Что делать, если ребенок убегает на улице – Мамсила

Три месяца назад, у моей знакомой из центра случилась безвыходная ситуация: ребёнок начал вырываться на улице, убегал (5 лет, бегает очень быстро), при этом у мальчика нет чувства опасности, то есть он спокойно может выбежать на дорогу перед проезжающей машиной, лечь на дорогу. При всём этом понимание речи очень плохое: что-то запретить, сказать ребёнку невозможно.
Знакомая поднимала и снова, и

Содержание

Почему ребёнок убегает от родителей на улице

Причины, по которым ребёнок убегает на улице, не слушает маму, не слышит её просьбы, могут быть различны. Редко подобная смелость основана на отсутствии значимой связи между мамой и ребёнком. Вряд ли ваш малыш не замечает разницы между близкими и незнакомцами, что при некоторых серьёзных нарушениях бывает.

Чаще малыши как раз уверены в доброжелательности мира и заботящихся взрослых, и поэтому следуют за своим энтузиазмом, не оборачиваясь, веря, что вы надёжно прикрываете их тылы. Разуверять их в этом, запугивая внешними опасностями и своими эмоциями беспокойства и страха, на мой взгляд, следует крайне дозировано.

Но вот почему оказывается, что по факту ситуацией руководит ребёнок, а не взрослый – вопрос границ и иерархии, и вопрос этот следует задавать себе именно взрослому, потому что именно взрослый обладает бóльшими ресурсами, чтобы осознанно изменить поведение и отношения, в то время как ребёнок, пусть и активно и по-своему, но учится, копирует, вбирает, подстраивается, усваивает. Если вы не предлагаете ребёнку понятного и внятного руководства, он берёт инициативу в свои руки, оставляя вам бежать за деревьями и страховать его.

Почему дети убегают?

1. Гиперопека

Когда взрослые излишне ограничивают активность взрослеющего ребенка в движении, ему начинает не хватать стимулов для развития, которые ребенок стремится восполнить с большей энергией, иногда в ущерб себе.

Как поступить:

В этом случае стоит ослабить свою “материнскую хватку”. Во время прогулок попробуйте искать альтернативы, позволяющие ребенку больше движения и свободы:

  • запрещайте только то, что представляет настоящую, а не потенциальную опасность;
  • выбирайте для прогулки безопасные места с закрытой территорией;
  • делайте упор на то, что можно: собирать камни, рвать травинки, играть с песком – все это нужно специально проговаривать для ребенка.

2. Плохое настроение мамы

Иногда дети бессознательно пытаются отстраниться от мамы, если она находится в том расположении духа, которое не предвещает для него ничего хорошего.

Как поступить: 

В этом случае маме стоит поработать со своими эмоциями, научиться контролировать себя, чтобы не выплескивать внутренний негатив на ребенка.

3. Детская любознательность

Проявление детской любознательности может стать одной из причин импульсивного поведения на улице. В психологии такое поведение называется “полевым” и считается нормальным для раннего детского возраста, до определенных пределов.

Как поступить: 

Самой стать источником детского интереса, увлекать ребенка различными играми, брать с собой игрушки, общаться с малышом, занимая его внимание. 

4. Проверка собственных границ

Для полноценного развития ребенку необходимо самостоятельно находить и видеть опасность конкретных взаимодействий с окружающим миром.

Ребенок стремится нащупать ту зону, в которой он может действовать свободно и определить границу, переход за которую чреват маминым ограничением. 

Как поступить:

Верить в силы ребенка, его любовь к себе и постепенно расширять зону свободы, давая возможность для самостоятельного принятия решений.

5. Отсутствие четких правил поведения

Дети любят правила. Правила дают детям важнейшие чувства спокойствия и стабильности.

Как поступить:

Поведение ребенка на улице лучше регулировать не “по ходу пьесы”, а заранее объяснив что можно и что нельзя. Поощрения и также могут участвовать в достижении результата.

6. Возрастной кризис

Обычно это кризис 3-х лет, тот волшебный период, когда у ребенка возникает настойчивое “Я сам!”. 

Как поступить:

Попытаться заинтересовывать ребенка безопасными играми во время прогулок и ждать когда “перерастет”.

7. Особенности темперамента

В психологии есть такое определение как “либертофильный тип личности”. Это когда инстинкт свободы у человека преобладает над остальными. В детском возрасте он проявляется бунтарством, протестом против любых ограничений свободы, неспокойным поведением.

Многим знакома ситуация, когда уже взрослый человек, с которым идешь куда-то вместе, бежит вперед без причин, вместо того чтобы насладиться совместной прогулкой.

Как поступить:

Принять таким, какой есть.

8. Отсутствие родительского авторитета у мамы

Этот вариант часто встречается в неполных семьях, где ребенка воспитывает только мама, которая в силу вынужденных обстоятельств, выматывается и не знает где взять силы на внутреннюю подпитку. Ребенок чувствует мамину неуверенность в себе, жизни и проверяет ее на прочность, в силу собственной бессознательной .

Второй вариант возникновения данной проблемы – это когда семья живет вместе с бабушкой и дедушкой, один из которых диктует свои правила поведения в доме, пытается “задавить” маму ребенка собственным авторитетом.

Как поступить:

Не создавать таких ситуаций, при которых другой взрослый человек критикует вас или ваше поведение при ребенке. Добейтесь того, что любая критика допустима только наедине.

Работать над собой – искать способы внутренней подпитки, повышения уверенности в себе.

Шесть советов, если ребёнок убегает от Вас на улице.

Итак, рассказываю, что необходимо делать, если Ваш ребёнок убегает от Вас на улице.

  • Обязательно сделайте ему нашивку на одежде с его именем, адресом и телефоном родителей.
  • На улице не берите его за кисть, а удерживайте руку за запястье, захват должен быть жёсткий. Так вырваться намного сложнее. При таком захвате не стоит опасаться того, что ребёнку больно. Ему не будет больно.
  • Если позваляет возможность то стоит купить браслет ребёнку, который будет показывать его местоположение.
  • Учим команде “стоп” с помощью Ава – терапии и поощрений. Это обязательно необходимо сделать, нужно чтобы ребёнок правильно понимал и выполнял эту команду. Обучают такой команде, например, дома. Вы ведёте ребёнка за руку к столу, говорите “стоп”, останавливаетесь и поощряет его, и так работаете до тех пор, пока ребёнок не начнёт сам выполнять эту команду.
  • Вводим визуальные подсказки. Используем карточки Пекс, если у ребёнка плохое понимание речи, Вам необходимо донести до него, что машины на дороге – это опасно.
Визуальная подсказка.

Визуальная подсказка.

  • Ну и пока Вы обучаете его опасности на улице, учите ходить за руку и распознавать команду:

“Стоп”,

покупаете вожжи или подобное приспособление, чтобы сберечь и ребёнка, и свои нервы.

————-

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете.

Почему ребёнок не слушается на улице?

Что хочется сказать по письмам читательницы:

1. В 1,6 на улице вполне можно и нужно гулять ногами. Особенно если вы вышли на прогулку, а не по делам.

Зачем на улице коляска, если вы знаете, что дойдёте до ближайшей песочницы и там остановитесь?

Ребёнку сейчас нужно нарабатывать двигательный навык: много ходить, пытаться прыгать, бегать, шагать по ступенькам, пробовать ходить по бордюрам дорожным.

Не нужно лишать его этого.

Если вы идёте по делать – то обязательно озвучьте это ребёнку перед выходом на улицу. Говорите чётко и ясно: «Сейчас мы идём в магазин. Я тороплюсь, поэтому ты будешь ехать в коляске. Когда вернёмся, остановимся на площадке, и ты побегаешь».

Коляску стоит использовать только как одну из возможностей БЫСТРО добраться в нужное место и, например, закупить продукты и довезти их до дома.

В банки, на почту и другие места удобнее ходить пешком, а ребёнка нести на бедре.  Причём часть дороги малыш может идти самостоятельно!

2. Идти за руку на улице – это НАВЫК!

Ребёнка этому нужно учить. Если вы особо не настаивали, то конечно ребёнку не понятно, зачем держать вас за руку. Но вы мама и вам виднее как вести себя на улице, поэтому можно ввести это правило и чётко ему следовать.

У нас через пару шагов от подъезда проходит квартальная дорога, поэтому правило приживается быстро. Опасно идти одной! Доходим до площадки за руку и потом уже отпускаем руку.

3. Ребёнок убегает, потому что нет чётких правил как вести себя на улице.

Это не к ребёнку претензия, а к сожалению к маме.  Стоит начать с себя и прописать – какого поведения я жду от ребёнка на улице: что можно, а что запрещено.

4. Не слушается и не реагирует на ваше «надо».

Это нормально. Ведь надо – Вам, а не ей. У неё есть более увлекательные дела: крышечки, камушки, травинки. Разве можно это променять на надо?

Если вам действительно НАДО идти, то не стоит советоваться в этом с ребёнком. Вы просто берёте её на руки и говорите, куда вы сейчас идёте.

5. Вы правы в своём наблюдении – слишком много НЕЛЬЗЯ порождают непослушание.

Попробуйте запрещать только то, что опасно для жизни, а в остальных ситуациях придумывайте альтернативу. И обязательно выходя на площадку или найдя чистый островок – сознательно разрешайте ребёнку – «Ты можешь собирать камни», «Давай порвем травинки»  – т. е. в вашем арсенале должны быть моменты не только запретов, но и полного разрешения!

Когда вы не просто молча позволяете собирать, кидать, искать, а именно озвучиваете это как ваше разрешение!

Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит:

Конечно, чтобы все эти рекомендации вы смогли успешно применить, лучше получить полную картинку с каких этапов начинается приучение ребёнка к хорошему поведению на улице, что делать в спорных ситуациях – для этого рекомендую обратить внимание на Аудиосеминар “Внимание: прогулка!”

Этот семинар для мам с детьми от 6 мес.

Благодаря ему вы сможете решить для себя такие важные вопросы:

  •  как научить ребёнка слушаться маму на улице;
  •  что делать если ребёнок убегает;
  •  как реагировать на незнакомых людей;
  •  как общаться в песочнице;
  •  как ходить по делам с ребёнком?

Всё самое актуальное в сжатые сроки: http://uroki4mam.ru/courses/progulka

Пожалуйста, в комментариях задавайте свои вопросы и делитесь ситуациями, с которыми вы сталкиваетесь на прогулке и не знаете, как правильно себя вести и реагировать?

Кто такие «бегунки»

Чтобы разобраться, какие подростки склонны к побегам, давайте сначала определимся с терминологией. Есть довольно тяжелая психопатология — дромомания, когда у человека неудержимая склонность к побегу. Это одна крайность. Бывает и другая — родители побегами из дома называют ситуации, когда ребенок остался где-то ночевать и их не предупредил.

Предлагаю поговорить о ситуациях, когда подросток осознанно решил уйти из дома в силу неких внешних обстоятельств, и речь при этом не идет об эндогенной патологии.

Бегут, конечно, не все. Многое зависит от характера. Некоторые дети даже в самой тяжелой ситуации будут страдать и терпеть. У них могут быть самоповреждения или мысли о самоубийстве, но они не убегают из дома. Это те, кто обладает тревожными чертами, возможно, находятся в депрессии. Такие подростки стеснительны, чаще думают о других, чем о себе, стараются не причинять беспокойства окружающим, легко начинают испытывать чувство вины, стыда.

То есть, ответственные, послушные дети реже совершают такие поступки. Бегут упрямые, своенравные, склонные к импульсивности и бурному проявлению эмоций, — но и к самостоятельности.

Что касается психологического профиля «бегунков», любой подросток в силу возраста и происходящих в его организме гормональных, физиологических, биохимических изменений, эмоционально очень уязвим, еще не умеет защищаться от стресса. Эмоции он испытывает очень сильные, они проявляются вспышками, постоянно сменяют одна другую.

Взрослеющий человек еще не научился с ними справляться. Иногда он так бурно переживает скандалы с родителями, чувствует настолько невыносимое бессилие, что считает уход из дома единственным выходом.

Побеги относятся к девиантному, «отклоняющемуся» от нормы поведению. Чаще всего оно связано с проблемами в семье. Нередко те же подростки, которые убегают из дома, могут употреблять алкоголь и наркотики, вступать в беспорядочные половые связи. Далеко не все, но многие из них демонстрируют такой комплекс девиантного поведения.

Младшего подростка будут активно искать. Но чем он старше, тем большими навыками выживания обладает. А значит, способен дольше и тщательнее скрываться, и у него остается меньше шансов на возвращение в семью.

6 шагов, которые помогут Вам начать работу с побегами:

УСЛОВИЕ УСПЕХА – ЗАПИСИ.

Ведите записи: записывайте дату, время «побега», с кем гулял ребенок, чем закончился побег. Обязательно отмечайте прогулки без побегов. Отмечайте также попытки, которые не удались. Например, если ребенок попробовал убежать, но папа успел схватить его за руку – отмечайте это как попытку. Ведение записей поможет вам вместе со специалистами разобраться в том, что происходит, если ваш случай окажется сложным.

ШАГ 1. Установите причину. Почему ваш ребенок убегает? Он идет в какое-то определенное место или исследует новую местность? Понимание причин убегания поможет вам разработать стратегию, которая может снизить риск побега.

Если ребенок убегает в конкретное место …

Научите ребенка просить. Помните, что форма просьбы должна быть максимально простой, так, чтобы ребенок предпочел попросить, а не убегать.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: ПОПРОСИТЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТО. ОЧЕНЬ ПРОСТО.

Для любителей «вызывать речь» отметим особенно: работа с поведением убегать значительно важнее вызывания звуков. Поэтому для детей с затруднениями в артикуляции запрещено работать над вызыванием звуков в момент работы с опасным для жизни ребенка поведением «убегать».

Если ребенок не говорит или говорит неразборчиво, носите с собой небольшие фотографии тех мест, которые ребенок любит и куда он может в принципе убежать. Желательно научить ребенка носить эти карточки в кармане и показывать одну из них, когда он хочет попасть в определенное место (например, на детскую площадку или в торговый центр).

Если ваш ребенок – исследователь…

Научите ребенка просить пойти с ним в ту или иную сторону. В данном случае иногда достаточно того, что ребенок научится показывать рукой в ту сторону, куда он хочет пойти.

Если это игра в догонялки…

Научите ребенка просить побегать с вами. Еще раз: не нужно «вызывать речь». Пусть ребенок покажет самый простой жест или похлопает вас по руке определенным образом.

Научите ребенка, что есть определенные места, в которых можно играть и бегать, а есть места, в которых бегать нельзя и нужно идти, держа взрослого за руку. Для этого используйте сортировку: подготовьте две большие планшетки с надписью «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ» и 50 карточек с изображением опасных и безопасных мест. Расположитесь удобно, возможно за столом, назовите карточку с изображением места, например: «Детская площадка бегать…», помогите ребенку положить карточку на поле «МОЖНО» и закончите фразу.

Выходите на улицу в спортивной одежде и удобной обуви без каблука и с закрытой пяткой. Выйдя на улицу, СРАЗУ предложите ребенку побегать, повторно предложите ребенку побегать через 20-30 минут.

Если ребенок пытается убежать из неприятной ситуации…

Подумайте, можете ли вы как-то изменить эту ситуацию, сделав ее не такой тяжелой. Например, некоторые дети убегают, когда им нужно стоять в очереди и ждать. Иногда достаточно дать ребенку спиннер или небольшую музыкальную игрушку, чтобы снизить или исключить вероятность побега.

Научите ребенка просить обойти страшный предмет или животное, чтобы необходимость убегать отпала. Научите его показывать простыми жестами, что ему нужна помощь или что он хочет пойти другой дорогой.
Может помочь, если вы научите ребенка отказываться. Некоторые мамы и папы переживают, что если научить ребенка отказываться, он перестанет слушаться и они не смогут с ним справиться.
Исходя из нашего клинического опыта и многолетних наблюдений за поведением, ребенок, который отказывается от чего-то приемлемым образом (жестом, позицией тела) на самом деле гораздо послушнее ребенка, который валится на пол, кричит или убегает. Вам точно хватит авторитета, чтобы позже, после того, как ребенок перестанет убегать, научить его, что иногда нужно делать что-то, даже если не хочется.

Также можно поработать над тем, чтобы снизить уровень страха у ребенка. Посмотрите нашу статью о стрижке ногтей – прием будет тот же, систематическая десенсибилизация. Этот метод может сработать и с другими страхами!

В любом из этих случаев помните, что вам необходимо учить ребенка таким видам поведения, которые решат существующую проблему приемлемым образом (специалисты ПАП называют такие виды поведения альтернативными или замещающими). Сначала необходимо выполнять ВСЕ просьбы ребенка, которые будут замещать поведение «убегать». И только тогда, когда побеги и даже попытки побегов полностью прекратятся, можно будет постепенно научить ребенка, что не всегда и не все его просьбы могут быть выполнены. Действуйте при этом не спеша и аккуратно: если вчера выполнялись все просьбы ребенка, то сегодня отказывайте в одной просьбе из десяти и ни в коем случае не наоборот. При проведении такого обучения планируйте прогулки и иные перемещения, оставляя запас времени на тот случай, если ребенок попросится на площадку или начнет исследовать местность.

ШАГ 2. Найдите, выявите сигналы (триггеры).

Сигнал, триггер – это какое-либо событие или изменение окружающей среды, которое «запускает» то или иное поведение. Например, вы можете заметить, что ребенок пытается убежать на определенном перекрестке или начинает бежать, когда мимо него проезжает велосипед, когда в его сторону бежит собака. Каким бы ни был этот сигнал, если вы его нашли, вам будет значительно легче контролировать ситуацию. Во-первых, при приближении сигнала вы сможете заблаговременно подсказать ребенку, что ему нужно попросить или сделать. Во-вторых, вы сможете упредить побег, вовремя взяв ребенка за руку или за капюшон куртки. В таком случае даже если ребенок попытается побежать, вы сможете оперативно предотвратить побег и не дать ребенку подвергнуть себя опасности.

Найти эти сигналы вам помогут ваши записи. Если выявить сигналы и причины не удается – обратитесь за помощью, попросите еще кого-то понаблюдать вместе с вами, обратитесь к специалистам. Вокруг вас точно есть люди, готовые вам помочь.

ШАГ 3. Наблюдение в целях безопасности.

Даже если ребенок никогда не убегал, имеет смысл озаботиться его безопасностью. В современном мире существует множество прекрасных технологичных решений, которые покажут вам, где находится ваш ребенок. Некоторые из них даже позволяют осмотреться. Для отслеживания можно использовать GPS часы или телефон.

ШАГ 4. Научите ребенка как себя вести если он все-таки потерялся.

Среди всех убегающих детей с РАС примерно 35% детей не могут назвать свое имя, домашний адрес и номер телефона.

Научите ребенка называть свое имя и фамилию, имена родителей, адрес проживания и, желательно, номер телефона.

Если ребенок не может этому научиться, положите во все карманы одежды визитки и научите ребенка давать такую карточку полицейскому, врачу или пожарному. Желательно учить ребенка сообщать информацию о себе именно государственным служащим, таким образом вы сможете снизить вероятность возникновения опасных ситуаций, связанных с общением с незнакомыми людьми. Другой совет – обращаться за помощью к женщине с коляской. Во-первых, она скорее всего живет неподалеку и знает окрестности. Во-вторых молодые мамочки и няни часто более добры и отзывчивы, чем, скажем, молодые мужчины, которые вечно куда-то спешат.
Также следует научить ребенка безопасности на дороге.

ШАГ 5. Если ребенок посещает детское учреждение.

Если ребенок посещает детский сад, школу или иные места, поговорите с сотрудниками, воспитателями, нянями. Вместе с ними проверьте безопасность учреждения, предложите свою помощь в ремонте ворот, установке видеодомофона, что-то еще. Не вставайте в позицию строгого проверяющего – понятно, что безопасность должно обеспечить учреждение. Но если вы можете помочь, почему бы не сделать этого…

ШАГ 6. Запишитесь в бассейн.

Одна из главных причин смерти детей с РАС – гибель на воде. Запишите своего ребенка в бассейн, а когда он научится плавать, научите его держаться на воде в одежде и обуви. В этом случае если ребенок окажется в воде, его шансы на спасение значительно вырастут.

И помните, что чем больше этих шагов вы проработаете, тем лучше станет ситуация с побегами.

А если после прочтения статьи вы все еще не решили, с чего начать, или задача, которая перед вами стоит, кажется вам слишком сложной, попробуйте начать с протокола «иди сюда».

Учитесь реагировать на побеги спокойно

Несмотря на все ваши наставления и бдительность, небольшие происшествия все же иногда случаются. Когда Илюша перебежал через дорогу, не подождав маму, она шлепнула его, а затем сильно сжала в объятиях, чем вызвала изумление прохожих. «Я, безусловно, сожалею о своей бурной реакции, но я была так разгневана и напугана! Илюша расплакался и долго не мог успокоиться, наверное, такая форма наказания показалась ему очень странной: шлепки пополам с объятиями». Конечно, мы знаем, что шлепок — это не выход, тем не менее в стрессовой ситуации мы часто реагируем импульсивно и непредсказуемо. И если это случилось, важно объяснить малышу, за что ему «досталось». Скажите ребенку, как сильно вы за него испугались, ведь он подвергал себя опасности.

Всегда придерживайтесь единых правил и следите, чтобы их непременно выполняли и все остальные члены семьи. Если вы считаете, что в супермаркете малыш должен идти с вами только за руку, бабушка должна требовать от него того же. Если в парке ваш непоседа не отходит от вас дальше чем на десять метров, это означает, что и папа должен соблюдать ту же дистанцию.

Постарайтесь успокоиться сами и успокоить малыша, ведь нередко случается, что ребенок оказывается испуган не меньше, чем взрослый. И только когда приступ паники пройдет, серьезно поговорите с ним о том, что произошло. Объясните малышу, что, даже если дорога пуста, он все равно не должен пытаться перейти ее самостоятельно. Будет неплохо, чтобы то же самое объясняли ему и другие члены семьи: папа или бабушка.

Довольно часто случается, что один взрослый спокойно реагирует на то, что малыш отбегает на прогулке далеко, а другой начинает волноваться, если кроха удалится буквально на пять метров. Пока малыш маленький и импульсивность преобладает у него над здравым смыслом, желательно всем членам семьи выработать четкие и разумные правила, которых будут придерживать все взрослые.

Даже если малыш знаком с правилами безопасности, в многолюдном месте он может растеряться и упустить вас из виду. Поэтому будет нелишним обзавестись идентификационным браслетом, который вы сможете надевать ребенку, отправляясь на пляж или рынок. Конечно, эта дополнительная мера не сможет избавить вас от постоянного присмотра за своим чадом.

Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Инстинкт самосохранения у детей

Инстинкт самосохранения – форма поведения, направленная на защиту собственной жизни и здоровья.

Пусковым механизмом внутреннего механизма защиты является чувство страха, с помощью которого осознается сложность и опасность ситуации, взвешиваются собственные силы и возможности.

В раннем возрасте чувство самосохранения и еще не развито в полной степени, в силу того, что ребенок еще не получил достаточно опыта, чтобы так же, как и взрослые, понимать, что в окружающем мире может быть не только весело, но и по-настоящему опасно.

Отсутствие развитого инстинкта самосохранения у детей должно компенсироваться родительской защитой.

С помощью передвижения в пространстве, взаимодействия с ним, ребенок формирует образ собственного тела, о котором у него еще нет представления. 

Так он тренируется понимать себя и свои границы.

Из каких семей убегают и почему

Приведу пример из практики. У меня на приеме была девочка, которая несколько раз сбегала из дома. Она прямо говорила, что не может жить с матерью, отчимом и их годовалым ребенком, потому что они каждый день ссорятся. Ссоры часто доходят до драк и рукоприкладства, и если она окажется в неподходящий момент рядом, то отчим может ударить и ее…

Когда у нее заканчиваются силы терпеть или ситуация ухудшается, девочка уходит из дома. Родной отец, который привел ее на консультацию, честно говорит: «Я человек пьющий, поэтому, когда она убегает ко мне, я иногда могу о ней позаботиться, а иногда и нет». То есть мы говорим о социально неблагополучной семье.

Чаще всего из семей благополучных хотя бы внешне, с высоким социальным уровнем и достатком дети не убегают, боясь всего этого лишиться. Подростки прекрасно понимают, что уровень жизни им обеспечивают родители, и, как правило, не переходят эту границу.

Бегут дети от беспомощности, от безнадежности, от бессилия, они подчас не в состоянии выдерживать гнев и ярость на родителей.

Если говорить о типе семьи, то это семьи, где люди привыкли шумно выражать свои эмоции — яркие крики, бурные ссоры. К этому обычно примешивается нежелание родителей увидеть и услышать своего подростка, неготовность с уважением отнестись к его интересам, просьбам. Тогда, чувствуя себя беспомощным, ребенок вполне может совершить побег.

Бывают семьи «тихие», в которых молчат о проблемах, обижаются, не разговаривают. Там подростки скорее будут запираться в своей комнате, сидеть и тихо страдать.

Может ли кто-то со стороны склонить подростка к побегу, если в семье все хорошо? Мое мнение — нет. За всю мою практику ни разу не видела, чтобы подросток сбежал из семьи, где его слышат, видят, уважают его мнение и готовы к диалогу. Если, конечно, у него нет органической патологии.

Ребёнок убегает на улице: устанавливаем границы и правила

Эта ситуация тяжела не только вам, но и ребёнку. Здоровая доля разумных ограничений даёт ребёнку гораздо больше спокойствия и уверенности, чем вседозволенность.

Мне показалось, что вы не до конца поняли посыл психолога центра: давать какие-то определения вашим отношениям с ребёнком имеет смысл только для того, чтобы помочь вам посмотреть на ситуацию несколько иначе, увидеть в ней новые стороны и возможности, чтобы выработать план действий, который приведёт к иному, чем теперь, результату.

Ваши качества хорошего родителя определяются не тем, какие и сколько недостатков в стиле воспитания или отношениях с малышом можно диагностировать, а тем, какие выводы вы можете сделать из взгляда со стороны, тем, насколько вы можете придумать, попробовать и освоить новые способы действовать, которые помогут вам максимально полезно выразить свою любовь и дать адекватную возрасту и индивидуальности заботу, которая поможет раскрыться ребёнку со своих наилучших сторон, оставаясь спокойным, довольным, энергичным.

Хороший родитель – не тот, кто идеален и не имеет проблем, и не тот, кто слепо следует чьим-то советам, будь они и профессиональны и прекрасны. Хороший родитель – тот, кто умеет видеть во всякой проблеме задачу, умеет эти задачи решать сам, а когда не может, обращается за помощью к опыту, накопленному другими, чтобы творчески осмыслить его и использовать для своего решения. Быть хорошим родителем – искусство и мастерство, которое не сводимо к знаниям и навыкам, но которое от богатства знаний и навыков очень выигрывает.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Когда следует волноваться?

Волноваться и задумываться о посещение соответствующих специалистов стоит в том случае, если ребенок не просто ведет себя неосторожно, а продолжает действовать не меняя тактики, даже в момент ущерба себе, то есть причиняя себе боль. Например, случайно дотронувшись до горячей поверхности, не отдергивает руку.

Отсутствие у ребенка уберегающих рефлексов и самотравмирующее поведение являются поводом для беспокойства. В остальных случаях, поведение ребенка корректируется родителями с помощью воспитательных мер.

Что делать если ребенок убегает?

Ниже приведены общие советы для родителей убегающих детей.

Давать больше самостоятельности

Если ребенок растет очень подвижным и любопытным, следует задуматься о том, как предоставить ему побольше свободы в действиях, проявить уважение к его самостоятельности там, где это уместно.

Направляйте его действия, предлагая помочь вам. Просите его самостоятельно выбрасывать в мусорное ведро пустые упаковки, помогать вам загружать испачканные вещи в стиральную машину, самому выбирать одежду для прогулки из предложенных вами вариантов, нести свои игрушки во время прогулки и т.д.

Таким образом поле возможностей для проявления самостоятельности будет шире и ребенку не понадобится больше отстаивать свои права.

Поощрять за хорошее поведение

Очень важно хвалить за конкретные вещи, например: “Я была так довольна, когда ты пришел сразу после того, как я тебя позвала!”

Уводить домой

Действенной регулирующей мерой является и обратный метод “кнута” –  наказание ребенка за запрещенные действия во время прогулки.

Если каждый раз после проступка ребенка, связанного с его внезапным побегом, вы станете уводить его домой, ребенок рано или поздно перестроит свое поведение на более конструктивное.

Учить ходить за руку

Идти за руку на улице – это навык, которому ребенка нужно учить.

Если вы не настаиваете, то ребёнку будет не понятно, зачем держать вас за руку.

Разделите дорогу на зоны где можно идти самостоятельно и где вместе, держа маму за руку. Настаивайте на таком поведении, придерживайтесь всегда одной и той же линии поведения.

Со временем ребенок привыкнет к такому укладу, для него будет понятно, что дойдя до детской площадки за руку, вы его отпустите, так он сможет спокойно переносить временное ограничение свободы.

Следовать инструкции

Составьте свой свод нерушимых правил поведения во время прогулки для ребенка и регулярно озвучивайте ему их. У ребенка должна быть четкая инструкция того что можно и чего нельзя.

Предостерегать заранее и в игровой форме

Внимательность и осторожность можно привить и в игровой форме.

Расскажите ребенку, что на улице может быть много опасностей.

Нарисуйте их вместе и разберите подробно, какой вред может причинить каждая из них.

Выходя на прогулку, предложите ему найти все потенциально опасные объекты.

Игры на ходу

В ситуации, когда вам с ребенком предстоит определенный путь, хорошим помощником может стать . Подключить его помогут простые игры, в которые можно играть на ходу. Например:

“Слова”
Один участник называет любое слово (существительное), а другой придумывает новое слово на последнюю букву. И так по очереди.

“Угадай слово”
Один участник загадывает слово, а второй с помощью вопросов, пытается его отгадать.

“Шаги”
Попробуйте увлечь ребенка, предложив ему шагать разными шагами – “шагами великана”, “шагами мышонка”, “шагами рыси” и т.д.

“Машины”
Каждый участник выбирает себе определенный цвет и считает сколько проезжающих машин такого цвета он увидел.

“Продолжи стихотворение”
Выберите длинное и интересное стихотворение и рассказывайте его ребенку по дороге, предлагая самостоятельно продолжать знакомые фразы.

“Сочиняем сказку”
Попробуйте вместе с ребенком сочинить сказку с самыми интересными ему персонажами.

Используйте GPS браслет для ребенка
Если ребенок часто убегает и его трудно остановить, то для спокойствия мамы стоит приобрести этот гаджет. Он поможет контролировать перемещение ребенка на тот случай, если вы упустили малыша.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...