Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Требования, вопросы и советы будущему первокласснику

Готов ли психологически ребенок к школе? Что должен знать ребенок при поступлении в школу. Советы родителям первоклассников >>

Содержание

1. Настрой на учебу

Это очень простой, но продолжительный по времени этап. Примерно за год – а можно и за два до школы – ребенка стоит приучить к положительному мнению об учебном процессе. А потом добавить к этому предварительную адаптацию.

Для этого родителям будущих первоклассников рекомендуют:

  • много и светло рассказывать о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях;
  • отдать ребенка на подготовительные курсы в школе для знакомства с требованиями, учителями, другими детьми;
  • при нежелании ходить на курсы добавить в программу дошкольника школу развития – более мягкие условия, но все равно приближенные к настоящей учебе.

Ну и, конечно, важно соблюдать режим, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с ранним подъемом. Для детей с лабильной нервной системой рекомендовано максимально долго оставлять дневной сон.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Надо ли готовить ребенка к школе?

Даже для детей, исправно посещавших детский сад, где, казалось бы, тоже есть режим, прививается коллективизм и ведется определенная подготовка к школе, поступление в первый класс – это стресс. Ребенок может очень хотеть учиться, мечтать найти новых друзей, стать более взрослым в глазах родителей. НО! Появление множества новых обязанностей и изменение, по сути, всего привычного образа жизни – колоссальная нагрузка на психику маленького человека. Вы, родители, наверняка уже забыли свои ощущения в первые школьные дни. Но попробуйте вспомнить хотя бы, как трудно нам, взрослым, бывает адаптироваться на новом рабочем месте. А ребенку всего 6-7 лет! И ему намного сложнее. Поэтому – да, готовить ребенка к школе нужно, и в первую очередь, морально.

  Кто идет в первый класс: ребенок? Мама? Вся семья?

  Мамы часто говорят так: «Мы идем учиться», «Мы пошли в школу». Слово «Мы» отражает реальное положение дел, потому что родители маленького ученика волнуются едва ли не больше будущего школьника, вместе с ним собирают портфель, делают уроки, переживают за его ошибки и радуются первым успехам.

  Поступление в школу – новый этап в жизни вчерашнего дошкольника и его семьи. Задача родителей – создать благоприятные условия для ребёнка к обучению.

  Хочу предостеречь мам завтрашних учеников: не нагружайте малыша кружками и секциями с первого класса, особенно если он медлительный или не блещет здоровьем. Пусть у первоклассника будет достаточно времени для игр, да не компьютерных, а подвижных, и на свежем воздухе. 

2. Лояльность или вседозволенность

В плане строгости у родителей бывает три линии поведения:

Первая: авторитарный – родители лучше знают, что хорошо ребенку и постоянно наставляют и поучают его.

Вторая: попустительская – детям должно быть хорошо, комфортно во всем.

Третий: лояльный – родители интересуются делами ребенка, помогают ему при необходимости, дают возможность выбора, как в делах, так и в ситуациях.

Выбирайте сами!

Подсказка: лучший вариант – третий.

Как определить степень готовности ребенка к школе?

Все первоклассники очень разные: эмоционально, в плане подготовленности к учебе, по темпераменту. Однако общие пожелания к детям со стороны учителей все же есть. И преимущественно они касаются не конкретных знаний и умений, а психологической готовности к школе будущего первоклассника. Замечательно, если ваш ребенок:

  • здоров, редко болеет;
  • любит общаться с другими детьми;
  • хочет учиться, любознателен, усидчив;
  • грамотно говорит и умеет излагать свои мысли;
  • уважает взрослых.

Это общие характеристики, которые неплохо бы иметь первокласснику. Более подробно об уровне интеллектуальной подготовки читайте в нашей статье Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Если вы чувствуете, что сын или дочка отличаются от приведенного выше «портрета» (слабое здоровье, нежелание учиться, проблемы с речью и др.), не стоит расстраиваться. В школе учатся абсолютно разные дети, а вам просто нужно будет тщательнее готовить своего ребенка к учебе. В первую очередь, психологически. Иначе «дозревать» вашему чаду придется уже в процессе обучения, а это может вылиться в ненужные стрессы, слезы и болезни первоклассника.

Готовимся к 1 сентября

Психологи сходятся во мнении: очень важно создать у ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября и поход в школу как нечто радостное и приятное. То есть, необходимо подарить будущему первокласснику ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня.

Важнее же всего, отдавая ребенка в школу, создать ему максимально комфортные условия. Не гнаться за престижем, успешностью и прочее, а сделать все, чтобы первокласснику было комфортно. Это позволяет избежать очень многих проблем в будущем.

Как рассказала психолог одного из центров психологической поддержки Евгения Скорых, необходимо создавать положительный настрой к обучению в школе. Не секрет: туда, где интересно, весело, приятно и полезно хочется ходить.

«Делитесь своими приятными впечатлениями о своей школьной жизни, интересными историями. Расскажите ребенку, что у него появятся друзья, с которыми он будет играть и общаться на переменках, на уроках он узнает много нового, интересного и полезного», – говорит она.

Аналогичные советы ранее озвучивала в беседе со мной и другой психолог – Ирина Безгина. По ее словам, для ребенка в этот период очень сильно важна поддержка родителей. Поэтому, когда мы говорим: «Ты – большой, взрослый», мы навешиваем на него новую ответственность. А ребенку и так страшно. Он в принципе уже, действительно, большой и понимает, что школа – это нечто другое, чем детский сад. Поэтому в этот важный этап его жизни малыша нужно поддержать.

3. Работа над самооценкой

Адекватную самооценку нужно формировать у ребенка с самого раннего возраста. Основной ориентир для школьника – мнение родителей.

Нужно хвалить чадо за реальные, путь и небольшие достижения, формировать ситуацию успеха.

Нельзя оценивать личность школьника, обвинять его в несостоятельности и плохих способностях.

4. Стеснительность – враг

Стеснительность появляется по двум причинам:

  • копирование модели поведения в семье;
  • неуверенность в собственных силах.

Чтобы стеснительность не стала преградой к хорошей учебе, необходимо внимательно относится к ребенку.

Важно! Хвалить и ругать нужно за действие, поступок, не акцентируя внимание на личности самого ребенка.

  Первый раз в первый класс: готовность, обратный отсчет

  Уважаемые родители завтрашних школьников, выполнение этих рекомендаций детского психолога поможет маленькому школьнику быстро привыкнуть к новой для него роли ученика.

ребенок идет в первый класс советы родителям Сформируйте у дочки или сына реалистичное представление о школьной жизни. Расскажите ему/ей о том, что его ждет: будут разные интересные задания, необходимые для полноценной жизни знания, появятся новые друзья, а еще школьная форма и портфель (как у взрослых). Пусть будущий первоклассник узнает также, что ему предстоит делать уроки, придется раньше вставать и времени для игр будет меньше. Ведь он стоит на пороге взросления!

  Переход из беззаботного дошкольного детства к регламентированной жизни ученика – процесс небыстрый и может занять несколько месяцев. Поэтому первые полгода не требуйте от вашего чада слишком многого, помните о том, что сохранить положительное отношение первоклассника к школе и учебе очень важно.

  Поступление в школу – стресс даже для ребенка, который готов к обучению физически, интеллектуально и психологически. Определить актуальный уровень готовности ребенка к школе Вам поможет детский психолог. В процессе консультации и тестирования Вы сможете принять взвешенное решение: стоит ли отдавать сына или дочь в школу в этом году, или лучше продлить дошкольное детство еще на один год.

  Если в семье есть первоклассник, позаботьтесь о том, чтобы домашняя жизнь была стабильной: постарайтесь соблюдать режим дня, не затевайте ремонт в квартире, избегайте ссор. Произвольное внимание 7-летнего ребенка еще не сформировано, его отвлекают посторонние звуки. Поэтому во время приготовления уроков в квартире должно быть тихо.

  Пусть приоритетом в учебе будет активное исследование окружающего мира. Стимулируйте интерес к процессу получения знаний, делайте вместе с ним маленькие открытия, читайте и обсуждайте книги, собирайте гербарий.

  У 6-7-летних детей навыки самоконтроля еще не сформированы, поэтому поначалу им нужна Ваша помощь при выполнении домашних заданий. Прежде чем маленький ученик начнет писать или решать, спросите его, что он будет делать сначала, что потом? Когда задание будет сделано, обязательно задайте вопрос, правильно ли он решил или написал, нравится ли ему то, что получилось. Так Вы научите малыша контролировать свои действия. Не забывайте похвалить его за самостоятельность, упорство и правильное решение.

  Обращайте внимание, в каком настроении Ваш маленький ученик возвращается из школы, спрашивайте о том, как он провел день и слушайте, что он рассказывает, наблюдайте, во что играет. Первоклашки еще не утратили детскую непосредственность, поэтому игры могут рассказать Вам об отношении ребенка к учительнице, одноклассникам и самой учебе гораздо больше, чем слова.

  P.S. Родителям будущего первоклассника необходимо помнить о том, что в процессе взросления Ваш ребенок проходит через кризис семи лет. Вы можете прочесть об этом в новой рубрике «Кризисы в жизни человека».

Помочь подружиться с одноклассниками

Если у ребёнка в классе нет друзей из детского сада, Елена Шевченко рекомендует родителям помочь ему завести новые знакомства.

На линейке 1 сентября посмотрите, кто из детей тоже стоит один. Познакомьтесь с ребёнком и его родителями, предложите детям вместе сесть за парту.

Виктория Зазук подчёркивает, что нужно вникать в дела детей и помогать советом, но не ругать и не решать конфликты за них. Лучше объяснить, как исправить разные ситуации, и научить договариваться между собой.

Важно помнить: период адаптации может занять от двух недель до полугода. Если спустя шесть месяцев у первоклашки всё ещё не складываются отношения в классе — можно призвать на помощь учителя и детского психолога.

Снижайте свои страхи за детей

«Если родитель не может отпустить ребенка, он перенимает его страхи. Создайте талисман, который будет и у ребенка и у вас, когда вы не вместе. Учите ребенка безопасности – он должен знать, что делать, если к нему подходит незнакомый человек с каким-то предложением, если он остается один дома, и звонят в дверь и т.д.», – отмечает Евгения Скорых.

6. Вранье – бич первоклассников

Часто в школе дети начинают врать. Причина – резкое увеличение ответственности и высокая требовательность родителей.

Если ребенок не справляется с моральной нагрузкой, то он начинает уходить во вранье. Решить эту проблему сможет только низкий уровень критики взрослых… и их желание помогать без оценки ситуаций.

Что купить к 1 сентября первокласснику?

Ранец – предмет первой необходимости для маленького школьника. Выбирать портфель нужно, в первую очередь, с учетом безопасности для позвоночника ребенка: спинка должна быть жесткой, лямки – широкими (это позволит сберечь осанку и равномерно распределить нагрузку по спине). Обратите внимание на портфели с ортопедической спинкой. Позвольте ребенку самому выбрать себе красивый школьный ранец из нескольких предложенных, главное, чтобы он был безопасным для здоровья, удобным и вместительным.

Школьные принадлежности – это важные и приятные мелочи школьного быта. Наверняка классный руководитель на родительском собрании перед началом занятий расскажет вам, какие именно вещи потребуются ученикам во время занятий. Однозначно понадобятся ручки, карандаши, точилка, кисточки, цветная бумага, ножницы, подставка для книг. Пишущие принадлежности лучше всего хранить в пенале-книжке на молнии. Он позволяет ребенку видеть каждый предмет и стимулирует любовь к порядку.

Одежда. Каждая конкретная школа вопрос школьной формы решает самостоятельно. Чаще всего, родителям предоставляется право самим выбирать одежду, в которой их ребенок будет посещать занятия. Обычно это как минимум один классический костюм для мальчика (пиджак и брюки) или юбка/сарафан для девочки. Другие предметы одежды – рубашки, водолазки, платья, брюки – должны быть не слишком броскими и сочетаться с остальным обликом. Также необходима сменная обувь, в которой школьник будет ходить на уроки. На физкультуру потребуются кроссовки/кеды и спортивный костюм.

7. Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Устают…

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.

8. Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.

9. Дополнительные занятия

«Допы» – сегодня дань моде, поэтому с ними нужно быть особенно осторожными.

Точно на пользу пойдут все занятия, связанные с физической активностью – спорт, танцы, плавание.

А также остальные по увлеченности ребенка.

Но все без фанатизма.

Перегрузки дошкольники переносят очень тяжело. Если ребенку сложно, лучше отказаться от чего-то, чем давить и заставлять «пахать» во имя родительских амбиций.

Возможно, вам будет интересно:

09.02.2017

Воспитание в страхе

Идеальных родителей не существует. Все мы допускаем ошибки, в той или иной степени – мы же не роботы. Но это не означает, что нужно опустить ру…

17.09.2015

К какому врачу обращаться при лактостазе?

Кормящие мамы, особенно в самом начале становления лактации, часто сталкиваются с болезненным застоем молока, или лактостазом. Это состояние нельзя зап…

17.01.2016

Упражнения для глаз. Улучшение и восстановление зрения по Жданову: метод Шичко-Бейтса

Плохое зрение – актуальная проблема современности. Со всех сторон нас окружают электронные гаджеты, вечером мы отдыхаем у телевизора, читаем книги, а в…

13.04.2014

Книги для детей 1 года

Даже в 1 год малышу уже нужны хорошие, качественные книги. Как раз в этом возрасте у детей начинает проявляться интерес к книге уже не просто как к оче…

Стоит ли отдавать ребенка в ясли?

01.05.2014

Стоит ли отдавать ребенка в ясли?

На тему «отдавать ли ребенка в ясли?» сломано немало копий: одни призывают одуматься и не оставлять малышей в незнакомом месте, с посторонними «тетями»…

10. Гиперактивные дети: помощь ребенку в первом классе

СДВГ – частый диагноз у дошкольников.

Жить с ним спокойно и счастливо можно. Правил всего несколько:

  • четкий распорядок дня;
  • естественная или спортивная активность;
  • спокойная домашняя обстановка.

11. Тайм-менеджмент первоклассника

Учить ребенка управлять временем можно уже в первом классе. Для этого нужен распорядок дня, план/расписание на неделю.

Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.

Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения школьника, чтобы он учился жить в правильном и понятно режиме.

Когда ребенок идет в первый класс волнительно! Но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной в состоянии каждый родитель!

Интересные статьи:

Успешная адаптация

Как понять, что адаптационный период ребенок проходит успешно?

  1. Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  2. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  3. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  4. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  5. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  6. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает: «Нет!»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...