6 простых рекомендаций психолога для успешной адаптации малыша
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ОСТАТЬСЯ САМ
Страх оставаться без мамы неизбежен. Он связан с естественными для детской психики факторами — привязанностью ко взрослому, который проявляет заботу.
Это явление называется “сепарационная тревога” — страх разлуки, который проявляется беспокойством и плачем, когда родитель покидает комнату. Некоторые дети кричат, отказываются отойти от родителей, у них развивается истерика, могут появиться ночные пробуждения.
Отмечу, что это стадия нормального развития. Она начинается примерно в 8 месяцев, набирает максимальную интенсивность в 10–18 месяцев и проходит к 3-летнему возрасту.
Возникновение сепарационной тревоги не случайно. Это эволюционный фактор, который сохраняет привязанность ребенка и помогает следовать за родителем. К школьному возрасту дети уже спокойно переносят мамино отсутствие и понимают, что она вернется.
Какая реакция на расставание нормальна для каждого возрастного периода
Новорожденный способен находиться сам недолгое время. Стоит включать в его режим дня несколько минут (в каждом цикле сна и бодрствования), когда он предоставлен самому себе. В это время малыш будет исследовать мир вокруг: анализировать звуки, образы и предметы. Так он обучается занимать себя сам.
Дети от полугода до трех лет разлуку с мамой переносят по-разному. Иногда спокойно и внешне равнодушно. Через время могут начать грустить или беспокоиться. Иногда малыш реагирует плачем или истерикой. Оба этих сценария естественны. Помните, что плач помогает детям адаптироваться к новой ситуации и снять тревогу. А отсутствие матери станет безопасным, если рядом находится другой надежный взрослый.
Хуже всего на разлуку реагируют двухлетки: становиться раздражительными, плаксивыми, отказываются играть и ждут маму возле окна или двери. А после возвращения обижаются или даже злятся на родителей.
Тут важно обращать внимание на поведение малыша после вашего ухода. Как долго его эмоции стихают? Даже если он реагирует бурно, но через получаса уже играет, общается с другими детьми, проявляет интерес к окружающему миру, — это является нормой.
От 3 до 6 лет реакция значительно варьируется в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей. Здесь могут быть грусть или даже гнев, но они являются естественными и нормальными реакциями и сами по себе не говорят о наличии проблем. Острых и интенсивных реакций в этом возрасте обычно уже не возникает, так как малыш усвоил: мама через время вернется.
В младшем школьном возрасте у детей периодически возникают чувства тревоги, грусти и недовольства в ответ на уход родителей. Но эти явления носят ситуативный, непостоянный характер. Когда дети расстроены и устали, ситуация переносится сложнее. Вместе с тем, малыши уже могут с этим справиться и прибегают к различным способам адаптации: играют, читают, ищут поддержки у других детей, фантазируют.
У ребят постарше эмоции в большей степени связаны не с самим маминым отсутствием, а со значением, которое оно носит. Если она на работе, то малыш может чувствовать себя вполне безопасно. А вот если задержалась по неизвестным причинам — закономерно возникает тревога.
Так происходит в норме. Но бывают ситуации, когда малыш уже должен бы “перерасти”, но тревога остается. Например, младший школьник может отказываться посещать учебное заведение из-за страха, что родители не придут его забрать. Или беспокойно вести себя перед отъездом мамы в командировку: не желать ее отпускать, спрашивать о точном времени возвращения. Он даже может залиться слезами, когда проснется в пустой комнате и обнаружит отсутствие родителей.
Дело в том, что реакции ребенка зависят не только от возраста, но и от других особенностей. Они могут усугубляться такими причинами:
-
особенностями воспитания — тревожный и гиперопекающий подход не дает малышу возможности получить позитивный опыт расставания;
-
особенностями личности — дети, склонные к застреваниям, страхам, навязчивостям могут переносить одни и те же ситуации острее, чем сверстники без подобных черт;
-
нарушения развития могут мешать осваивать новые навыки, быть гибким, поэтому любая новая ситуация воспринимается остро.
Какие генетические факторы могут влиять на ситуацию?
Риск возникновения тревожных расстройств повышается, если они есть у кого-либо из родителей или близких родственников. Например, при исследовании близнецов обнаружили, что наследуемость симптомов тревожных расстройств достигает 73% (Bolton et al, 2006). У детей тревожных родителей в пять раз выше вероятность возникновения тревожного расстройства!
Также некоторая склонность к подобным реакциям может быть результатом специфики мозговых функций. Такие особенности будут видны и в характере — это трудности в освоении нового опыта, склонность к “застреванию” на одном виде деятельности, осторожность и даже опасливость перед незнакомыми занятиями.
Индивидуальные особенности и стрессовые ситуации, которые усиливают беспокойство
Особенности характера во многом определяют наши реакции. Поэтому если у вас застенчивый, тихий малыш, склонный к сомнениям и осторожности, то его тревожность и страх перед разлукой будут проявляться сильнее.
У некоторых детей такие реакции могут появляется вследствие болезни, требующей госпитализации, длительного лечения и резкого изменения образа жизни. Например, тревога может развиться, если малыш перенес такие опасные болезни, как:
-
онкологические заболевания;
-
сахарный диабет;
-
болезни органов дыхания, например, астма, хронические заболевания легких и т.д.;
-
хронические боли;
-
побочные эффекты от лекарств.
Как это проявляется?
Достаточно вспомнить ребенка в возрасте от 7 месяцев до полутора лет, и обязательно на ум придут все «симптомы»:
- Ребенок плачет, как только мама скрывается из вида.
- Его никто не может успокоить.
- Ребенок не идет на руки даже к знакомым людям.
- Малышу нужна только мама.
- Как только мама возвращается, малыш забирается на руки и вскоре начинает улыбаться.
Большинство родителей вспомнит, как мечтали, что по мере взросления ребенка увеличится количество личного времени и свободы.
И как мама была разочарована, что отметивший первый день рождения малыш хочет быть только у нее на руках, и устраивает скандал каждый раз, когда ей нужно зайти в туалет или в ванную.
В помощь маме хочется отметить, что это лишь один из многих кризисных моментов, которые нужно пережить.
Мамам в этот момент очень нужна поддержка. Первый год прошел в заботах и тревогах, позади первые шаги и первые зубки, но, кажется, что стало только хуже.
Усугубляют ситуацию проблемы со сном. Малыш не только тяжело засыпает, но и вертится во сне, часто просыпается, словно и ночью боится потерять вас.
Важно! Это на самом деле обстоит так. Чем выше уровень тревожности днем, чем чаще мама исчезает из виду, тем хуже обстоит дело со сном.
Как наладить сон ребенка старше 6 месяцев, что делать с постоянным висением на груди, смотрите в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>
Сохраняйте спокойствие
Главное, не волнуйтесь сами, когда оставляете малыша с папой, бабушкой или няней. Кроха чувствует ваше состояние и тоже может начать беспокоиться. Часто малыши воспринимают ситуацию так, как мы её объясняем.
Ошибка
— Что ты только без меня будешь делать? А вдруг упадёшь, разобьёшься? Вдруг бабушка за тобой не доглядит?
Правильно
— Сегодня к тебе прилетит Мэри Поппинс. Да-да, та самая, о которой мы с тобой читали в книжке. Только у нас её зовут Ирина Николаевна. Знаешь, сколько игр она знает? Хочешь с ней поиграть?
Чувство вины
Мама собирается на работу. Ребёнок не хочет её отпускать: уговаривает остаться, расстраивается или даже плачет. В такой ситуации мама может начать винить себя, что недостаточно времени уделяет своему малышу. Особенно если она не работает ради выживания, а удовлетворяет потребности более высокого порядка, например потребность в развитии, самореализации.
Если возникает чувство вины, то может запуститься деструктивная программа перекладывания вины. Неосознанно, конечно. И тогда появляется аргумент: «Ты же любишь новые игрушки, конфеты, развлечения? Чтобы это всё было, маме (или папе) нужно ходить на работу». Получается, что малыш с его неуёмными желаниями вынуждает взрослого работать.
Ребёнок может ответить: «Не надо мне конфет и игрушек, только останься дома». И что тогда делать? Выдумывать другую причину? Но будет ещё хуже, если ребёнок возьмёт вину на себя, начнёт переживать, что из-за его желаний мама или папа вынуждены работать. Аргумент «мир устроен так, что все взрослые должны ходить на работу» не подходит.
Во-первых, не все взрослые ходят на работу. Большинство, но не все.
Во-вторых, формируется мировосприятие жертвы: «От нас ничего не зависит. Если ты взрослый, то должен ходить на работу независимо от того, хочешь ты этого или нет».
1 Мама не дает достаточно любви и заботы
Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.
Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.
Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
Чаще доверяйте ребенка папе
Малыш не должен общаться исключительно с мамой. Ребенку любого пола нужно не только женское воспитание, но и мужское.
Отстраняя папу от заботы о ребёнке, женщины часто приводят такие аргументы: «Ты не сможешь», «Ты вечно занят», «Я лучше знаю своего ребёнка». Но такая позиция не приносит пользы. Ведь папа может открыть перед вашим малышом совсем другой мир, и тоже очень интересный.
Ошибка
— Кого ты больше любишь: папу или маму? Что? Ты папу любишь больше? Я для тебя стараюсь-стараюсь, а ты…
Правильно
— Мы с тобой сегодня поиграли. Теперь папина очередь. Он пойдёт с тобой гулять. Знаешь, как здорово играть с ним в прятки?
2 Мама все время «исчезает»
Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.
Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.
Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.
Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.
Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.
Возрастные рамки
На самом деле они условные.
Порой родители могут столкнуться с подобным поведением с началом любого заболевания, тяжелого прорезывания зубов. Начало кризиса 3 лет тоже будет знаменоваться увеличением потребности в мамином внимании.
Но чаще всего эти периоды приходятся на возрастной промежуток с 7 до 8 месяцев. Второй и наиболее яркий по своим проявлениям период приходится на возраст 1.2–1.4 года.
Сегодня поговорим о мягком прохождении этого этапа.
Когда дети учатся отпускать мам
Если говорить об особенностях возрастного восприятия разлуки ребенка с мамой, то можно выделить две группы:
✓ Первая — дети до 3 лет.
✓ Вторая — дети от 3 до 5 лет.
С первой группой все непросто: ребенок 1 год не отпускает маму ни на шаг, потому, что еще многого не понимает, ему неведомы понятия «скоро», «вечером», «через 3 часа». Такому крохе трудно объяснить, почему мама уходит каждое утро. Ее отсутствие воспринимается, как постоянное, а не временное событие. И хоть сколько повторяй, что через несколько часов мама вернется, в таком нежном возрасте ребенок просто неспособен это осознать. Именно поэтому психологи не рекомендуют разлучать маму и малыша (надолго и на регулярной основе) до 3 лет.
Вторая группа — это дети, с которыми уже можно договориться. Они понимают, зачем маме ходить на работу, а значит, не выдают столь бурных реакций на разлуку. Однако вовсе не реагировать не могут, проявляя свои эмоции в виде тихого протеста, подавленности, грусти. Ребенок реально скучает за мамой, хотя и понимает, что через некоторое время она вернется. Его дни превращаются в томительное ожидание, часы тянутся медленно, разлука становится невыносимой. Приходят мысли о предательстве: «Зачем меня бросили?».
К 6-7 годам — возраст первоклассника — дети уже привыкают периодически расставаться с мамой. Но все же в первые школьные дни, когда на новоиспеченных учеников сваливается повышенная нагрузка, а среди одноклассников еще нет друзей, стоит помочь ребенку.
Многие работодатели даже дают родителям первоклашек недельный отпуск, приуроченный к необходимости адаптации детей к школьной жизни.
Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?
Марина Романенко – психолог, создатель “Академии Профессионального Родительства”, бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!
3 Мама боится будущего
Ребенок взрослеет, мама стареет, время идет. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мама понимает, что время не стоит на месте. Тогда ребенок бессознательно будет тормозить свое развитие для того, чтобы создать иллюзию того, что он всегда будет маленьким. Что перемены где-то далеко.
Ребенку скоро пять лет. У него проблемы с речью, «перевести» может только мама. Пора идти в детский сад, да вот только девочка постоянно болеет, маме приходится оставаться дома, никак не получается выйти на работу.
В ходе разговора с мамой становится понятно. Мамина работа давно не приносит ей радости, от мысли о возвращении ей становится не по себе. Тревога, страх, неуверенность возникают одновременно с мыслью о выходе на работу. Вот ребенок и «липнет» к маме и «подстраивается», плохо говорит, как будто ей не пять, а только два, постоянно болеет, чтобы у мамы была возможность еще посидеть дома.
Сепарационная тревога или кризис разделения
Самое важное для мамы — это понять причину происходящего.
Когда ребенок не слезает с маминых рук и плачет при ее попытке покинуть комнату, она невольно начинает перебирать возможные проблемы, включая испуги, проблемы неврологического характера, боли различной этиологии.
На самом деле причина здесь в другом.
Наверняка вы уже слышали такое понятие, как сепарационная тревога или кризис разделения. Как раз он и является виновником происходящих с ребенком перемен:
- Этот кризис связан, в первую очередь, с появлением новых навыков.
Если в 7 месяцев ребенок начинает ползать, то после года в значительной степени осваивает навык ходьбы.
И если до этого он воспринимал себя и маму как одно целое, то теперь приходит осознание границ своего Я. Он понимает, что может отойти от мамы.
Но если это открытие радует, то тот факт, что и мама может куда-то отойти и потеряться, становится причиной для серьезных переживаний.
Важно! Новое осознание, что мама в один прекрасный момент уйдет и не вернется, пугает ребенка. И он, конечно, старается не выпускать ее из виду.
Пока она рядом, он спокоен. Но стоит ей направиться к выходу, как малыш начинает беспокоиться или плакать.
Читайте также полезную статью Кризис сепарации>>>
- Начиная с 7 месяцев, у ребенка окончательно формируется образ родителей. Он уже —может узнавать их со значительного расстояния.
И этот факт рождает понимание того, что мама и папа — это свои, то есть безопасная группа людей, но есть еще и чужие, которые почему-то периодически пытаются схватить на руки и потискать за щечки.
Ребенка это пугает, и он делает вывод, что нужно быть только со своими. А как это сделать? Правильно, быть поближе к маме и самое главное, не позволить ей уйти, оставив его наедине с чужой тетей.
Читайте также статью Ребёнок боится чужих людей>>>
- И последняя причина, которая приводит к тому, что ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг, называется закон следования.
В тот момент, когда он начал ползать или ходить, когда родилось понимание, что есть свои и чужие люди, он естественным образом начинает бояться потеряться.
Подобное поведение прослеживается у всех живых существ. Цыпленок, только вылупившейся из яйца, будет всегда следовать за курицей, поскольку это обеспечивает его выживание.
И ваш ребенок действует на основании тех же инстинктов. Поэтому он и старается следовать везде за мамой.
Подробнее о тот, как правильно поддерживать инстинкт следования, не усугублять его и не пугать ребенка ранним разделением, смотрите в онлайн курсе “Внимание: прогулка!” – как безопасно гулять с малышом на детской площадке и избежать конфликтов.
Обозначьте границы ожидания
Сыну или дочке гораздо легче будет ожидать маму, если мы объясним, сколько времени потребуется на это. Например: «Ты погуляешь, пообедаешь, поспишь, и я приду». Так ребёнок поймёт, что его не насовсем оставляют с чужим человеком, что это время кончится. Так ему легче будет контролировать процесс ожидания. Он поймёт, что мы заботимся о нём, нам небезразлично, что он чувствует и переживает. Для крохи «приду скоро» часто означает «никогда». Чётко обозначив границы ожидания, мы помогаем малышу пережить разлуку.
Ошибка
— Всё, пока! Когда приду — не знаю.
Правильно
— Когда маленькая стрелка дойдёт до цифры 6, я буду дома.
4 Мама боится одиночества
Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.
5 Мама боится потерять смысл жизни
Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.
Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.
Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.
Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».
Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.
Не наказывайте ребенка одиночеством
Некоторые родители считают очень эффективным наказанием запирать ребёнка в комнате одного. Однако на самом деле всё, чего можно добиться таким способом — это устойчивый стресс и боязнь оставаться в одиночестве. Вылечить малыша потом будет очень трудно.
Ошибка
— Разлила молоко? Будешь наказана. Я запру тебя в комнате одну. Посиди и подумай над своим поведением.
Правильно
— Как ты можешь исправить свою ошибку? Правильно. Возьми тряпку и вытри всё, что залито молоком.
Больше любви, ласки и внимания
Ребёнок, страдающий от недостатка ласки, с трудом будет отпускать маму куда-либо. Он будет привлекать к себе внимание, капризничать, хныкать. Ведь если мама, даже находясь дома, не может дать ему необходимого тепла, тем более она не сможет это сделать, когда уйдёт.
Даже если вы не имеете возможности проводить вместе большое количество времени, проведите его с пользой для ребёнка. Чаще обнимайте его, говорите, что любите, проводите интересные игры и интересуйтесь его жизнью.
Пусть у вас будут специальные ритуалы: например, укладывая сына или дочку спать, вы ложитесь рядом, рассказываете друг другу свои секреты, сочиняете сказки или делитесь тем, как прошёл день. Всё это делает вас ближе друг к другу.
Ошибка
— Не реви! Мне надо уходить. Что ты вечно ноешь, плакса!
Правильно
— Я тебя очень люблю! Ты очень хороший! Помни, я всегда думаю о тебе и всегда приду к тебе на помощь.
Игры, которые научат обходиться без мамы
Игра в прятки — замечательное средство избавиться от чувства страха разлуки с близким человеком. Мама спряталась, но она есть, никуда не делась, появится. Прячась сам, малыш тоже борется с этим страхом. Он не видит маму, но в любой момент может выйти из укрытия и увидеться с ней. Он уже не чувствует себя таким беспомощным, как в ситуации, когда мама исчезает и он никак не может на это повлиять. Теперь исчезает он сам, и другие вынуждены мириться с его отсутствием. Люди не исчезают навсегда. Они потом снова появляются. Это знание помогает крохе смириться с ситуацией, когда мама уходит.
Другой отличный вариант для избавления от страха остаться без мамы — ролевые игры. Возьмите игрушки и разыграйте различные ситуации. Мама зайчика пошла за морковкой. Кто посидит с малышом? Добрая собачка. Она будет ухаживать за зайчонком, охранять его, катать на своей спине. С ней можно прыгать, бегать, кувыркаться. Она знает много интересных игр.