Как научить ребенка одеваться самостоятельно: надевать носки и колготки, застегивать пуговицы

С какого возраста учить ребенка раздеваться и одеваться самостоятельно, стирать, развешивать и гладить одежду.

Лучший возраст

Прежде чем приступать к постижению основ одевания и раздевания, предстоит пройти предварительную подготовку – выучить с крохой части тела. Эта работа проводится в год-полтора. С этого же периода можно постепенно научить его раздеваться – простейшие действия (снять шапку или носки) ему вполне по силам.

А к занятиям по одеванию необходимо приступать в 2-3 года: именно в этом возрасте малыши стремятся к самостоятельности, желают делать все без посторонней помощи. Данную особенность можно использовать во благо крохе. Если момент упустить, то в 4 годика процесс обучения будет более сложным и затянется надолго.

Доступные умения по возрастам выглядят так:

  • до года ребенка одевают взрослые – уже на этом этапе можно начать подготовку, комментируя свои поступки («На ножки мы надеваем колготки, потом – штанишки»), в дальнейшем крохе будет проще повторять уже знакомые действия;
  • в 1 год малыш может сам снять носки и шапку;
  • в 2 года – надевать носки, шапку, снимать колготки, штаны, трусы.

К трем годам перечень умений возрастает. Ребенок уже умеет:

  • надевать и снимать трусы, колготки, штаны;
  • надевать жилет без пуговиц;
  • обуваться в ботинки без шнурков;
  • расстегивать и застегивать молнию (взрослый должен помочь соединить ее концы внизу);
  • снимать кофты и футболки.

К 4-летнему возрасту малыш уже уверенно полностью раздевается, застегивает кнопки, надевает джемпера.

Мама помогает девочке одеться

Куртки, кофты и все, что можно надеть через голову

– если ребенку еще не исполнилось трех лет, скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям; 

–  достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке иликукле. Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол; – с толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава; – выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку; – на однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером; – у любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина; – покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо; – разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке, можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава; – покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки

Алгоритм одевания: начинаем с раздевания

Ребенок полутора лет практически безошибочно соотносит предметы одежды с их назначением и постепенно сам начинает участвовать в процессе одевания-раздевания: протягивает ладошку за варежкой, ножку — за ботиночком, поднимает голову, чтобы надели шапку, и т.д. К двум годам его участие становится более разнообразным и ощутимым: он просовывает ручки в рукава, а ножки — в колготки и штанишки, а иногда пытается самостоятельно что‑то надеть на себя или снять, проявляя подчас завидное упорство.

Если не пропустить этот период и помочь ребенку развить навыки самообслуживания, то к трем годам он будет способен одеваться и раздеваться самостоятельно.

В чем же заключается эта помощь? Для начала необходимо обучить ребенка нужной последовательности действий при раздевании. Наша главная задача — сделать все так, чтобы подготовить последующее одевание и сделать его таким же простым и экономичным по движениям.

Как надеть колготки. Учим такой последовательности действий:

  • подойти к стульчику и встать рядом спиной к сиденью;
  • взяться обеими руками за резинку колготок и спустить колготки ниже коленок;
  • сесть на стульчик;
  • выпустить из рук резинку и взяться одной рукой за пятку чулка, а другой — за носок и потянуть чулок с ноги немного вниз;
  • проделать то же самое со вторым чулком;
  • поочередно стянуть оба чулка вниз до конца;
  • взять обеими руками снятые колготки за резинку (руки можно приподнять, чтобы колготки полностью расправились) и встать со стульчика;
  • повернуться к сиденью и положить на него колготки резинкой к спинке стула и двумя швами-“дорожками” вверх.

Если все действия выполнены правильно, тогда надеть колготки не составит труда, потому что при этом достаточно будет:

  • подойти к стульчику и взять колготки двумя руками за резинку;
  • прижать колготки к себе, не вертя их в руках;
  • сесть на стульчик, всунуть поочередно ноги в чулки и подтянуть колготки вверх.

Как надеть платье или рубашку. Учим такой последовательности действий:

  • расстегнуть (с помощью взрослого) все пуговицы на вороте платья и две-три верхние пуговицы на рубашке;
  • слегка нагнувшись, потянуть вещь за расстегнутый ворот двумя руками вперед и немного вниз, чтобы высвободить голову;
  • потянуть рукав вниз за манжет или середину (но не за плечо) с одной руки;
  • проделать то же со вторым рукавом;
  • встать за спинкой стула и повесить на него вещь подолом вверх, а застежкой вниз (если на платье застежка сзади, то наоборот).

Если все сделано правильно, надеть платье или рубашку можно будет так:

  • подойти к спинке стула, наклониться к вещи, приподнять и просунуть в нее голову, выпрямиться и поочередно просунуть руки в рукава.

Как надеть обувь. Учим такой последовательности действий:

  • встать рядом со стульчиком (или там, где следует разуваться);
  • поставить обутые ноги вместе;
  • наклониться и развязать шнурки (отстегнуть застежки);
  • вынуть поочередно ноги и поставить их рядом с обувью так, чтобы она оказалась между ступнями ног;
  • задвинуть обувь под стульчик (или туда, где следует ее хранить, но обязательной парой).

Если все выполнить правильно, тогда надеть обувь будет несложно:

  • выдвинуть, не разъединяя, пару обуви;
  • встать так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног;
  • поочередно вставить ноги в обувь и застегнуть ее (если на обуви есть шнурки, то потребуется помощь взрослого).

Разумеется, в дальнейшем эти действия претерпят определенную трансформацию, они станут менее дробными. Но на данном этапе важно сохранить именно эту, самую полную последовательность перечисленных действий, пока малыш не усвоит до конца принятый порядок.

Зачем учить ребенка стирать, развешивать белье и гладить

Семь советов как научить ребенка одевать носки и колготки.

Прежде всего нужно не торопиться и подходить к освоению новых навыков постепенно и методично, соблюдая семь нехитрых принципов.

  1. Принцип своевременности. Вы же не станете требовать от яблони спелых плодов сразу после цветения, так же и малышу требуется время для созревания его моторных навыков. Снимать носочки умеет даже полугодовалый младенец, но только делает он это неосознанно. Ребенок просто теребит интересные тряпочки на своих ножках и таким образом стягивает носок. Осознанное манипулирование с предметами формируется лишь к 1.5-2 годам.
  2. Принцип интереса. Малыша не удастся научить насильно. В отличие от взрослых, вынужденных выполнять сотни неинтересных, но нужных дел, ребенок никогда не станет уделять внимания тому, что ему не нужно. Чтобы обучить малыша одевать и снимать колготки и носки, нужно привлечь к этому его внимание, заинтересовать, увлечь.
  3. Принцип игры. В дошкольном возрасте у детей доминирует игровая деятельность. Все в мире им требуется попробовать на вкус, испытать на прочность, применить по-особенному. Так мамина кастрюля превращается в рыцарский шлем, а папин фонарик в световой меч джедая. Также и процесс одевания колготок можно превратить в интересную игру в тоннели и поезда или в гордого Индиану Джонса, исследователя пещерных лабиринтов.
  4. Принцип поощрения. Любое осознанное действие малыша — это настоящий подвиг. Соответственно, и радость от успеха ему хочется разделить со взрослыми. Не стесняйтесь хвалить малыша и искренне радоваться с ним вместе.
  5. Принцип достаточности. Ребенок не способен долго увлечься чем-либо. И не важно, игрушка ли это или процесс одевания колготок, чем младше малыш, тем быстрее ему это надоедает. Не стоит настаивать на продолжении занятия, лучше дать малышу отдохнуть и продолжить позже.
  6. Принцип неторопливости. Не нужно спешить и заставлять ребенка в спешке натягивать колготки перед выходом в детский сад. В результате и родители нервничают, и малыш начинает торопиться и ошибаться. Лучше тренироваться в свободное время, когда и у Вас, и у ребенка есть возможность не спеша показать и повторить все действия.
  7. Принцип методичности. Если ребенок успешно справился с одеванием и сниманием колготок или носков, не стоит расслабляться и «почивать на лаврах». Чтобы навык не забылся, нужно периодически освежать его в памяти малыша.

Используя эти принципы, можно легко научить ребенка одевать и снимать колготки в легкой игровой форме.

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

  • Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

  • Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

  • В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

  • Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Колготки и носки

– растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; – основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается; 

– научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов; – многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами; – выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место. 

Правило четвёртое. Обеспечиваем доступность и удобство

Почему многие дети, неплохо справляющиеся с одеванием в детском саду, дома саботируют процесс? Нередко в этом виноваты мы сами. И не только потому, что торопим, сердимся и в итоге одеваем чад сами.

Есть и ещё одна причина, про которую мы часто просто забываем: высоко расположенные вешалки или ящики шкафа не дают самостоятельно взять вещи – а в садике всё доступно и легко. Да и сесть, одеваясь дома, часто просто некуда – а в садике в распоряжении детей невысокие скамеечки или стулья. Благодаря этому малыш может полностью одеться сам. Отсутствие необходимости обращаться за помощью к взрослым в мелочах помогает дошколятам убедиться в собственных возможностях и «не впадать в детство», отказываясь одеваться.

Поэтому нам, родителям, если мы хотим добиться результата, следует подумать о доступности и удобстве. Дома у вещей должно быть постоянное место, откуда ребёнок их сможет взять сам, не прибегая к нашей помощи.

Кстати, этот же приём, который можно условно назвать «доступность и удобство», используется и в знаменитой методике Марии Монтессори.

Знакомство с частями тела

Чтобы младший дошкольник постепенно учился одеваться, необходимо добиться того, чтобы он понимал, какой предмет одежды для какой части тела предназначен. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает испытывать интерес к собственному телу, что и необходимо использовать. Можно рассматривать с ним книжки с картинками, показывая на персонажах, где находятся ручки, ножки, голова, читать стишки, в которых упоминаются эти части, и показывать их на ребенке, поглаживать. Такие занятия повеселят его. Делая массаж, купая или собирая кроху на прогулку, важно проговаривать свои действия, это поможет естественно, но быстро все запомнить.

В годик ребенок уже сам сможет показывать ручки, ножки, а также части лица – глазки, рот, нос. Помогут веселые стишки, например:

Для чего Ванюше ножки?

Чтобы бегать по дорожке!

А зачем Ванюше ручки?

Чтобы разогнать все тучки!

Ротик наш так любит кушать,

Нос – дышать, а уши – слушать.

Главные правила таких занятий – регулярность, ненавязчивость, легкая игровая форма. Тогда ребенок быстро и с удовольствием будет запоминать.

Маленькая девочка выбирает одежду

Выбор одежды

Чтобы процесс обучения начался легко и без слез, следует правильно выбрать «наряды», в которые ребенок будет самостоятельно облачаться. Правила просты.

  • Вещь должна быть чуть-чуть велика ребенку (на один размер), так ему проще будет попадать в горловину и рукава.
  • Простой крой и отсутствие мелких деталей и сложных застежек – важные факторы успеха.
  • Брюки лучше выбрать свободные, на резинке, футболку – с большой удобной горловиной. С их помощью очень просто приучить кроху к самостоятельности.
  • Предпочтительные виды застежек – липучки, молнии. К пуговицам можно приступать только после предварительной подготовки.

Спинка и перед, лицо и изнанка должны иметь явные, понятные малышу отличия. Помогут аппликации, вышивка, карманы. Детям постарше можно предлагать ассоциации, например, если на кофте цветы, то следует сказать, что «спереди растет крупный цветок, чтобы видеть солнце, а сзади цветки более маленькие, им достается меньше солнечных лучей».

Девочка одевается

Научите выбирать верхнюю одежду и аксессуары по погоде

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

Шапки, варежки, перчатки

– в первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца; 

– лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания; – заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки

Обувь

– до 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки; 

– проще всего учиться обуваться летом, когда ребенок носит легкую обувь;  – удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле; – научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»; – учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок; – покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. – учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу. 

Шарфы и шнурки

– сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф. А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик; 

– для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи; 

Универсальные советы

Подстройте уроки одевания под период «я сам!» – это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться. 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...