Дуэль Печорина и Грушницкого

Роман «Герой нашего времени» является многоплановым произведением, состоящим из нескольких сюжетных линий. Одна из них – глава, посвященная знакомству

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

Радда в рассказе “Макар Чудра”: характеристика, образ, описание

Лойко и Радда. Художник А. М. Лаптев Радда является одной из центральных героинь ра…

Майор Ковалев в повести "Нос" Гоголя: характеристика, образ, описание, портрет

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Майор Ковалев в повести “Нос” Гоголя: характеристика, образ, описание, портрет

Майор Ковалев в поисках носа. Художники Кукрыниксы  Майор Ковалев является главным гер…

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Повод

Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика персонажей

Краткий анализ и описание сцены дуэли

Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.

Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.

Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.

Характеры персонажей

Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.

Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.

Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.

Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.

Грушницкий тоже не является однозначным персонажем. Когда он перестает играть выбранную им роль, он вполне мил и забавен в общении. «Остер на язык», но недостаточно, «чтобы убить оппонента одним словом». В бою он слывет храбрецом, даже добиваясь расположения княжны, он не играет ее чувствами.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Выстрел Пушкина
    Главным героем произведения — отставной офицер Сильвио. Он – единственный штатский человек среди военных в захолустье. В обществе молодых офицеров Сильвио является самым старшим и пользуется непоколебимым авторитетом.
  • Сочинения о праздниках
  • Сочинение на тему Устное народное творчество
    Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа.
  • Сочинение на тему Почему я хочу стать военным и Военный — моя будущая профессия
    Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество.
  • Сочинение на тему Химия – это область чудес
    Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.

Читать онлайн «Печорин и наше время» автора Долинина Наталья Григорьевна — RuLit — Страница 62

«Прошу ваг… сейчас же отказаться от ваших слов: вы очень хорошо знаете, что это выдумка.

Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам за­служивало такое ужасное мщение»,— говорит Печорин (кур­сив мой. —

Н. Д.). Грушницкий колеблется и все-таки отвечает: «Милости­вый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повто­рить… Я не боюсь ваших угроз и готов на все».

Оба говорят правду. Грушницкий вовсе не знает, «что это выдумка». Он убежден, что Мери принимала ночью Печо­рина. Но если бы даже это было правдой, разве порядочный человек станет рассказывать такие вощи?

Печорин кругом виноват. Рядом с ним за столиком сидит муж женщины, у которой он провел ночь. По его вине окле­ветана Мери. И все-таки паши симпатии на стороне Печорина, потому что он ведет себя как человек крупный, а Грушницкий — как мелкий.

Дуэль, которую драгунски!! капитан задумал, чтобы по­пугать, для смеха, теперь неизбежна. Уже п сам драгунский капитан в бешенстве. «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его».

По условиям заговора, разработапным драгунским капи­таном, Грушницкий должен был придраться «к какой-нибудь глупости» и вызвать Печорина на дуэль. По вышло иначе: вызвал Печорин — обстоятельства сложились так, что он опять на высоте, а Грушницкий — в смешном и постыдном положе­нии, еще больше унижен эпизодом в ресторане.

По Печорин, который внешно выглядит так благородно: заступился за честь девушки,— на самом деле не может чув­ствовать себя достойно: муж Веры с жаром восхваляет его, называет «благородным молодым человеком», радуется, что у него нет дочерей, которых мог бы оскорбить «мерзавец» вроде Грушннцкого.

Стыдно все-таки должно быть Печорину — стыдно слушать эти восторги обманутого им человека!

«Я пошел прямо к Вернсру, застал его дома и рассказал ему всс»,— записывает Печорин. При всей странности его отношений с Всрнером, при всей замкнутости характера Пе­чорину все-таки нужен человек, к которому можно прийти в трудную минуту и рассказать «всс»; человек, который поймет, не осудит и поддержит…

Всрнер повел себя именно так. Он согласился быть секун­дантом н отправился к Грушннцкому вырабатывать условия дуэли.

Условия заговора тем временем изменились: противники Пе­чорина «несколько переменили свой… план и хотят зарядить пулею один пистолет Грушннцкого. Это немножко похоже на убийство, по в военное время, п особенно в азиатской войне, хитрости позволяются; только Грушницкий, кажется, пмбла- городпее своих товарищей».

«Поблагороднее» вовсе не значит, что он способен от­казаться от подлой затеи драгунского капитана, а только то, что он колеблется, его мучает совесть. На поступки Грушниц­кий по способен; поступки совершает Печорин, решения при­нимает он — Грушницкий только подчиняется чужой воле и собственному мелочному самолюбию.

Из юного, неопытного мальчика, вызывавшего сочувствие, он за месяц превратился в негодяя; в этом превращении виноват прежде всего Печорин: своими издевательствами он довел Грушннцкого до потерн человеческого облика. Но и сам Грушницкий оказался слабым, ничтожным человеком, но способным дать отпор ни Печорину, ни драгунскому капитану.

ПЕЧОРИН

Мы знаем не одно описание дуэли — и ночи перед дуэлыо — в русской литературе: у Пушкина в «Выстреле», «Капитанской дочке» и «Евгении Онегине»; у Толстого в «Воине н мире», у Тургенева в «Отцах и детях»… И всегда писатель сообщает о мыслях и чувствах перед дуэлыо только одного из героев: в «Выстреле» это Сильвио, в «Капитанской дочке» — Грипсв, в «Войне п мире» — Пьер, в «Отцах и де­тях» — Базаров. Можно было бы сказать, что автор всегда пере­дает состояние главного героя, но п «Евгении Онегине» Пушкин рассказывает но об Онегине, а о Ленском:

Домой приехал, пистолеты Он осмотрел. Потом вложил Опять их it лини!, и раздетый При свечке, Шиллера открыл… … Владимир книгу закрывает, Перот перо: его стихи Полны любовной чепухи…

Так мог бы вести себя в ночь перед дуэлыо Грушннцкий, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушннцкий, который носил солдатскую шинель и произносил романти­ческие речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи… Но тот Грушннцкий готовился бы стреляться на самом де­ле, рисковать своей жпзныо. Л этот Грушннцкий, кото­рый принял вызов Печорина, идет па обман, ему нечего стра­шиться, незачем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет… Мучила ли его совесть в ночь пород дуэлыо, мы но Знаем. Он предстанет перед нами ужо готовым к выстрелу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...