Привить любовь ребёнку к книгам — одна из основных задач для родителей. Узнайте, с чего необходимо начинать, какую литературу читать, какие хитрости необходимо учитывать.
Любовь к чтению, передающаяся по наследству
Детские книги — особый мир ребёнка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир родители, мягко, но настойчиво взяв малыша за ручку.
Без участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Даже если в доме будет целая библиотека, состоящая из раритетных фолиантов, ребёнок может вырасти, так и не взглянув в их сторону.
Все дети учатся говорить — значит, научатся и читать
Формирование грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения, который направлен на понимание и использование языка, и длится от рождения до восьмилетнего возраста. В течение этого периода дети сначала учатся использовать устные формы языка (слушание и говорение), а затем начинают понимать смысл письменных форм (чтение и письмо).
Трудно поверить, но когда вы поднимаете своего долгожданного малыша на ручки, смотрите ему в глаза, что-то нежно проговаривая, вы уже помогаете делать первые шаги к развитию речи.
Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, когда сообщают о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, неразборчиво лепечут себе и окружающим, произносят первые слова и быстро добавляют к ним новые. Большинство детей, которые были окружены языком с рождения, свободно говорят в трехлетнем возрасте.
Каждый из 6000 языков в мире использует различный ассортимент фонем — отличительных звуков, используемых для формирования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, которых нет в их родном языке. Младенцы же рождаются со способностью слышать эти различия. Их милая болтовня включает в себя гораздо больше звуков, чем те, что используются в родном языке. Примерно через 6-10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, с которыми не сталкиваются. Они повторяют только те звуки, которые слышат от своих самых близких и частых собеседников.
? Не заставляйте ребёнка читать
Самый ужасный способ воспитать в ребенке любовь к литературе – принудить его. Подумайте сами, вам приятнее заниматься чем-то по собственному желанию или по приказу? Вот-вот. Ультиматумы вроде «Не пойдёшь гулять, пока не дочитаешь главу» или «Я не куплю тебе игрушку, если не прочитаешь эту книгу» напрочь убивают в ребенке желание читать.
Кроме того, что с таким подходом чтение начинает ассоциироваться с угрозами и негативом, малыш совершенно не воспринимает информацию. Родители и учителя заставляют пересказывать содержание произведений, якобы так запоминается лучше. Да, ребенок может зазубрить текст, но после того, как с него снимут обязательства, он его забудет. Ни содержание, ни смысл книги не отложатся в его голове.
Ваша задача – заинтересовать ребенка, а не заставить!
Фото из поисковой системы
1. Внесите элемент игры
Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.
Автор фото: Кристина Ковтун, — источник
Сила личного примера
Конечно, есть большая доля вероятности, что в читающей семье ребёнок тоже вырастет активным читателем. Но есть и другие примеры, когда детям казалось, что книги отбирают у них родителей, и тогда они делали вывод: книги — это зло.
Конечно же, в такой ситуации виноваты сами родители. Сидеть над книгами круглыми сутками, забывая о маленьком родном человечке, неправильно. Но иначе, как малыш сможет разглядеть ваш пример? Очень просто. Достаточно читать вовремя его сна.
Кроха будет видеть ваше увлечение, засыпая и просыпаясь: мама всегда с книгой, она лежит на её тумбочке, закладки перемещаются, одна книга сменяет другую. В этом случае пример родителей будет очевиден, а ребёнок не станет испытывать негативных эмоций и ревновать родителей к книгам.
2. Пусть ребенок читает то, что нравится
Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.
Автор фото: Алия Гимранова, — источник
Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки ?
Будьте хорошим образцом для подражания
Говорить ребёнку читать, пока вы смотрите телевизор, не может быть эффективной методикой приучения к чтению. Вместо этого, будьте хорошим образцом для подражания — читайте сами. Ставьте книги у всех на виду, а не прячьте в ящик тумбочки; покажите подростку, что чтение является приоритетом в вашей жизни. Приносите в дом хорошие книги, которые будут интересны всей семье, оставляйте их на виду. Высший пилотаж — выделить 1-2 часа для семейного чтения каждый день. Читают все! Такое нововведение можно внедрять на даче в летнее время. Только не забудьте приготовить побольше хороших книг!
Начинаем с самого рождения
С первых дней жизни читайте малышу вслух. Что угодно: романы, детективы, тексты на английском или другом иностранном языке, да хоть свой университетский конспект.
Ребёнок будет слышать мелодичный звук вашего голоса и привыкать к ритмике слов, которые не рассказывают, а читают. Постепенно, с овладением речью, он начнёт вслушиваться в текст и понимать его.
3. Заведите дома большую библиотеку
Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.
Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.
Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.
Не навязывайте свои вкусы
Ваш ребёнок не обязан любить то же, что и вы. Предложите ему разнообразие жанров и авторов, определите его предпочтения и действуйте в этом направлении.
По возможности, создайте дома большую библиотеку с литературой для любых возрастов. Пусть у ваших детей всегда будет выбор!
Фото из поисковой системы
4. Не заставляйте дочитывать до конца
Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.
От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.
Иллюстрации
Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка — это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.
Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.
Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.
Список книг, которые заинтересуют подростка:
- «Убить пересмешника» Харпер Ли
- «Уличный кот по имени Боб» — книга, написанная Джеймсом Буэном
- «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери
- «Приют» Меделин Ру
- «451 градус по фаренгейту» Рэй Бредбери
- «Хроники Нарнии» Клайв Стэйплз Льюис
- «Прежде чем я упаду» Лорен Оливер
- «Таймлесс» Керстин Гир
- «Джордж и тайны вселенной» Стивен и Люси Хокинг
- «Взгляд кролика» Хайтани Кэндзиро
- «Скеллиг» Дэвид Амонд
- «Тринадцатая сказка» Диана Сеттерфилд
- «Тайна третьей планеты» Кир Булычев
- «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен
- «Полианна» Элинор Портер
- «Черная книга секретов» Фиона Э.Хиггинс
- «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
- «Пикник на обочине» братья Стругацкие
- «Зимняя битва» Жан-Клод Мурлева
- «Джентльмены и игроки» Джоанн Харрис
- «Марсианские хроники» Рэй Брэдбери
- «Суббота» Йэн Маккюен
- «Книга потерянных вещей» Джон Коннолли
- «Король воров» Корнелия Функе
- Сью Таусенд «Тайный дневник Адриана Моула».
Разнообразие
Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные.
У разных произведений — разная ритмика, стиль, мелодика.
Учитывайте объем
Даже интересная книга рискует быть отложенной и забытой навсегда. Некоторые, думая, как начать больше читать, берут в руки крупный роман. Он может даже соответствовать интересам и завлечь, но в итоге все равно окажется недочитанным, потому что читатель не учел его объем. Начинать стоит с не слишком больших произведений, а не выбирать роман на тысячу страницу.
Постоянное фигурирование одних и тех же героев надоедает. Даже большой интерес может угаснуть по этой причине. Оптимально начинать с 200-400 страниц.
6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность
Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.
источник
Журналы
Речь идёт о качественной детской периодике литературного направления: «Мурзилка», «Костёр», «Весёлые картинки». В чём их польза? Во-первых, ожидание. Малыш ждёт, ежедневно заглядывает в почтовый ящик: когда же и какие сказки ему пришлют на этот раз? Кроме того, истории в таких журналах обычно публикуются короткие, доступные для понимания и не утомительные. Очень важно и право выбора — авторов, картинок, героев — можно полистать и найти то, что заинтересует.
Не беритесь за все сразу
Некоторые уверены, что для прочтения нужно больше 1-й книги в одно время. Кто-то предпочитает не следовать этому правилу, а кто-то поддерживает его на все 100%. Обе категории людей правы. Однако существует и третья – ее представители берутся сразу за большое количество художественной и научной литературы сразу. И вот они как раз совершают ошибку.
Рекомендуется браться за 1-3 книги сразу. Если превышать это количество, то уследить за сюжетом или объяснением чего-то серьезного будет просто нереально, а вдобавок появится сильнейшая скука. Оптимальным станет сочетание художественного произведения с научно-популярной книгой.
9. Оставляйте книги на видном месте
Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.
источник
Маленькие хитрости
Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.
Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.