизни

Именно поэтому очень часто троечники, прогульщики и хулиганы преуспевают в жизни! Безответственное отношение к учебе развивает в детях талант выжимать из себя максимум, находить нужную информацию быстро и незаметно, получать свои тройки изначально не зная и на двойку!

Более того, негативная реакция учителей опять же готовит детей к реальной действительности. Если на работе человека (в прошлом золотого медалиста и любимца всех учителей) поругает его начальник, да или просто работа не будет складываться – в большинстве случаев такой человек просто расклеивается и его производительность падает до нуля. В то время как троечник в прошлом, уже привыкший к критике педагогов, напротив активизируется и найдет выход из трудного положения!

Мнение учителя — не равно оценке знаний

Так же нужно учитывать факт того, что часто, школьные оценки – чисто субъективное мнение педагога, часто не имеющее отношения к действительности. Не выученный урок или не сделанное домашнее задание совершенно не говорит о том, что ребенок (простите) тупой.

Так ли важны оценки?

Конечно, оценки — это показатель того, как ребенок выучил тот или иной урок, но соль в том, что абсолютно любая отметка субъективна. Ребенок мог банально переволноваться и получить «три», хотя подготовился на «пять». Мы серьезно ошибаемся, когда считаем, что оценки — это показатель успешности ребенка, и еще серьезнее — когда строим свои отношения с дочерью или сыном на основании субъективных цифр. У ребенка появляется уверенность в том, что его отметки — это единственный способ заслужить расположение и уважение в семье. Стоит ли тогда удивляться, что желание получить хорошие знания уходит на второй план? Совсем нет. Главной целью обучения становится любовь родителей, которая, вообще-то, не должна зависеть от подобных вещей.

Нам, взрослым дядям и тетям, тоже еще учиться и учиться. И в первую очередь стоит уяснить одну истину: оценка — это не более чем отвлеченный знак. «Двойку» нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим, пророча ребенку работу дворника. Не передавайте школьнику свое тревожное настроение, ведь абсолютно любую отметку можно исправить. Иначе добьетесь только нежелания ребенка возвращаться домой после неудачи в школе, ведь там его непременно «убьют».

Как школьные отметки влияют на жизнь

Российская школьная система далека от идеала. Она довольно стандартизирована, не склонна потакать индивидуальности, и поэтому талантливые ученики нередко становятся двоечниками. Значат ли оценки что-то за пределами школы? По результатам опросов, большинство россиян (80%) считают, что школьные оценки никак не влияют на дальнейшую жизнь.

И действительно, мы часто встречаем отличников, которые были успешными в школе, но не преуспели в жизни, и наоборот. Бывшие звезды класса, которые точно знали, как ответить на все вопросы, теперь работают в юридических фирмах второго класса или переезжают в провинциальный город в надежде найти что-то получше. Путь к успеху, который казался таким обнадеживающим в начальной школе, так никуда их не привел.

Будешь дворником!

Специалисты рекомендуют: чтобы разобраться в проблеме, задайте себе вопрос — как вы мотивируете ребенка на хорошие оценки?

«Советская система домашней педагогики подсказывает нам следующее: «Учись, а то всю жизнь будешь дворником (варианты: мусорщиком, пастухом, никем – это уж как родительская фантазия подскажет). То есть мы хотим получить результат, но какой? Ребенок должен учиться только ради того, чтобы не убирать подъезды? Не ради знаний и личного успеха, а вопреки чему-то? Мы сами подсказываем чаду негативную мотивацию к образованию», — говорит психолог Анастасия Смолина.

«Мне учеба давалась тяжело, — рассказывает успешная бизнес-леди Ольга Малашенко. — Нас в семье было трое. Я не любила учителей, саму систему обучения. Уроки делала из-под палки, только и слышала, что я лентяйка. Вечно уставшая мама на нас кричала. И к 14 годам я поняла, что впереди меня ждет работа уборщицы, ПТУ или я вовсе умру от лени.

И вот однажды, жалея маму, я стала заниматься с младшими сестрами по учебе. Мама посмотрела и сказала: «Прости, что я кричу. Это потому что я не успеваю с вами заниматься, ругаюсь от безысходности. А ведь ты у меня чудо, и мне просто жаль, если у тебя в жизни ничего не получится!»

Нельзя заставлять ребенка что-то делать: вы вырабатываете привычку контроля, в будущем он не будет приспособлен к работе и ответственности.

И тут я вдруг поняла, что не хочу «пахать», как мама. Я хочу выбраться, чего-то достичь. И я должна учиться. Школу я закончила с тремя четверками, сама поступила в вуз. Теперь я не боюсь промахов — я их проходила. И спасибо школе за тройки, за то, что меня считали глупой. Теперь все это пройдено, и благодаря этому я не завишу от мнения окружающих».

Родители против нововведений

В Калужской области разгорелся спор вокруг введения в одной из школ города Малоярославец новой системы оценок. Участники общественной организации «Родительское движение. Калужская область», а именно родители учащихся Малоярославецкой школы № 1, выступили за отмену средневзвешенной системы оценок. Они создали петицию, где говорится о том, что «данная система не является оптимальной для объективной оценки полученных знаний, а является лишь еще одним стрессовым фактором для неокрепшей психики детей школьного возраста».

По мнению родительского сообщества, привычный среднеарифметический метод более универсален и объективен, чем средневзвешенный.

— При средневзвешенной системе оценки выставляет компьютер, а каждая оценка имеет свою «весовую категорию». Например, оценка по контрольной — это три балла, самостоятельная работа — два балла, домашняя работа или ответ у доски — один балл. Таким образом, если ученик написал контрольную работу на тройку или двойку в конце четверти, у него уже не будет времени и возможности на исправление этой оценки, ведь исправить надо будет не одну тройку, а целых три тройки или двойки, — указывалось в тексте.

школа

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Согласно петиции, решение об изменении системы оценивания знаний было принято без согласования с родителями и учащимися и «без каких-либо аргументированных обоснований целесообразности данной методики приняли решение».

Однако, утверждают родители, статья 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» гласит, что обучающиеся и родители являются важнейшими участниками образовательных отношений (п. 31). Статья 3, п.10 гарантирует «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».

2. Я забыл все, что учил в университете

Моя память устроена исключительным образом, я забывал весь материал сразу же после сдачи экзамена. Когда я впервые пришел на практику, то понял, что, за все годы учебы в университете, я ничему так и не научился.

И хотя мои оценки говорили об обратном, в моей голове была полная каша, обрывки знаний, которые я не знал, как и где применить.

Как оказалось, 5 лет учебы в университете на отлично не давали мне никаких преимуществ перед другими «менее» образованными людьми.

В конечном счете, всего за 2 первых месяца практики я «нахватался» больше полезных знаний и приобрел больше профессиональных навыков, чем за все предыдущие 5 лет погони за хорошими отметками.

Так стоило ли так напрягаться все эти годы?

Оценки в школе действительно влияют на наше будущее?

На самом деле мы не должны удивляться: школьные программы разрабатываются не теми людьми, которые стали успешны. Они оторваны от реальной взрослой жизни и не направлены на освоение творческих навыков. Большинство из этих идей, честно говоря, были сформированы учебными планами средневековых монастырей, идеями немецких педагогов 19-го века и заботами аристократического сообщества. Это объясняет многие вредные привычки, которые прививают школы:

  • Они предполагают, что самые важные вещи уже известны. Они не могут не предупредить нас об опасности оригинальности.
  • Они хотят, чтобы мы подняли руки и ждали, когда нас выберут.
  • Они учат нас оправдывать ожидания, а не действовать по-своему.
  • Они учат перераспределять идеи, а не создавать их.
  • Они учат нас ожидать, что люди, обладающие властью, поступают правильно и знают, что делать.

Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

Во-первых, подождите упрекать ребенка.

Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.

dnevnik_7.jpg

Оценка на что-нибудь влияет?

Многие, к сожалению, не могут принять положение о том, что нужно стремится к знаниям. Человек, который учится только на 4 и 5 не становится всезнающим. Он просто умеет делать задания и получать оценки. В обществе считают, что если у вас плохая оценка, то вы хуже знаете. Из этого следует желание получать оценки, даже если вы не получаете знаний. Главная задача каждого ученика- понять, что его действия дают ему знания. Ну а на что влияют оценки? Аттестат- абсолютно бесполезный и не учитывается при поступлении. В школе важна не оценка, а результат ЕГЭ. В вузе оценки еще больше не имеют смысл. Точнее имеют только для бюджетников, так как за это платят стипендию.

"Опять двойка — ну и ладно": почему оценки не показатель знаний

Если же вам пофиг на стипендию, или вы учитесь на платке, то от оценок не будет никакой пользы. Прежде всего вы получаете знания. Например, если я понимаю, что предмет не даст мне ничего, что поможет мне стать специалистом, то я просто на него не хожу. Зачем получать бесполезные знания? Зачем стараться ради оценки? Необходимо делать то, что нравится, а оценка… оценка не так важна. Если дочитали до этого момента, то можно поставить палец вверх и подписаться на канал. Спасибо!

3. «Хорошие отметки» вредили моему здоровью

Если кто-то может схватывать все «на лету», то я не из числа этих людей. Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось «зубрить» наизусть материал. Перед сессией я учился по 12-15 часов в сутки. Помню, как «отключался» на парах и в общественном транспорте, потому как сильно недосыпал.

Из-за хронической усталости упала моя продуктивность, знания не лезли в голову, руки «не стояли работу», день проходил как в тумане.

Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит. И почему-то уверен, что не смог бы повторить этот «подвиг» вновь.

3. Погоня за пятерками может подорвать ваше здоровье

учение свет

Людей, которых не изматывали экзамены и сессии, просто не существует. Причем обычно вы получаете не только моральное, но и физическое истощение. Бессонные ночи, переживания, постоянная зубрежка и непрекращающийся хаос – это все нормальное явление для студента. Из-за хронических стрессов снижается продуктивность и восприятие материала. Тут и заболеть недолго. Хотя вы разве не замечали, что многие их отличников достаточно часто простужены?

Оценки в школе не важны

Собственно отвечая на вопрос «важны ли оценки в школе?» Shift7 ответит – нет, оценки не важны. Важно реальное умение ребенка находить выход из сложных ситуаций, решать поставленные задачи не заранее заготовленными «формулами», а реализовывать гениальные решения. Умение терпеть критику со стороны старших так же очень сильно поможет во взрослой жизни!

В заключение могу сказать, что все хорошо, но в меру! Лучим вариантом будет найти баланс между зубрежкой и разгильдяйством.

Ты мне, я тебе

Некоторые родители устраивают дома странный бартер: ты получаешь «пятерку», а я даю 100 рублей или разрешаю поиграть в онлайн-игру. Психологи шутят (хотя шутят ли?), что из подобных школьников вырастают Павлики Морозовы, готовые продать даже самое дорогое сердцу. В таком случае дети начинают стремиться к хорошим оценкам не для того, чтобы получить знания, а для того, что поправить свое материальное положение.

Конечно, вы можете поощрить ребенка, но за старания и усилия, которые он прикладывает, а никак не за оценки. Отличным вариантом будет подарок, который он давно хотел, или долгожданная летняя поездка на море. Главное, преподнесите ее как вознаграждение за усердие, а не за пятерки за год.

Плюсы хороших оценок

Тем не менее нельзя сказать, что хорошие оценки указывают на то, что человек никогда не добьется успеха в жизни. Оценки важны для университета или колледжа. Хотите вы того или нет, но именно они будут показателями для приемной комиссии. Кроме того, внимание на успеваемость обращают и в аспирантуре, а также в некоторых корпорациях. Когда на ограниченные места претендуют тысячи стажеров, оценки становятся простым и понятным критерием.

Хорошие оценки сигнализируют о способности учиться. Такие черты характера, как выдержка, любознательность, умение работать в команде, общение и креативность, не являются когнитивными способностями, которые отображаются в табеле. Тем не менее они позволяют получать хорошие оценки.

Мама, папа, бабушка…

Другая сторона школьной медали – родители. Глядя на многих мам и пап, складывается ощущение, что они в свое время не насиделись за школьной партой, недополучили знаний, а теперь всеми силами стремятся впихнуть эти самые знания в головы своих отпрысков. Мнение самих детей, конечно, никто не спрашивает. Такие родители зацикливаются на обучении ребенка с самого детства – всевозможные школы раннего развития, обучающие секции и занятия с репетиторами отбивают у малыша желание учиться в школе задолго до того, как он туда пойдет.

Невозможно постоянно учиться, нужно время на отдых, развлечения и просто безделье. К тому же родителям нужно принять факт, что их ребенок может и не быть гением. И требовать от чада постоянных отличных оценок просто глупо и неэффективно. Причем чаще всего для таких родителей большое значение имеют именно оценки, а не сами знания. Они не спрашивают, что ребенок узнал в школе, какую тему проходили. Единственный актуальный вопрос – какие оценки в дневнике.

Детям в такой обстановке полюбить школу и процесс обучения очень сложно. В результате ребенок становится или роботом, который зациклен на зубрежке и получении отличных оценок, или ощетинившимся ежиком, который школу, учителей и родителей воспринимает, как агрессоров.

Сравнение с отличниками

Каждый второй родитель повторяет своему ребенку: «А Таня учится лучше, чем ты. Таня — хорошая, а ты нет». Конечно, пристыдив своего ребенка, вы можете добиться того, что в итоге он действительно станет учиться лучше, но целью такой учебы все так же не будет являться получение знаний. Ваш ребенок будет зубрить и хитрить лишь для того, чтобы утереть нос более удачливой Тане. Да, в итоге вы добьетесь желаемого, но лишь отчасти, поскольку к хорошим оценкам у вашего ребенка прибавится сомнение в себе и собственных силах, а самооценка подкосится еще в детстве.

Не стоит с малых лет внушать ребенку, что он ничего не стоит, при этом добавляя: «Вот есть же усердные и умные дети». Лучше хвалите своего горе-ученика, хвалите за все, за что только можно.

Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он. Родители-союзники, а не родители-враги нужны ребенку, который и сам понимает, что пока не слишком успешен в школе.

76906h.jpg

Так как же относиться к успеваемости?

Если вы хотите построить карьеру и окончить престижный университет, то хорошие оценки, скорее всего, вам понадобятся. В то же время если вы хотите попробовать себя в сфере бизнеса, то для вас важнее будет креативность и умение решать проблемы, а также стрессоустойчивость. Одно исследование показало, что 41% миллионеров в США, которые сами заработали свое состояние, были хорошистами со средними оценками. Еще 21% получали плохие оценки. Также 59% из них были из семей среднего класса, а 39% — из семей бедняков.

Более того, успешные люди не всегда оканчивали университет. Поэтому то, откуда вы родом или каковы были ваши оценки, не всегда определяет, кем вы станете.

Вот те советы, которые я дам своему сыну, когда он пойдет в школу:

  1. Разница между 4 и 5 настолько размыта, что вряд ли серьезным образом скажется на качестве твоей жизни. Но вот, чтобы учиться на 5, следует вкладывать куда больше своего времени и сил. Стоит ли овчинка выделки?
  2. Твои счета оплачивают твои навыки, а не оценки на куске бумаги. Накапливай опыт, а не отметки. Чем больше у тебя опыта в разных областях, тем дороже ты стоишь.
  3. Красный диплом не даст тебе ощутимых преимуществ, чего не скажешь о влиятельных знакомых. Больше внимания уделяй новым знакомствам и коммуникации с другими людьми, именно они способны открыть перед тобой все двери мира, но никак не твой диплом.
  4. Занимайся тем, что имеет для тебя смысл, а не тем, что от тебя ожидают другие. Только через интерес станут возможны все твои великие достижения.

Эта статья не может быть закончена без вашего участия

Я поднял очень серьезную тему и, уверен, найдутся люди, кто меня поддержит и те, кто не согласится с моей точкой зрения.

Поэтому, давайте обсудим в комментариях, какие советы нам стоит дать своим детям по поводу современного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *