Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе? | informburo.kz

Добрый день, дорогие родители! Сегодня неадекватное поведение ребенка в школе – достаточно частое явление. Существует множество причин, которые провоцируют подобные ситуации. Родителей волнует вопрос о том, как исправить ситуацию и сделать так, чтобы ребенок стал послушным.
Проблема требует грамотного подхода и лишь влиянием родителей здесь не обойтись. Часто приходится обращаться за помощью к пси

Почему ребенок ведет себя неадекватно?

В некоторых семьях ребенок испытывает дефицит любви, что, конечно же, негативно сказывается на его поведенческих манерах. В таких ситуациях абсолютно спокойный ребенок может взять за привычку бунтовать. Главная задача учителей – своевременно заметить проблему и принять меры. Следует в обязательно порядке сообщить о происходящем родителям, а также обратиться к школьному психологу.

Каждый психолог знает, какой подход подобрать к тому или иному случаю, какие меры принять. Ни для кого не секрет, что в школьный период психика детей не устойчива и не сформирована до конца. Иногда даже самая банальная вещь для ребенка может стать глобальной! Например, обидное слово со стороны одноклассника, плохая оценка или неудачный рисунок.

Не редкие и ситуации, когда учитель жалуется на неадекватное поведение ребенка в школе. А родители категорически не желают соглашаться с тем, что рассказывает педагог. В этом нет ничего удивительного! Ведь часто в семье существует одна модель поведения, а за границами квартиры ребенок позволяет себе расслабиться и быть хулиганом.

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Таким образом, поведение в школе значительным образом отличается от поведения внутри семьи. Как следствие, ребенок попадает на школьный учет, и все ему стремятся объяснить, что вести себя по-хулигански недопустимо.

Существует и другая причина неадекватного поведения детей в школе. Дети из благополучной семьи также могут вести себя некультурно. В данном случае есть множество факторов. Один из основных – желание детей подражать манере поведения своих одноклассников.

Копировать плохое поведение своих друзей – еще одно любимое занятие подростков. Часто ребенку хочется ощутить себя плохим! Так как внутри семьи ему быть таким не позволяют и всячески наказывают.

Ребенок с СДВГ и неусидчивый ребенок: в чем разница?

Сейчас синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) порой называют все, что выходит за рамки нормы. На самом деле есть малыши, у которых нет СДВГ, — они просто легко возбудимые. У них, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован СДВГ.

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У “быстрого” малыша даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами.

Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают. Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первоклассников можно условно разбить на три группы

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Самая главная ошибка родителей

Как правило, ребенок не становится сразу отъявленным нарушителем школьной дисциплины: к этому он идет постепенно! Все дети приходят в первый класс с желанием быть примерными учениками, хорошо учиться, радовать успехами учителей и родителей. Однако через какое-то время некоторые почему-то становятся отъявленными лодырями, прогульщиками, нарушителями дисциплины! Так в чем же ошибка родителей?

Ошибка в том, что они вовремя не реагируют на тревожные «звоночки»: на родительском собрании ребенка не хвалят, от учителей поступает информация о том, что он не всегда внимателен на уроках, плохо ведет себя на перемене. Сначала кажется, что все это несущественно: отвлекся на уроке, толкнул одноклассника во время перерыва – ну и что? Ведь это дети! Действительно, если это случается редко, тогда ничего страшного! Другое дело, если жалобы от учителей идут часто: это говорит о том, что ребенок уже привыкает к тому, что вести себя можно как угодно! Учителя жалуются, родители молчат. Маленький озорник чувствует себя вполне комфортно: он может позволить себе делать все, что захочет!

В данной статье мы поговорим о поведении детей в школе.

Для начала давайте определимся, что такое «поведение» и каким оно должно быть в школе.

Поведение – совокупность поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному воспитанию.

Признаки неадекватного поведения ребенка

Несмотря на то что выражаться неадекватное поведение детей в школе может совершенно по-разному, выделяют некоторые общие признаки: школьник рвет тетради, бросается стульями, переворачивает столы, дерется, не слушает учителей, ходит по классу, выражается нецензурной лексикой. Следствие часто бывает однотипным: школьный психолог не может повлиять на поведение школьника, а сам ребенок на задаваемые ему вопросы молчит. Когда такие профилактические беседы не дают результатов, ребенка отправляют на обследование к психиатру, хотя в большинстве случаев без этого можно обойтись.

Неадекватное поведение ребенка в школе

Если школьному психологу все же не удастся найти общий язык с ребенком, то можно порекомендовать школьнику нарисовать рисунок на произвольную тему. Есть большая вероятность, что рисунок также окажется диагностическим признаком отклонения и укажет на проблемные области его растущей личности.

Родителям рекомендуется поддерживать связь со школьным психологом, чтобы быть в курсе того, как изменяется динамика поведения сына или дочери, есть ли результаты в работе с ним. Часто у педагога-психолога имеется памятка для родителей о том, как лучше вести себя с таким ребенком. Кроме того, полезно будет провести беседу с учителями, которые могут подсказать, как правильно выстроить диалог с ребенком дома. Это поможет вам лучше анализировать складывающиеся ситуации.

Хулиганство или… нет?

Прежде всего, нужно договориться о смысле такого расхожего термина, как «хулиганство». Если речь идет о взрослом правонарушителе, то значит, произошло нарушение общественного порядка, из которого хулиган не извлек никакой выгоды, и никто, включая жертв его выходок, не понес существенного физического или материального ущерба. Тем не менее, эти действия оскорбляют и унижают окружающих, доставляют беспокойство и неудобство.

Среди младших школьников такая злонамеренность – не самый распространенный тип поведения. Чтобы стать «полноправным хулиганом» ребенок должен четко осознавать, что то, что он делает, во-первых, неприемлемо, а во-вторых, точно кого-то обидит.

Кажется, все просто, но то, что нам представляется очевидным, для ребенка может вовсе не быть таковым. К примеру, он может просто не подумать о чувствах одноклассника, который стал объектом его нападок, поскольку все его мысли сосредоточены на том, какое впечатление он произведет на приятеля. Взрослый человек знает и понимает чувства своей жертвы, но сознательно ими пренебрегает.

” Если ваш ребенок не просто задирист и непоседлив, а зол, намеренно выбирает наиболее уязвимые места одноклассников и испытывает удовольствие от их страданий, то это повод немедленно обратиться, как минимум, к психологу.

“Быстрый” ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У “быстрого” ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности. Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает.

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у “быстрых” детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

“Быстрые” дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: “Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой”.

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Хорошее поведение должно способствовать:

  • безопасности самого ребенка и остальных учащихся;
  • плодотворному учебному процессу.В школе практически в каждом классе (особенно в начальных) висит памятка поведения детей в школе, которая определяет правила поведения и с которой знакомят всех ребят.Обычно такая памятка состоит из 3 частей:- поведение ребенка на уроках;- поведение на переменах;- поведение на территории школы.Большое количество вводных вступительных занятий у первоклассников посвящены теме «Правила поведения детей в школе», в классе учитель развешивает рисунки детей о правилах поведения в школе.

Когда мы говорим о «плохом поведении», это значит, что оно идет вразрез с установленными правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.

Правила поведения детей в школе

Каждый родитель должен научить своих детей правилам поведения в школьном учреждении.

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Памятка для учеников выглядит следующим образом:

  • Необходимо вести себя достойно и не забывать о морали и этике;
  • очень важно уважать старших, помогать младшим. Недопустимо наносить ущерб чужим вещам. Следует прислушиваться к просьбам преподавателей и выполнять их;
  • недопустимо применять физическую силу по отношению к одноклассникам. Решать проблемы следует так, чтобы избежать конфликта;
  • нельзя покидать территорию школы без ведома преподавателей;
  • очень важно проявлять уважение по отношению к младшим ученикам.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Прежде всего, выяснить причину, почему их сын или дочь ведут себя не так, как другие. Почему их одноклассники могут вести себя на уроках и переменах хорошо, а они никак не могут держать себя в рамках правил школы. Вот некоторые возможные причины:

  1. Ребенок желает быть лидером: его активность – средство самоутверждения.
  2. Хочется всегда быть в центре внимания: нет лучшего способа привлечь взгляды всех окружающих, как что-нибудь вытворить.
  3. Не дается учеба, нет должной мотивации к знаниям: бурные игры на перемене, разговоры во время урока помогают нерадивому ученику скрасить школьные часы, то есть избежать откровенной скуки.
  4. Не выработана усидчивость.
  5. Ребенок слишком эмоциональный по характеру: ему трудно сдерживать свои чувства и порывы желаний.
  6. Виной всему нерастраченная энергия: у ребенка есть отличный потенциал для занятий спортом, но он им не занимается, и школа становится единственной площадкой для его «показательных выступлений».
  7. В силу каких-то причин ребенок некомфортно чувствует себя в классном коллективе: его выходки – способ самозащиты.

Хулиганство из-за возраста

Некоторые родители пытаются отправить детей в школу пораньше, до достижения семи лет, иногда даже вопреки рекомендациям психолога в детском саду. Попав в первый класс, такие малыши искренне не понимают, что происходит и почему нужно следовать каким-то правилам. Иногда им удается сосредоточиться на выполнении задания, но на 45 минут их точно не хватает!

Бывает и наоборот: ребенок пошел в школу позже сверстников, или вовремя, но оказался лучше подготовлен. На уроке ему скучно, учитель не умеет (или не успевает) его чем-то занять, и постепенно первоклашка начинает развлекать себя сам, зачастую довольно шумно.

” Проблема решается легко и просто переводом ребенка в класс, соответствующий его возрасту. Однако если комментарий «ты слишком умный» льстит ребенку, то возвращение в детский сад может его разочаровать. Если собрались отдать ребенка в школу до 7 лет – определите уровень его готовности к учебе вместе со специалистом!

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не “у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться”, а “у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость”.

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. “У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить”. Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — “возбудимость”, “эмоциональность”, “импульсивность”, это звучит гораздо лучше, чем “невменяемость”, “бешенство” — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а “импульсивность” будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность. Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для “быстрых” детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

возбудимый ребенок в первом классе

Разговор по душам

Возможно, родителям придется не раз задавать своему сыну или дочери вопросы по поводу поведения, прежде чем прояснится какая-то картина. Дети умеют скрывать истинные мотивы своих поступков, но все-таки их можно вызвать на откровенность, если проявить максимум тактичности и терпения: ни в коем случае нельзя тут же, как только выяснится причина дерзкого поведения, ругать сына или дочь, нельзя умалять значение детских проблем и тут же требовать пустые обещания. Ребенок не сможет их выполнить сразу: ему нужно будет время для того, чтобы измениться. Нужно постараться помочь ему выйти из ситуации, которая и для него самого достаточно сложная.

Представьте себе, что вас, взрослого человека, на работе никогда не хвалят, чаще ругают: как бы вы относились к своим обязанностям и самому месту работы? Точно так же и ребенок начинает относиться к школе: ему не хочется туда идти, у него полностью пропадает интерес к знаниям; внутреннее недовольство, раздражение выливается в новые конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками.

Более серьезной и критической формой плохого поведения является девиантное поведение ребенка в школе. Выделяют два уровня подобной формы поведения:

  • – докриминогенную (поведение пока еще не представляет серьезной опасности окружающим – хулиганство, распитие спиртных напитков);
  • – криминогенную (серьезные нарушения, за которые предусматривается уголовная ответственность: распространение и употребление наркотиков, причинение тяжкого вреда здоровью кому-либо, проституция, воровство и т.д.).

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно “окультурить” возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...