Эхолалия у детей: симптомы и лечение

Детей с аутизмом эхолалия сопровождает годами. Автоматическое повторение услышанного помогает Лизе постигать мир, и наблюдать за этим безумно интересно.

Отраженная речь

“Что ты хочешь: яблоко, банан или грушу?” – вкрадчиво спрашивает меня Лиза.

Нет, она вовсе не угощает меня. Наоборот, таким образом она дает понять, что непрочь подкрепиться, и приглашает меня задать ей этот вопрос.

“Что ты хочешь, Лиза: яблоко, банан или грушу?” – включаюсь я в наш ежедневный ритуал.

“Яблоко!” (на самом деле это звучит как “Ма-а-ба”) – радуется Лиза, и сама бежит доставать себе яблоко из фруктовой корзины.

“Что ты хочешь: порезать или так будешь есть,” – опять “интересуется” у меня Лиза, и я повторяю ее вопрос.

“Порезать”, – подскакивает она от радости.

“Лиза, скажи: “Порежь мне яблоко”, – я пытаюсь исправить ее манеру просить.

“Лиза, скажи “порежь мне яблоко”, – отзывается на мою просьбу дочка.

Это называется “эхолалия” – “отраженная речь”, автоматическое повторение услышаных слов и фраз, а также звуков окружащей среды (например, рева пожарной сирены).

Вообще-то эхолалия – типичная стадия речевого развития, но обычные дети “проскаивают” ее в нежные годы практически незаметно, поэтому многие родители могут и не знать о таком явлении.

Что такое эхолалия

Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.

  • Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
  • Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.

Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.

Немедленное и отсроченное повторение

Автор фото, Lars Klinting

Подпись к фото,

Лиза месяцами просит читать ей одно и то же и впитывает все, что говорят герои

Детей с аутизмом эхолалия сопровождает годами, а некоторых – всю жизнь. Она может быть немедленной – когда человек с аутизмом сразу повторяет только что услышанное, и отсроченной – в этом случае повторение происходит спустя несколько часов, дней и даже недель.

С помощью эхолалии Лиза во многом постигает мир. Наблюдать за этим мне безумно интересно. Я заметила, что сразу она повторяет услышанное, когда волнуется или слышит что-то новое. Такое ощущение, что она еще раз “проговаривает” фразу, чтобы лучше ее понять.

С отсроченной эхолалией еще любопытнее. Лучшие учителя Лизы – книги, аудиосказки, мультфильмы и детские передачи. Месяцами она просит читать ей одни и те же книги (уже больше полугода наш лучший друг – бобер Кастор, который печет пироги, шьет фартуки и выращивает фасоль).

Лиза – как губка – впитывает все, что говорят герои ее любимых мультфильмов и передач. Видимо, многократный повтор позволяет ей не только запомнить фразы, но и проанализировать, в каком контексте они произносятся.

Часто услышанные ранее тексты “всплывают” в Лизиной речи, чтобы заполнить паузу. Когда обычные люди ведут непринужденный разговор, мы с Лизой, по ее инициативе, разыгрываем сценки из книжек и мультиков, поем песни, вспоминаем стихи.

Звучание знакомых последовательностей слов и звуков успокаивают дочку. Часто она просит ей подпевать или декламировать текст в очереди в магазине, перед тем, как я оставляю ее с няней, недавно нам пришлось петь за минуту до ее выступления на школьном концерте (и сразу же после него).

Опять суп, что ли?

Несколько месяцев назад заученные Лизой фразы стали появляться, что называется, “к месту”.

Садимся обедать. Я ставлю перед Лизой тарелку с супом и через секунду чуть не падаю от неожиданности, потому что Лиза интересуется с хитрым видом:

– Опять суп, что ли? Опять каша?

Я понимаю, что это фраза из мультика “Жила-была Царевна” – несколько минут назад Лиза пересмотрела его в 110-й раз. Она запомнила оттуда фразу и ввернула ее в подходящий момент! И если бы не слова про кашу, можно было бы и не догадаться, что это эхолалия.

“Не хочу есть суп”, – кривится моя средняя дочка Катя.

“Не хочешь – как хочешь, ходи голодный!”, – парирует Лиза фразой из аудиосказки “Приключения в стране Мульти-Пульти”, которую мы слушаем в машине.

После долгого дня в школе Лиза внезапно выдала на английском: “I’m tired” ( “Я устала”). “Ты устала, Лиза”, – не могу поверить я.

“Me too” ( “Я тоже”), – тут же скорбно добавляет она уже от имени другого мультгероя.

Я очень рада, что хотя бы таким образом Лиза стала больше общаться и даже учиться что-то рассказывать о себе. Развивается ее словарный запас и понимание ситуаций, в которых произносятся какие-то конкретные слова.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

Диагностика и коррекция, лечение эхолалии

Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.

Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.

Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.

На что обратить внимание дома:

  • Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
  • Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
  • Исключите возбуждающую обстановку, крики и скандалы.
  • Не раздражайтесь! Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.
  • Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.

Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.

Дата публикации: 13.09.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Мозг и местоимения

Американский журнал Sience News несколько лет назад опубликовал результаты исследования, в котором утверждается, что путаница с местоимениями у людей с аутизмом носит более глубинный характер, чем просто неверный выбор слова.

Оказывается, за определение себя как отдельного человека, этакого “Я” с большой буквы, отвечают сразу два участка головного мозга – один в переднем отделе и один в заднем.

Сравнивая работу мозга нейротипичных людей и людей с высокофункциональным аутизмом, ученые обнаружили, что у последних значительно слабее синхронизация между участками мозга, отвественными за употребление местоимений. Особенно, если им приходилось отвечать на вопрос, содержащий местоимение “ты” или “вы” (когда участников эксперимента спрашивали об их мнении по какому-то вопросу).

Лиза, хоть и поняла уже концепцию слова “я”, до сих пор не вполне усвоила, что значит “мое”, и уж тем более момент, очевидный для двухлетнего ребенка, – когда про “мое” говорят “твое” и наоборот.

Играем в лото.

“У кого банан?”, – спрашиваю я, протягивая карточку с нарисованным бананом.

“У Лизы!”, – радостно кричит Лиза.

Я не отдаю ей карточку. Повторяю свой вопрос и шепотом ей подсказываю: “У меня”.

“У меня!” – радуется Лиза.

“Правильно, у тебя”, – я даю Лизе карточку.

“У тебя? Не хочешь “у тебя”, не хочешь”, – кричит растерянная Лиза.

Я понимаю, что еще рано, играть в лото “как положено”, она еще не готова. Вздыхаю, возвращаюсь к привычному: “У кого яблоко?”

“У Лизы”.

“У кого шапка?” – у мамы.

Но мозг человека способен к обучению. Я верю, что с помощью постоянных упражнений мы улучшим эту необходимую синхронизацию отделов головного мозга. К тому же, имея сестер, которые постоянно твердят “это мое”, “это не твое”, “это тебе”, “отдай мне”, “забирай себе”, у Лизы просто нет шансов со временем не выучить эти важные в жизни понятия.

Анна Кук – журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...