Психологи выяснили: детские страхи тесно связаны с родителями. Скажем, чем чаще мама и папа ссорятся друг с другом, тем больше страхов у ребёнка.
Диагностика страхов
К сожалению, нет универсальной инструкции, как избавить ребенка от страхов. Каждый малыш слишком уникален для этого. С одной стороны, детские боязни являются движущей силой психологического и социального развития, с другой – они могут это развитие затормозить, если сила страха превышает возможности нервной системы малыша.
Существуют специализированные опросники для детей, предназначенные для выявления боязней, начиная со старшего дошкольного возраста. У деток помладше самым надежным остается метод беседы. Основной родительский инструмент в борьбе со всем страшным и опасным – здравый смысл. Внимательное наблюдение и доверительные диалоги с ребенком творят чудеса в деле коррекции поведения.
Инструменты психологов
Существует тест «Красный дом. Черный дом» (модифицированный метод А.
И. Захарова). Одновременная диагностика и проработка проблемы происходит через рисунки и образы. Ребенку предлагается расселить (записать) опасности в нарисованные домики: страшные – в черный дом, нестрашные – в красный.
В конце занятия черный дом нужно запереть (ребенок сам рисует навесной замок), а ключик выбросить или потерять. Обитатели черного дома – актуальные страхи. Будучи ритуально запертыми на надежный замок, они немного отступают.
Домашняя модификация теста. Чтобы сделать это занятие более увлекательным и доступным для деток, не умеющих писать (от 3 лет), страхи можно изобразить в виде символов. Если все детали выполнить на самоклеящейся бумаге, это вдвое сократит время занятия (для трехлеток – не более получаса). Опасности возьмите из «Страшного списка» ниже по тексту.
Не сравнивайте с другими
Отталкивайтесь не от соседских мальчишек или утверждений психологов, а от личности собственного ребенка. Так, если именно ваш пугливый малыш боится спать один в 4 года, обратите внимание, насколько сформирована у него самооценка, бытовые и коммуникативные навыки, жизненный опыт.
Причиной появления страхов порой становится индивидуальный дисбаланс между психическим и физиологическим развитием, когда рослый и внешне развитый дошкольник оказывается не приспособленным к жизни.
Говорите с детьми
Довольно часто одна боязнь цепляется за другую, и только путем диалога можно выяснить почему. Например, кроха начал бояться ходить в лес или весь сжимается, встречая определенного человека.
Попробуйте аккуратно расспросить о страхах. В диалоге не стоит прямо интересоваться «Чего ты боишься?», с детьми преддошкольного и дошкольного возраста лучше действовать издалека. Рассмотрим примеры.
Проблема | Цель | Неудачные фразы | Хорошие фразы |
---|---|---|---|
Ребенок боится ходить в лес | Выяснить предмет страха. | – Ты боишься леса? | – Мы собираемся погулять в лесу, ты хочешь пойти? – Нет, там живет страшный серый волк! |
Выяснить причину страха. | – Почему ты боишься волка? Есть риск, что детское сознание не заметит ни вопросительной интонации, ни вопроса «почему» и воспримет фразу как установку. |
– А чего такого страшного натворил волк? – Он ест маленьких пушистых кроликов и охотится на детей! |
|
Утилизировать страх, сделать его незначимой деталью. | – Перестань! Волк совсем не страшный! | – А ты знаешь, что волки бывают разные? Одни живут на севере, другие – на юге. В нашем лесу волки совсем не водятся! – А кролики есть? – К сожалению, кроликов тоже нет, и медведей нет, и даже лис нет. Зато есть отличное озеро с пляжем и мороженым! – А там можно купаться? |
В ходе разговора малыш может указать на «острые зубы и когти», что символизирует страх боли. Темный лес олицетворяет одиночество и разлуку с семьей. Старайтесь заранее продумать разные варианты развития диалога. Дети порой задают очень неожиданные вопросы, к которым вы должны быть готовы. Учитывайте возрастные особенности проявления страхов, чтобы переключать внимание малыша на нестрашные вещи.
У страха глаза велики. Обсудите эту пословицу со своим чадом. Пусть он на собственном примере проработает собственные реакции, заодно и расскажет о сопутствующих страхам фантазиях.
Возрастные страшилки
Страхи у детей дошкольного возраста сменяют друг друга или накапливаются, и это страшит уже не самих детей, а их родителей. От 3 до 7 лет дети переживают пиковый момент в становлении воли, морали, совести и многих других важных личностных качеств.
К началу этого периода исчезают ситуативные страхи (кабинет стоматолога, процедурная с уколами, лаборатория по забору крови). Но символы этих ситуаций могут перейти в трехлетний возраст. Например, дети начинают бояться боли или крови, а также различных шумов.
Чем старше становится малыш, тем более его опасения связаны с обществом и общепринятыми нормами. Фокус постепенно смещается с детского «я» и собственных ощущений во внешний мир:
- В 3–5 лет во снах оживают сказочные персонажи.
Особенно страшат детей образы анти-родителей – Баба-яга и Кощей. Любовь – одно из важнейших чувств, в котором у малыша в этот период не должно быть недостатка. Если любви мамы и папы не хватает, появляется боязливость и тревога.
- Возрастной период 5–7 лет наиболее урожайный на страх собственной смерти. Днем ребенка волнуют как сама смерть, так и близкие события: болезни, операции. Ночью на малыша нападают чудовища и людоеды, проглатывают акулы или кусают ядовитые змеи.
- После 7 лет Баба-яга превращается в ведьму, а Кощей приобретает облик скелета. Если школьник посвящен в религиозные мотивы, начинают действовать они: дьявол, черти, смерть с косой и т.д. Ночные кошмары все еще могут преследовать дошколенка, как и страх смерти. Но теперь малыш опасается не за собственную жизнь, а за жизнь мамы и папы. Поступление в школу заставляет детей бояться новых неприятностей: опозданий и наказаний за нарушение общих правил.
Что лежит в основе страха ребенка
Страх – это способ самосохранения. В отличие от взрослых страхов в основе детских не всегда лежит реальная угроза.
Они развиваются на базе полученной детьми информации, дорисовываются богатым и впечатлительным детским воображением и у большинства детей проходят самостоятельно. Но, как и в любом правиле, в вопросах детских страхов также имеется небольшой процент исключений, случаев, когда обычные страхи перерастают в фобии, требующие специального лечения. У девочек фобии развиваются чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими развитию страха у детей, являются их одиночество в семье, ограничение в общении с ровесниками.
Более подвержены развитию тревожных состояний те дети, которые обладают яркой фантазией, впечатлительностью, высокой доверчивостью. Часто развитию страхов способствуют воспитание, нестабильные отношения ребенка с родителями.
Среди причин детских страхов выделяют следующие:
- Психоэмоциональные травмы, пережитые ребенком в раннем возрасте. Именно они чаще всего перерастают в фобии и с трудом поддаются лечению. Примером таких случаев является боязнь собак после укуса.
- Родительские запугивания с целью предотвратить асоциальное поведение ребенка. Например, «будешь плакать – придет злой дядька и заберет тебя».
- Патологическое беспокойство самих родителей по каждому поводу. Бесконечные запреты и установки на неудачи развивают в ребенке чувство постоянной тревоги, которая перерастает в страх.
- Агрессивное поведение родителей, направленное на унижение чувства детского достоинства, демонстрация доминирования родителя над ребенком формируют сложные страхи и боязнь своих родных.
- Фильмы ужасов или жестокие компьютерные игры со сценами насилия тоже развивают у ребенка страх повторения увиденных ситуаций.
- Наличие определенного психологического заболевания также может выражаться в развитии у детей страхов. Определить вид заболевания и назначить лечение возможно только после обследования ребенка профессиональными специалистами.
Ребенок боится чужих людей: что делать?
Что делать родителям, которые замечают, что ребенок боится чужих людей? Во-первых, надо принять этот факт. На подсознательном уровне малыш боится одиночества и разлуки с мамой. Новорожденные знают маму на инстинктивном уровне.
Подрастая, дети все чаще начинают различать своих и чужих. Узнают близких по лицу, голосу, запаху. Точно так же их беспокоит появление чужого человека. Другое лицо, незнакомый голос, неизвестный ранее запах – все это может вызвать страх.
Страх психологи относят к основным механизмам самозащиты, страх может появляться внезапно и выражаться по-разному. Кто-то замирает в оцепенении, бледнеет, теряет дар речи. Кто-то машет руками и громко кричит. Кто-то трясется в беззвучном плаче и падает в обморок.
Страх свойственен и взрослым, и детям. Но если взрослые люди умеют отличить истинный страх от временного испуга, то дети нет. И страх становится для них настоящим потрясением.
Известно, что если родителя часто о чем-то беспокоятся или находятся в состоянии страха, детям передается это ощущение. Ребенок становится нервным, плохо ест и беспокойно спит, не отпускает маму от себя. Малыш не понимает, почему страшно, поэтому может вести себя неадекватно.
Страх или каприз?
— Детские страхи — не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.
Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного — только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка — ему нужно научиться самостоятельности.

Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать — страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.
Реакция мамы и папы
Родители обычно испытывают тревогу, когда у ребенка обнаруживаются какие-то страхи. Мама с папой стараются помочь избавиться от них, но не всегда поступают правильно.
Некоторые родители опасаются, что сын вырастет трусом, а мужчине нужно быть смелым и бесстрашным. Дочь, которая чего-то боится, в глазах родителей может выглядеть капризной, истеричной девочкой.
Некоторых родителей раздражает, что ребенок плачет, требует внимания, старается спрятаться за взрослых. Порой мамы и папы просто не понимают, как правильно поступить в подобных ситуациях. Прежде всего, родители должны знать, чего не следует делать, если их ребенок испытывает страхи.
Нельзя игнорировать детские опасения
Часто от родителей можно услышать такие фразы: «Подумаешь, мотылек залетел в окошко. Это же всего лишь насекомое!», «Чего ты боишься тени? Ничего в ней нет ужасного». Казалось бы, родители успокаивают подобными высказываниями испуганного малыша. Однако крошка получает от мамы с папой послание, что его чувства не имеют никакого значения. Ребенок начинает думать, что он – неправильный, с ним определенно что-то не то. Взрослые должны признать, что малыш испугался, а потом поговорить о причинах такого состояния. Например, ребенок испугался насекомого.
Мама может сказать:
«Я понимаю, что ты сейчас испытываешь. Жук и в самом деле большой, но он не причинит тебе вреда. Давай посмотрим в энциклопедии, что это за насекомое».
Когда мы проговариваем проблему, объясняем ребенку про предмет его страха, это становится обыденным и совсем не страшным.
Не переубеждайте
Мама с малышом выходят на улицу. К ним подбегает милый мопс и хочет познакомиться с ребенком. Мальчик кричит:
«Мама, я боюсь, она меня сейчас укусит!».
Мама объясняет:
«Ну что ты, сынок, это очень добрая собачка. Как ее можно бояться? Ты же уже большой мальчик, разве можно бояться дружелюбного мопса?».
У мальчика внутри происходит диссонанс. С одной стороны, он на самом деле боится, что мопс его укусит. С другой стороны, маму нужно слушать, и если она говорит, что собака добрая, наверное, так и есть. Мальчик может начать спорить с мамой, или примет ее доводы.
Но в душе у него останутся сомнения и страх перед собакой, которые могут нарастать со временем, как снежный ком.
Мужчины не боятся!
Многие родители до сих пор практикуют советский метод воспитания, когда мальчика кидали в реку, чтобы он научился плавать, или специально оставляли в темном помещении, чтобы он боролся с собственными страхами. К чему может привести такой способ воспитания? Ребенок будет ощущать ужас от того, что самые близкие люди его бросили. Инстинктивно малыши верят, что родители всегда их защитят. А потом взрослые удивляются, почему дети вырастают нервными, агрессивными людьми, перестают доверять родителям. Все потому, что неокрепшая нервная система ребенка испытывает колоссальный стресс, когда малыш остается наедине со своими страхами. Не нужно проверять сына и доказывать ему, что мужчины ничего не боятся. Страх – нормальное чувство, которое испытывает любой человек, независимо от пола и возраста.
Не ругайте ребенка
Если малыш напуган, не нужно повышать голос. Ему и так страшно, а тут еще родители кричат и ругают, непонятно почему. Когда мама или папа странно реагируют на страх ребенка, тот испытывает двойной стресс. Малыш инстинктивно тянется к маме или папе, как к надежной защите, но получает порцию криков. Например, девочка испугалась лягушки. Она прижимается к маме, старается спрятаться за ее юбку. Но мама реагирует слишком бурно:
«Прекрати, как тебе не стыдно? Нам нужно торопиться, чего ты ко мне приклеилась?».
Мама дергает дочь за руку, тянет за собой, но та напугана и не может сделать ни шага. Безусловно, не такой реакции девочка ждала от любимой мамочки. А потом дочка-подросток не пойдет к маме со своими проблемами и будет решать их сама. Это может привести к негативным последствиям, но вряд ли мама поймет, из-за чего дочь ей не доверяет.
Страх – это не капризы
Малыш не может сыграть приступ ужаса, он действительно испытывает это чувство. Родители должны успокоить ребенка, а не стыдить его за очередные капризы. Подавлять детские страхи нельзя, иначе можно спровоцировать серьезные психологические проблемы в будущем.
Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей
Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.
Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.
Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:
- Помечтать о приятном для себя.
- Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
- Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
- Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!
Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.
Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».
Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.
Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.
В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?
Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.
- После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
Что меняется в развитии ребенка в этом возрасте, узнайте из статьи Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?>>>
- У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
- После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.
Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.
Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.
Фобии
Непроходящий страх перед конкретным местом, объектом или ситуацией называется фобией.
Речь идет о чрезмерной боязни чего-либо: ребенок этого избегает или испытывает крайний дискомфорт, сталкиваясь с предметом страха, местом или ситуацией. Многие люди, например, опасаются змей или пчел, и это вполне здоровая реакция.
Однако если страх вызывает у ребенка проблемы в школе, в семье или при общении с друзьями, мешает ему делать то, что хочется, то такой страх, несомненно, нужно проработать. Типичные страхи детей ― боязнь собак, высоты, уколов, рвоты и тому подобное.
Дети, как и взрослые, имеют право бояться. Источник
История 10-ти летней Сары. Сара никогда не любила пауков. Когда она была маленькой, однажды впала в истерику, увидев комочек пуха на ковре, слегка напоминавший паука. С тех пор она всегда держалась подальше, если мы обнаруживали паука в комнате, но это не вызывало особых проблем. Со временем ситуация ухудшилась. Теперь Сара не хочет идти в те места, где можно увидеть паука.
Топ- 10 детских страхов.
- Страх оставаться одному
- Боязнь темноты
- Ночные страхи
- Боязнь замкнутого пространства
- Боязнь сказочных персонажей
- Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
- Боязнь родительского наказания
- Страх перед животными
- Боязнь потерять родителей
- Боязнь опоздать
Включенный ночник
Ночник лишь отодвинет проблему, но не сможет воздействовать на механизмы появления страха. Есть большая вероятность, что ребенок и в более взрослом возрасте будет спать только при включенном свете, и плюс ко всему обрастет новыми фобиями.
Почему, например, ребенок боится оставаться один дома? Потому что он боится за свою жизнь – боится несуществующих монстров и опасного одиночества, которые он бессознательно воспринимает как угрозу своей жизни.
Что делать с такими страхами? «Лечить». Точнее, использовать знания, которые дает системно-векторный психоанализ, и воспитывать в ребенке способность сострадать, сочувствовать и сопереживать. В процессе такого воспитания страх выталкивается наружу и больше не беспокоит малыша. Даже если ребенок боится всего на свете.
«Страх перед чужими людьми у детей проходит к полутора годам. Если ребенок пугается клоунов, аниматоров и чужих взрослых, уведите его в сторонку и успокойте»
А если ребенок боится других детей и взрослых в более старшем возрасте? Если у него это не прошло, а, наоборот, развилось в социофобию? Что тогда?
Это еще один страх зрительного вектора, который мог закрепиться и в раннем возрасте. Причиной этого может стать гадкое слово, брошенное сверстником в адрес такого ребенка; случайно подслушанный разговор родителей (в котором ребенка осуждают или дают ему негативную оценку); неблагоприятная обстановка в семье (где мать с отцом часто ссорятся) – и так далее. В итоге ребенок боится людей и чувствует себя неуверенно.
Что с этим делать? Можно сколько угодно рассказывать такому ребенку, что он самый лучший, самый любимый и прекрасный малыш на свете. И он вам на время даже поверит. Но как только ситуация, вогнавшая его в страх, повторится, социофобия захлестнет его с новой силой.
Если ребенок боится чужих, и масштабы этого страха превышают проявления разумной осторожности, нужно срочно развивать его природные свойства. И развивать должным образом – через сочувствие, сострадание и любовь. Иначе страхи разрастутся в детской душе, как паутина, а вы не придадите этому значения, считая свое чадо образцом тонкой душевной организации.
«Если ребенок боится воды, исключите купания, обмывайте его в тазике или протирайте влажным полотенцем – до тех пор, пока ребенок не забудет свой страх»
Хорошо вам, бесстрашным взрослым, так рассуждать! Если ребенок боится мыть голову, а вы решили просто избавиться от ванны, на время это, конечно, поможет. Но только лишь до новой встречи с водой.
Страхи уйдут легко
У детей со зрительным вектором страхи уходят только при правильном развитии. Если ничего не делать в сторону этого развития, страх никуда не денется. Более того, он усилится и «расплодит» новые фобии на любой вкус и цвет. Ребенок боится горшка? Получайте новый страх, «выросший» из предыдущего. Он боится своих игрушек, домашних животных и соседских детей? Поздравляем, страхи успешно плодятся и множатся.
Правильное развитие не подразумевает проведение каких-то особенных, сложных мероприятий по развитию чувственности у вашего ребенка. Здесь не нужно делать магических ритуалов или заговоров. Это всем доступные и понятные действия: максимум общения со своим ребенком (столько, сколько нужно этому маленькому эмоциональному «троглодиту»); чувственное развитие при помощи добрых сказок, мелодичных песен, музыки, затем – за счет чтения сострадательной детской литературы, вызывающей у малыша целительные слезы сочувствия; общение с живой природой.
Следите за тем, чтобы ребенку хватало родительской любви, чтобы у него не было желания создавать эмоциональные связи с кошечками-собачками в ущерб связям с людьми. Если он уже просит вас завести ему питомца, это признак нехватки маминого внимания. Ходите с ним в зоопарки, прививайте навыки заботы и давайте ребенку возможность только «на расстоянии» устанавливать зрительные связи с животными. И старайтесь больше времени проводить со своим малышом.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Кудрявцева Анна, учитель-филолог
Чего боятся дети в разном возрасте?
Во время беременности мамы
Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.
В первые месяцы жизни
Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.
С 1 года до 3 лет
Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.
Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.
Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.
Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.
С 4 до 5 лет
К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.
Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.
С 6 до 7 лет
В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.
Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.
С 8 до 11 лет
К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.
Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.
Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.
Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.
Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.
Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.
Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».
С 11 до 16 лет
В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.
Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.
Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.
Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.
В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.
Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.
Виноваты родители?
Часто сами родители — авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься…»
Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь…».
Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.

Инфографика Яны Лайковой / АиФ
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ
Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:
-
Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.
-
Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
-
Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
-
Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.
Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:
-
Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
-
Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.
-
Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
-
Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.
-
Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.
Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.
Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.
Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.
Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ребенок много играет в телефоне: что делать?
-Моему сыну 8 лет. Он просыпается и садится за компьютер играть в видеоигры. Когда надоедает компьютер, включает плейстейшн. Если я прошу выключить и пойти погулять на улицу, то начинает психовать или плакать. Дома скандалы.
Как отучить ребенка от гаджетов без истерики
Статистика неумолима. Всего 2 часа перед телевизором для тайских детей в возрасте до года — в 6 раз увеличивают риск задержки речевого развития. А сколько ваш ребенок проводит перед экраном суммарно за сутки?
Эмоциональное выгорание у мам
— Я лежала в детской на полу, а мой сын запутывал мелкие игрушки от киндера мне в волосы. Мне было все равно. Оказалось, что пол я давно не мыла. Но и это меня не беспокоило. Да хоть пожар – я не встану.
Ребенку снятся кошмары? Без паники!
— Мамочка, мне приснился страшный сон! — слезы градом у мамы в объятьях. — За мной гнались зомби. Я никак не мог убежать! Такое мы переживали не раз. Я всегда спрашиваю, что снилось, даю выговориться и сочувствую.
Ребенок постоянно требует «Купи»
— Моя дочь не заходит домой, пока мы не сходим в магазин и что-нибудь там не купим. Конфетку на палочке. Шоколадку. Куколку. Хоть что-то, но купи. Традиция у нас такая нехорошая возникла. Если не покупаю, то истерика длится ооочень долго.
Ребенок стесняется
В современном мире, где ценятся активность, умение постоять за себя, уверенность и общительность — детям с более мягким и уступчивым характером приходится особенно нелегко. Как и непросто родителям, обеспокоенных робостью малыша.
Ребенок постоянно в телефоне: что делать?
“Мама! — нервно восклицает ребенок, придя домой со школы. — Срочно установи мне Майнкрафт! Сегодня все мальчики в классе обсуждали эту игру, а я даже не знаю, какие там уровни! Они сказали, что я отстой!”
Ребенок боится оставаться без мамы
Ребенок ходит хвостиком за мамой и не дает уединиться даже на пару минут… Он постоянно рядом, а при попытке улизнуть тут же заходится криком. Или малыш уже подрос, но до сих пор боится отпускать вас. Узнайте причину такого поведения в этой статье.
Карманные деньги детям: когда и как?
Ребенок уже начал ходить в школу, и ему нужно выделять деньги на обеды или проезд. Это считается карманными деньгами? Или нужно выделять больше? У родителей много вопросов: когда начинать, стоит ли контролировать, ведь он может все профукать…
Конфликты между детьми — что делать?
“Никак не могут поделить что-то: игрушку, деревяшку, бумажку (что угодно). Один хочет, чтоб было так, другой — прямо противоположное. Начинают кричать, старший бесится, может ударить, младший ревёт. Оба психуют, что это несправедливо. Как быть?»
Причины страхов у ребенка
1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.
Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».
Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.
Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.
2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.
Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.
3. Эмоциональная «холодность» родителей.
У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.
4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.
Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.
5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.
Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.
6. Психические расстройства.
Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.
Типы детских страхов
- Сверхценные / воображаемые
Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».
- Навязчивые / реальные
Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.
- Бредовые
Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.
В чем причины
Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.
Цепочки из прошлого: последствия испуга
Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.
Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.
Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.
Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.
Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.
Важно! Никогда не наказывайте детей за то, что они чего-то боятся. Это сформирует новое звено в цепочке и не избавит от проблемы.
Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх
Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.
Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.
Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.
Отдам тебя дядьке! Пугать маленького безобразника чужим дядей, детским домом или собственной смертью – метод неопытных и нервных мам. Нужно срочно взять себя в руки и научиться реагировать более конструктивно.
Сила воображения
Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит. Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка.
Совет против монстров. Секретное волшебное оружие против ночных страшилищ (обычный диодный фонарь) поможет чаду самостоятельно убирать с глаз долой всех комнатных монстров и почувствовать себя настоящим супергероем.
Проделки Бабы-яги и Кощея
Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.
Когда боится мама
Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».
Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.
Страх перед чужими детьми
Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:
- Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
- Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
- Малыш не знает, как завести разговор.
- Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
- Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.
Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию. А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками.
Как помочь ребенку «победить» его детский страх
Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком. Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли. Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.
Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…». Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно. Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?
На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:
- Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
- Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.
Сепарационная тревога
Некоторым детям крайне сложно расставаться с родителями или другими близкими. Часто это связано со страхом больше никогда не увидеться. Возможны также опасения, что если родителей не будет поблизости, то ребенку причинят вред, например его украдут или травмируют. Распространено и беспокойство, что с самими родителями что-то случится.
Эти страхи мешают ребенку заниматься тем же, чем и сверстники: ходить в школу, к друзьям, на кружки и секции или вечеринки с ночевкой.
Некоторым детям очень сложно расставаться с близкими: вдали от мамы и папы дети чувствуют себя незащищенными. Источник
Как выявить наличие страха у ребенка.
Непроходящие детские страхи вынуждают родителей обращаться за профессиональной помощью к врачам. Диагностика начинается с доверительной беседы с ребенком с целью выявления причин, вызывающих тревогу и беспокойство.
Другими методами обследования ребенка являются специализированные возрастные опросники, тесты рисунков, сказки для диагностики ситуаций и другие психологические тесты.
Анкета для родителей. Страхи.
Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:
— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет
— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет
— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет
— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет
— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет
— Конфликтные отношения между родителями: да-нет
— Психические травмы типа испуг: да-нет
— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет
Запрещенные приемы
- Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный. Предупреждайте об опасностях аккуратно.
- Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
- Не шантажируйте и не подкупайте!
- Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
- Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!
У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.
Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_vsego_boitsya.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Ребенок боится: что НЕЛЬЗЯ делать
Никогда не говорите фраз типа: «Мальчики не бояться» или «Что ты ноешь, как девочка».
Не говорите, что бояться стыдно и ни в коем случае не смейтесь над страхами ребенка, не называйте его трусом.
Исключите просмотр страшных фильмов и передач особенно перед сном. Замените это на чтение хорошей книги или просмотр доброго мультфильма.
Читайте также: Сказка на ночь
Обеспечьте комфортную доброжелательную обстановку в семье. Не стоит выяснять отношения при ребенке, создавая нервную обстановку и усугубляя страхи. Там, где живет любовь, нет места страхам.
Если ваш ребенок боится чужих людей или других детей, не нужно навязывать ему общение и убеждать, что все люди хорошие и дети чудесные. Помните правило: друзей у ребенка должно быть столько, сколько ему лет плюс 1. Постепенно он привыкнет, что мир не ограничивается мамой и папой, и научится находить общий язык со сверстниками и посторонними взрослыми.
Будьте самой лучшей мамой для своего ребенка, и пусть ваша любовь помогает ему расти счастливым и спокойным.
Рекомендую к прочтению:
«Ребенок боится стоматолога»
Рекомендации родителям
Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.
- Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
- Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
- Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
- Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
- Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
- Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
- Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
- Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
- Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
- Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
- Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.
Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.
<?php ??>