Что дает аспирантура, плюсы и минусы послевузовского профессионального обучения

Учёная степень некогда была в России показателем ума и даже успеха. Однако это было давно. Преград для получения заветного звания стало больше, а мотивации меньше. Остаются только самые стойкие и дальновидные. Лайф — о том, что может мотивировать современного выпускника продолжать научную деятельность.

Творческие причины

Саморазвитие исамореализация

О саморазвитии и самореализации сегодня не слышал тольколенивый. Общество буквально помешано на этих вещах. Наука – одна из техобластей, в которых саморазвитие и самореализация осуществляются в полной мере.

Обучаясь в аспирантуре, человек совершенствуется в своейпрофессиональной области и расширяет культурный кругозор. Он одновременноразвивает и себя, и свои представления о мире. Аспирант узнает то, о чем большинствоего знакомых и понятия не имеют. Он исследует те области знания, где еще,образно говоря, не ступала нога человека. Или ступала, но мало и неохотно. Самопо себе это погружение в неизведанное приносит колоссальное удовольствие.

Однако он не только развивается, он и самореализуется.Реализовать себя вообще можно по-разному. Тот, у которого от природы крепкоездоровье, может найти себя в спорте или военной карьере. Коммуникабельные люди,как правило, получают удовольствие от работы, где необходимо общение. А если учеловека «хорошие мозги»? Тогда ему – прямой путь в науку!

Возможностьзаниматься наукой и преподавать

Аспирантура дает возможность заниматься серьезной наукой.«По-студенчески» – компилируя чужие работы – уже не получится. Но многиестуденты «по-студенчески» и не хотят: они желают открыть что-то новое. Таких,как правило, замечают преподаватели и зовут их в аспирантуру. Вот там этотталант поиска нового может быть реализован в полной мере.

Открытие нового, увеличение знаний – это прекрасно. Нооткрытиями и знаниями хочется делиться. Аспирантура дает и такую возможность –стать преподавателем. Тогда у вас появятся студенты, чей мир вы сможетеобогатить. Не говоря уже о том, что преподавание – это одновременно и лучшийспособ самообразования.

Также рекомендуем: Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Полезностьобществу

Эта причина для поступления в аспирантуру звучит,конечно, несколько старомодно. Тем не менее и сегодня есть люди, всерьездумающие об общественных проблемах – социальных, культурных, экологических.Наука дает возможность внедрять свои изобретения в производство, применять ихна практике. Лекарства, приборы, облегчающие жизнь – изначально были изобретеныучеными, а уж потом созданы инженерами.

Это если речь идет о технических науках. В гуманитарнойсфере тоже делаются открытия. Недаром, например, профессия психолога становитсявсе более востребованной. Но обеспечивают эту востребованность не «тараканы вголовах», а движение науки.

Возможность статьболее дисциплинированным

Общество, в котором мы живем, требует многих качеств. Нокраеугольный камень их всех – самодисциплина. С этим качеством не рождаются,его воспитывают.

Одно из средств, с помощью которых можно воспитать его всебе, – поступление в аспирантуру. Это в студенческие годы можно прогуливатьлекции и начинать писать курсовую в ночь перед сдачей. В аспирантуре такое непройдет. Научные статьи – не говоря уж о диссертации – не пишутся «в мгновениеока». Они требуют усидчивости, работы с огромным количеством материала. Поэтомудля тех, кто хочет всерьез потренироваться в прокачке самодисциплины,аспирантура – отличный вариант.

Также рекомендуем: Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Модернизация образования

Чтобы двигаться вперед, нужно идти в ногу со временем,особенно в науке. Аспирантура дает возможность знакомиться с передовымиоткрытиями и самому разрабатывать перспективные области. Аспирант – эточеловек, который не просто может, а должен быть в курсе новейших разработок,современной научной полемики по интересующим его вопросам. Без этого написать изащитить диссертацию достаточно сложно.

Таким образом, обучаясь в аспирантуре, человек неизбежнововлекается в современные научные процессы и совершенствует свое образование.

Обретение кругаединомышленников

Если человек всерьез погружен в какую-то научнуюпроблему, ему требуются люди, с которыми он может ее обсудить. Первым такимединомышленником является для него научный руководитель, к выбору которого нужноотнестись серьезно. Научный руководитель – это преподаватель вуза, которыйберет под свое руководство аспиранта. И если – как у преподавателя – студентову него много, то аспирантов, как правило, значительно меньше. Соответственно, ивнимания аспирантам он может уделить больше. Научный руководитель – этопроводник в мир науки, который способен не только передать знания, но направитьи поддержать.

Аспирантура требует участия в конференциях, всероссийскихи международных. На этих конференциях также можно встретить единомышленников,людей, увлеченно работающих в той же сфере, что и вы.

Также рекомендуем: Как студенту сделать хороший доклад на конференции

Исполнение детскоймечты

Да, да, есть такие люди, которые еще в школе решили, чтобудут учеными. Таких и мотивировать не надо: они сами изначально знают, в какуюсторону им двигаться и делают это с завидным упорством.

Но иногда бывает и по-другому. Человек – прирожденныйученый. А жизнь бросает его в разные стороны, прежде всего – в сторонуденежного заработка. Но он, несмотря ни на что, поступает в аспирантуру – иполучает отдушину в своей нелегкой трудовой жизни. Потому что с детства мечталоб этом. А исполнение детской мечты способно поддержать и окрылить в нужныймомент.

Аспирантура или второе высшее образование

В то время как второе высшее образование позволяет стать универсальным специалистом широкого профиля, освоившим сразу два направления, либо полностью сменить сферу деятельности, аспирантура обеспечивает вертикальный образовательный рост за счет повышения профессионализма и квалификации, позволяя выпускнику в случае удачной защиты получить ученую степень. Кроме того, поступление в аспирантуру предоставляет отсрочку от армии, что актуально в первую очередь для молодых людей призывного возраста, при этом кандидаты на получение второго диплома о высшем образовании подобной льготой не обладают.

Обучение по программам второго высшего образования допускает его прохождение одновременно с первым высшим, в то время как аспирантура не позволяет совершить подобный маневр. Более того, получить статус аспиранта возможно только после прохождения магистратуры, которая представляет собой предшествующую аспирантуре образовательную ступень. Немаловажно также, что не каждый вуз имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в то время как получить еще один диплом ВО можно в любом высшем учебном заведении.

Неоднозначные отношения

В российской аспирантуре довольно высокий отсев. Лишь около 60% поступивших заканчивают обучение. В принципе ситуация не уникальна. В Испании доля выбывших достигает по ряду профилей 70–90%, в США — 50%, в Австралии — около 30%. Большой отсев часто связывают с вынужденным совмещением учебы и работы. В России на аспирантскую стипендию прожить невозможно — нужно трудоустраиваться. Однако между учебой и работой может возникнуть конфликт (по затратам времени, сил, содержанию). Аспиранту приходится выбирать: или — или. Но возможен и синергетический эффект: работа помогает в подготовке диссертации.

Связь между трудовой занятостью и итогами аспирантуры часто неоднозначна, показали исследования. Молодые люди, не завершившие курс, расценивают работу во время обучения как препятствие. А успешно закончившие аспирантуру, наоборот, говорят о пользе занятости.

Эти ретроспективные оценки значимы. Но не менее важны и изначальные карьерные планы аспирантов: закрепиться в университете или работать вне академии. Наконец, имеют значение характеристики занятости (место работы, полный или неполный день) и связь темы диссертации с содержанием работы. Все эти факторы влияют на результаты аспирантуры и дальнейшую карьеру.

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова и Зибейда Джафарова подробно изучили занятость учащихся в ее связи с их профессиональными амбициями и разными аспектами обучения. Работа опирается на опрос 2020 аспирантов в 14 российских вузах (12 из них — участники программы «5–100» плюс два федеральных университета; 2016 год).

Чем отличается соискатель от аспиранта

Соискательство – альтернативная форма получения ученой степени. В этом случае не требуется поступление в аспирантуру. Главное отличие соискателя от аспиранта заключается в форме и продолжительности обучения. Они прикрепляются к кафедре только для сдачи экзаменов (без назначения руководителя) на соискание научной степени и (или) для подготовки диссертации (срок – не более трех лет).

Этой формой пользуются действующие сотрудники исследовательских учреждений. Соискатели не сдают вступительных экзаменов, не посещают занятий и не занимаются преподавательской деятельностью. Кандидату достаточно пройти собеседование и получить одобрение по нужному научному профилю.

Для очного (заочного) поступления учитываются:

  1. Вступительные экзамены (один – по специальности, два – общих);
  2. Реферат по выбранной специализации;
  3. Рекомендации;
  4. Публикации в журналах ВАК;
  5. Личные достижения претендентов (участие в конференциях и т. п.).

Основные сведения об аспирантуре

Аспирантура — этап послевузовского обучения на кафедре, которая ведет подготовку будущих научных сотрудников и преподавательского состава.

Обучение в аспирантуре предполагает сбор и обработку необходимой информации с разных источников. Такой подход дает возможность углубленно изучить выбранную тему и сравнить полученные результаты поставленного эксперимента с имеющимися научными данными по выбранной дисциплине.

Для закрепления полученных знаний в процессе, можно написать и защитить аспирантскую диссертацию. Предварительная защита научного труда перед представителями других учебных заведений поможет выявить ошибки и/или недочеты в проделанной работе.

Ознакомьтесь с подразделами…

Обучение

Все о процессе поступления и будущей учебы.

Вузы

Учеба в высших учебных заведениях страны.

… и дочитайте этот материал

Оглавление

  • Как обучаться в аспирантуре
  • Кто такой аспирант
  • Что дает
  • Зачем нужна

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Отличие соискателя от аспиранта

Допускается самостоятельная работа над соисканием ученой степени. В этом и заключается их главное отличие.

Соискатель – это выпускник профильного вуза, претендующий на получение ученой степени, прикрепленный к научному заведению в качестве научного сотрудника, который самостоятельно работает над диссертацией.

Аспирант – это претендент на научное звание, в отличие от соискателя, официально обучающийся в аспирантуре.

Чем занимается аспирант

Разница между обычным обучением в вузе и аспирантурой в том, что в институте и университете студенты занимаются по общей программе, одинаковой для всех. Аспирант кафедры обучается по индивидуальному курсу. План его деятельности включает посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, работу над исследовательскими проектами и отчеты по ним.

Каждому поступившему назначается личный наставник – научный руководитель аспиранта. Он помогает выбрать тему предстоящего исследования и составить план.

Чтобы успешно окончить аспирантуру, необходимо:

  • проводить исследования по выбранной дисциплине, собирать материал;
  • участвовать в работе кафедры;
  • выступать на конференциях;
  • читать лекции студентам;
  • вовремя сдавать зачеты;
  • пройти педагогическую практику;
  • отчитаться руководителю за каждый год;
  • публиковать научные статьи;
  • сдать кандидатские экзамены по трем дисциплинам (иностранному языку, философии и профильному предмету);
  • пройти предзащиту и защитить диссертационную работу.

Проблемы аспирантов связаны с безответственным отношением к сдаче экзаменов, проводимой исследовательской работе и нарушением календарного плана – за это грозит отчисление. Согласно представленной российскими вузами обзорной статистике за последние шесть лет, лишь 28% всех выпускников проходят этап защиты диссертации.

Предзащита проводится на заседании кафедры. Защита предстоит перед советом авторитетных ученых, который организуется при университете или на базе стороннего образовательного учреждения. Выпускник не получает диплома, но ему присваивается степень кандидата наук, дающая право заниматься педагогической деятельностью, участвовать в научных работах, получать господдержку для проведения исследований.

Кроме этого, после успешной защиты открывается новая ступень – докторантура и возможность стать доктором наук, а следовательно, повысить собственный уровень и претендовать на более высокие должности, включая руководящие.

Диссертация кандидата

что такое аспирантура и зачем она нужна

Это главное испытание, которое ставит перед молодым ученым аспирантура. Что такое кандидатская диссертация? Она отличается от дипломной работы или диссертации магистра тем, что защищается в специальном диссертационном совете, в который входят ученые в конкретных отраслях, являющиеся авторитетами. Стоит отметить, что такой совет может быть организован как при учреждении, где проходит непосредственно обучение, так и при другом научном или образовательном учреждении.

Стипендия в аспирантуре: порядок начисления и основания для выплаты

стипендия, размер выплаты стипендия

При поступлении на бюджетную форму обучения, аспирантам полагается небольшая стипендия – все зависит от учебного заведения (например, размер стипендии в аспирантуре МГУ может варьироваться в пределах 2 637-6 350р.)

Заметка

Стипендия выплачивается учащимся только при двух условиях: обучение на очной форме аспирантуры и хорошая успеваемость.

Чтобы «заслужить» повышенную стипендию, рекомендуется принимать активное участие в общественной жизни университета, а для других видов финансовых выплат, аспиранту необходимо представить соответствующие документы (точный список можно узнать в деканате вуза).

Порядок начисления стипендий определяется руководством аспирантуры – чаще всего, учащемуся выдают дебетовую пластиковую карту, куда ежемесячно начисляются выплаты.

Чтобы заказать написание кандидатской диссертации, необязательно поступать в платную аспирантуру, а лучше обратиться к нашим специалистам. Мы гарантируем пожизненную гарантию на все виды работ и заключаем официальный договор со всеми клиентами.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...