Как устроены женщины: что говорить девочке-подростку. Как устроена женщина

Как отвечать на «неловкие» вопросы ребёнка, как познакомить его с различиями мальчиков и девочек, как научить правильным названиям частей тела (чтобы избежать недоразумений) и как объяснять про его личные границы.

1 альбом

3 видео

Добавить в альбом

Мои

обновлён три года назад

Каждому — своё

В Российской империи раздельное обучение практиковалось почти во всех гимназиях, прогимназиях, пансионах, реальных училищах и других средних учебных заведениях. Совместное обучение допускалось лишь в некоторых частных школах. Тогда юноши и девушки изучали разные науки и получали различные жизненные навыки. Считалось, что только мужчины могли быть государственными служащими, а девушек готовили к роли жены, матери и хозяйки. Совместное же обучение многие родители учеников считали просто-напросто неприличным. Среди обязательных предметов в женских гимназиях были домоводство, рукоделие, иностранные языки и уроки словесности. Обязательными были также гуманитарные науки и танцы. Учебные программы для юношей отличались куда большим разнообразием и обширностью. Помимо гуманитарных, они изучали и точные науки.

На Руси процесс обучения сильно отличался от современного.

Советская власть ликвидировала царскую систему среднего образования и в 1918 году объявила о создании единых трудовых школ, введя совместное обучение детей. Это должно было устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования. Слово «класс» большевиками поначалу вообще не употреблялось. Начальная школа считалась школой первой ступени, семилетка — школой второй ступени, десятилетка — школой повышенного типа. Призыв Крупской к разрушению старой школы некоторыми был воспринят буквально — на свалку истории выбрасывали не только дореволюционные учебники, но и учебные пособия и парты, вместо которых использовали сколоченные из досок столы. Кстати, единой новая школа стала называться ещё и потому, что была призвана заменить все средние учебные заведения императорской России.

Когда проблема равного доступа к школьному образованию была решена и к совместному обучению привыкли, новый секретарь ЦК ВКП(б) Щербаков поручил Наркомпросу подготовить материалы о целесообразности введения раздельного образования. Среди его преимуществ указывалось то, что природа девочек и мальчиков различна и что раздельное обучение способствует повышению уровня дисциплины. Однако вырастить «советских гимназисток и кадетов» в итоге так и не получилось. В 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров пожаловался на резкое увеличение случаев нарушения дисциплины учащимися мужских школ. Для того, чтобы как-то упорядочить поведение «одичавших» учеников, в некоторых мужских образовательных заведениях в качестве поощрения стали устраивать вечера с танцами и приглашёнными девочками из женских школ. Советская школа, как водится, никакого полового воспитания не вела, но из школьной программы по биологии в начале 1950-х годов на всякий случай убрали даже сведения о железах внутренней секреции.

«Садовницы» должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы».

Учите ребёнка правильным названиям частей тела

Нет ничего стыдного, плохого или запретного ни в каком органе нашего тела. Каждый орган для чего-то нужен и важен. И отвечать ребёнку нужно простым языком, называя вещи своими именами – например, пенис.

Часто родители называют так: «писюн», а кто-то: «перчик», «краник», «петушок». Я считаю, что нужно называть половые органы не какими-то завуалированными словами, а так, как они и называются – пенис или вульва. К «писе» я тоже спокойно отношусь, нам это привычнее. Нечего плохого в этом слове не вижу.

Помните, если вы спокойно отвечаете ребёнку на его вопросы и не избегаете этой темы, значит он сможет и в будущем обратиться к вам по любому поводу без стеснения, даже если это касается половых органов. ⠀

С самого раннего детства называйте каждую часть тела, включая гениталии, её настоящим именем: «пенис», «вагина», «пися», «ягодицы», «попа», «грудь», «соски». Эти слова должны быть для детей обычными и нормальными. Это не стыдные слова. Это имена частей тела, которые есть у каждого человека. В этом случае, если кто-то будет дотрагиваться до этих мест, ребенок сможет ясно рассказать, что произошло.

Вспоминается история девочки, мама которой называли ее половые органы «печенькой». И когда она пыталась рассказать взрослым о том, что «дядя трогает ее печеньку», ей говорили, что «печенькой нужно делиться».

Или другая, описанная одной мамой в комментарии в моём блоге в Инстаграм, про испуг маленького мальчика, который обнаружил, что у девочки во дворе не было писи (увидел, как она писает). Другая девочка с хохотом рассказывала маме, что у одного мальчика между ног выросла сосиска.

Такие ситуации – это повод рассказать ребёнку про различия между мальчиками и девочками.

Как устроены женщины

Женская репродуктивная система состоит из внутренних половых органов (яичники, маточные (фаллопиевы) трубы, матка и влагалище) и наружных половых органов (вульва).

Миндалевидные яичники расположены по обе стороны матки и подвешены на связках. Выше яичников расположены парные маточные трубы — место оплодотворения яйцеклетки, поступающей по трубе в матку. Матка расположена в полости малого таза (во время беременности матка располагается также и в брюшной полости). Влагалище «соединяет» шейку матки с вульвой (наружным половым органом). Шейка матки и влагалище во время родов претерпевают существенные структурные изменения и становятся частью родового канала.

Наружные половые органы. Вульва — это место, где половой (репродуктивный) тракт «выходит наружу», популярно говоря. Вход во влагалище находится позади наружного отверстия мочеиспускательного канала, в области преддверия влагалища. Преддверие влагалища (и вся вульва, включая наружное отверстие мочеиспускательного канала), укрыты малыми и большими половыми губами, перед которыми находится клитор.

Женская репродуктивная система обильно кровоснабжается и обильно же иннервирована. Посему относиться к ней стоит очень бережно.

Инцидент в одном садике 

Мне позвонила мама четырехлетнего мальчика. Она была встревожена, от волнения долго не могла сформулировать, в чем проблема.

В садике ей сообщили, что сегодня с ее сыном произошел неприятный инцидент. Инцидент, как выяснилось, заключался в том, что мальчик снял трусики и демонстративно ходил вокруг своей одногруппницы, давая ей потрогать ту самую, «интересную штучку». Девочка рассказала все своим родителям. Теперь ее мама требует у родителей мальчика извинений, наказаний, поговорить и вообще сделать что-то со своим сыном, чтоб он не развращал других детей.

Наверное, в этом «инциденте» можно увидеть больше забавного, чем страшного. Если бы не то, что трое взрослых здесь оказались в тревоге, панике и непонимании. Мама девочки, мама мальчика и воспитательница.

Никто из них не знал, что делать, когда дети впервые проявили свою сексуальность. И к слову, история совсем не единична.

Примерно, 3-6 лет – самый «сексуальный» возраст. И когда наши дети в него вступают, мы часто не знаем, как правильно реагировать. Не смотря на то, что большинство родителей догадывается о том, что шила в мешке не утаишь и разговоров о сексе, половом развитии и сексуальной стороне жизни не избежать, попадая в подобные ситуации, мы все равно часто начинаем волноваться. Стараемся либо избежать общения, либо говорим непонятными детям словами, либо ругаем детей за «непристойности».

Здесь понятна и тревога родителей, и тревога воспитателя, который отвечает за безопасность детей. Вопросов много. С чего же начинается сексуальная безопасность?  Что можно, а что нельзя? Каким должно быть сексуальное воспитание? Когда его начинать?

 На некоторые постараемся ответить. Давайте начнем сначала.  

Девочка изучает книгу

Половое созревание девочек: что это такое

Половое созревание женской репродуктивной системы начинается обычно в промежутке от десяти до четырнадцати лет. При всей одинаковости происходящих процессов, половое созревание у каждой отдельной девочки может протекать очень по-разному. И возраст окончательного полового созревания индивидуален. Период полового созревания характеризуется значительным ростом тела, изменениями в пропорциях и кардинальными изменениями в половых органах и прочих органах и системах, ответственных за репродуктивную функцию (гипоталамо-гипофизарная система, щитовидная железа и проч.).

Первым признаком полового созревания у девочек обычно является формирование и рост молочных желез. Гормоны стимулируют рост железистой ткани, развитие млечных протоков и сосков, и происходит быстрый рост груди. Изменения происходят также в костях таза — они становятся шире.

В период полового созревания надпочечники девочек начинают интенсивно вырабатывать мужской половой гормон тестостерон. Именно он ответственен за стремительный рост тела, за лобковое и подмышечное оволосение. Первая менструация — менархе, — как правило, начинается в течение года после интенсификации выработки надпочечниками девочки тестостерона.

Половое созревание считается завершённым, когда устанавливается регулярный менструальный цикл. Это означает, что овуляция происходит ежемесячно и уже возможна беременность. Потому с момента первых месячных начинайте говорить со своими дочерьми о контрацепции. А ещё лучше — говорите о контрацепции раньше. Вы же не стесняетесь с ними говорить о том, что надо мыть руки перед едой и после посещения туалета.

Объясняйте ребёнку, что такое «личные границы»

Объясняйте, что некоторые части тела относятся к личной зоне. Личное – это только для тебя. Никто не может трогать эти органы, просить тебя их показывать или рассматривать их кроме мамы, папы и доктора.

Это ответ на вопрос: «Что делать, если ребенок просит папу или маму показать ему писю или потрогать ее».

Здесь как раз вам поможет объяснение про личные границы и интимные органы, которые не показывают другим и не дают их трогать.

Как говорить с ребёнком про "это" Если у ребенка есть интерес, обязательно покажите на картинке, как выглядит то, о чем он спрашивает. Картинки можно найти в интернете и распечатать, показать в книге или даже нарисовать

Норма развития

Развитие ребенка предполагает и сексуальное развитие тоже. Ребенок обязательно будет задаваться вопросами на эту тему, искать ответы на эти вопросы. Если мы, родители, будем избегать подобных разговоров и стараться оградить ребенка от какой-либо информации на тему полового развития, различия между мужчинами и женщинами и т.д, ребенок все равно эту информацию найдет. Насколько она будет корректной, насколько безопасной? Протестируйте, загуглите, к примеру, слова «секс. видео».

Сексуальность ребенка начинается не в подростковом возрасте, а еще до рождения.

А примерно в два года ребенок начинает отделять себя от других, осознавать, что у него есть свое тело, оно отличается от Маши, Пети и т.д. Учится его ценить. Начинает изучать себя, других, узнавать, как называются те или иные части тела, сравнивать их. Этот интерес очень большой. Подавить его невозможно. Да и последствий такого подавления много. Это и нарушения в половой сфере позже, и заниженная самооценка, и насилие, и многое другое.

  • Добавленные48
  • Загруженные5

1:00

Покатушки в Коробицыно

Алексей Мяделец

65 просмотровтри года назад

0:45

Наука для ленивых ;))

Алексей Мяделец

298 просмотровчетыре года назад

11:35

как мальчик изучал девочек)

Алексей Мяделец

27509 просмотровпять лет назад

24:27

Весь мир Кайтсерфинга, в одном видео

Алексей Мяделец

440 просмотровпять лет назад

3:35

Шаг вперед: начало!!! Финальная сцена ))))))))))))

Алексей Мяделец

72 просмотра8 лет назад

1:00

Покатушки в Коробицыно

Алексей Мяделец

65 просмотровтри года назад

4:17

Торт на сковороде [Рецепты Bon Appetit]

Bon Appétit

103214 просмотровчетыре года назад

0:45

Наука для ленивых ;))

Алексей Мяделец

298 просмотровчетыре года назад

11:35

как мальчик изучал девочек)

Алексей Мяделец

27509 просмотровпять лет назад

24:27

Весь мир Кайтсерфинга, в одном видео

Алексей Мяделец

440 просмотровпять лет назад

5:09

Мотивашка

Алексей Мяделец

490 просмотров6 лет назад

0:07

VIDEO0057

Алексей Мяделец

342 просмотра6 лет назад

3:55

Девушка и хулахуп

Алексей Мяделец

174 просмотра6 лет назад

2:30

Арнольд Шварценеггер в Gold’s Gym

Алексей Мяделец

78 просмотров7 лет назад

YouTube1:14

Мотивация для спорта

Алексей Мяделец

80 просмотров7 лет назад

0:30

Как спят девушки

Алексей Мяделец

106 просмотров8 лет назад

Показать ещё

Смотрите также:

  • Черчение, астрономия и Закон Божий. Школьные предметы, которых больше нет →
  • К учебе готовы. Московские школы снова открывают свои двери для учеников →
  • Три полезные буквы. Как ШРМ дали Советскому Союзу не только Гагарина →

Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Как отвечать ребенку на «неловкие» вопросы

Задайте себя вопрос – почему мне так неловко об этом говорить? Чего я боюсь?

Думаю, эта неловкость происходит оттого, что в нашем сознании к этому вопросу сразу примешивается целая цепочка ассоциаций, ведущая к сексуальным отношениям, о которых вы с ребенком говорить пока не планируете.

А для детей это самый обыденный вопрос, нацеленный на познание мира вокруг. Им все интересно и они все хотят понять: почему ночью темнеет? Почему помидоры красные? Как я вылез из животика?

Я считаю (и сама так отвечала своему сыну), что здесь не нужно ничего придумывать, а сказать, как есть самым простым языком: «У женщины есть три дырочки – одна, из которой она какает, другая дырочка, из которой она писает, а третья дырочка – специально для того, чтобы из нее появился малыш, когда ему станет тесно у мамы в животике и он решит, что пора выходить».

Как говорить с ребёнком про "это" Детям все интересно и они все хотят понять: почему ночью темнеет? Почему помидоры красные? Как я вылез из животика?

Если ребёнок спрашивает, как малыш пройдет через маленькую дырочку, можно объяснить, что когда он выходит, эта дырочка растягивается, а потом снова становится маленькой. Обычно, такие объяснения полностью удовлетворяют интерес маленького ребенка.

Я писала выше о важности называть органы своими именами, но именно при этом ответе маленькому ребёнку можно говорить «дырочки» для простоты и наглядности объяснения.

Повторю: важно рассказывать об этом спокойно и не смущаясь, как если бы вы отвечали на вопрос о том, как из гусеницы получается бабочка.

Продолжение следует…

А как вы объясняете своему ребёнку, как он появился на свет?

Я буду рада вашим комментариям и вопросам ниже – они помогут мне подготовить полноценный вебинар «От А до Я» на эту тему.

И, если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Также смотрите видео Екатерины Кес «Как построить доверительные отношения с ребенком»

Инстаграм Екатерины Кес

Читайте также:

Почему нужно говорить о сексе

Дети в 2-5 лет активно изучают свои гениталии, рассматривают их, трогают. Интерес ребенка к строению тела не имеет никакого подвоха. Для них это информация из серии «как работает подъемный кран» или «как это устроено». А вот когда мы отводим глаза, боимся или запрещаем им говорить, мы сами создаем напряжение. Лучше сразу удовлетворить естественный интерес ребенка, и он переключится на другие познавательные темы. Ведь с мире еще столько неизведанного!

Когда вы разговариваете с ребенком на тему полового развития, между вами возникает ценнейшая эмоциональная связь и доверие.

Это доверие очень сложно создать позже. Как необходимо оно будет вам в подростковом возрасте! И в таких интимных беседах, в том, как это происходит (с теплом, ласковыми взглядами, прикосновениями и обнимашками), между вами и ребенком завязывается прочная нить, которая сохранится навсегда. Именно это доверие приведет ребенка к вам, если его что-то насторожит в отношениях с другими взрослыми или детьми.

То, как мы реагируем на первые проявления сексуальности ребенка, очень влияет на его отношение к себе, своему телу, на его самооценку. Если мы тревожимся и ругаем его – он может начать думать, что с ним что-то не так. Поэтому не стоит обвинять его в непристойном поведении. С ним все в порядке и ведет он себя абсолютно нормально.

Такой сигнал ему дает наше спокойное отношение. Он понимает, что здоров, красив, родители его любят. Что ему не нужно искать подтверждение своей ценности от других людей.

Дети целуются на пляже

Учим интимности

Но такие проявления —  это повод для того, чтоб постепенно приучать его к тому, что есть вещи, которые не принято делать при других. Например, ходить в туалет или быть раздетыми. То же касается  игр с другими детками. Вводим правило, что играем всегда одетыми. Важно, чтоб это было мягкое и постепенное приучение. Конечно, без критики и наказаний.

Именно сейчас появляется понятие интимности. Учим ребенка тому, что к его телу никто не может прикасаться. Только родители и врач (если это необходимо). Об этом — в следующей статье.

Игры детей на сексуальную тематику – отличный повод для начала полового воспитания.

Лучше всего начать с того, что обсудить с ними строение тела, поговорить о том, что у мальчиков и у девочек есть одинаковые части тела, а есть разные. Разные называются половыми. Их не принято выставлять напоказ.

Половые органы имеют свои названия. И это точно не «варенички», «краники», «ромашки» (народное творчество тут безгранично)). Это пенис и вагина. Если вам такие названия кажутся слишком официальными для ребенка, вполне приемлемы «пися» и «писюн». Важно, чтоб ребенок мог в ваше отсутствие объяснить, что его беспокоит (если такое случится), и чтоб над ним не смеялись другие дети.

Дети  3-6 лет играют в игры с элементами сексуальности – это свойственно возрасту. Куколки (или даже машинки)) могут обниматься, целоваться, жениться – так дети изучают социальные роли. Игры в доктора, «ты покажи мне, а я тебе» тоже носят познавательный характер. Они могут быть между детьми одинакового возраста. 

Важно следить, чтоб не было проникновений в отверстия тела, чтоб дети не были агрессивными или подавленными после игр.

А еще ведь сексуальность – это не только физические проявления. Это и чувства. И кроме того, что есть механизм, есть еще и что-то неуловимое и теплое в груди, есть любовь, нежность. Пока мы не назовем ребенку, что это, не расскажем, что любовь бывает разной – он не будет знать, что тоже умеет любить.

В 3-6 лет дети, как уже было сказано, впервые сталкиваются с проявлениями своей сексуальной стороны. Они еще совсем не умеют справляться с ней. Это что-то непонятное, необычное, но очень привлекательно и приятное. Им нужно постепенно найти баланс между «хочу» и «можно». Между телом и чувствами. Научиться оберегать себя. И только мы, взрослые можем им в этом помочь.

Поэтому, давайте сделаем вдох и выдох. Вспомним о том, что нас всех не нашли в капусте.

Обнимем деток.  И… скажем им правду)

P.S.  Если тревоги и вопросы родителей остаются, воспитателю хорошо бы обратиться за помощью психолога, инициировать групповую встречу на тему сексуального воспитания детей. Где специалист поможет родителям справиться с тревогой, разъяснит, как реагировать на проявления сексуальности, ответит на вопросы. Это и сигнал родителям, о здоровом отношении  воспитателя к детям и теме сексуальности.

Телефон нашего специалиста: 096 058 83 87

Фото: страница автора, depositphotos.com

Менструация: как о ней говорить

Немного о менструации. Во-первых, вы должны говорить об этом со своей дочерью. Чтобы она не чувствовала себя, как героиня моего романа «Коммуна»:

Даже когда на похоронах дедушки из того самого места Полиного организма, которое принято не только скрывать от посторонних взглядов, но и не называть, вдруг пошла кровь, она хранила молчание. Пока к ней не подошла дальняя родственница и не стала успокаивать:

— Поплачь, деточка, поплачь! Это ничего! Ты ещё маленькая! Все там будем! Ну, ты, конечно, очень нескоро. Но поплакать надо. Слёзы, они боль смывают…

— Мне не больно, разве что чуть-чуть ноет внизу живота, — шёпотом ответила Полина сердобольной курице на её кудахтанья. — Только я, мне кажется, окажусь там, где мы все будем, раньше вас. Потому что из меня идёт кровь.

— Откуда? — спросила тётка вдруг совершенно нормальным голосом.

— Оттуда, — девочка ткнула пальцем ниже лобка.

— Первый раз, что ли?

— Первый. До этого никогда ничего похожего не было.

— Тебе что, мать ничего не говорила?

— Нет.

— Ну вы… тут совсем, интеллигенция гнилая.

Не будьте гнилой интеллигенцией. Будьте интеллигенцией свежей. Или хотя бы нормальной. Говорите о менструации со своими дочерьми!

Менструальный цикл — это регулярный процесс, в результате которого яйцеклетка выходит из яичника в ходе подготовки организма к беременности. Сама менструация идёт примерно раз в четыре недели (двадцать восемь дней плюс-минус) с момента самой первой менструации (менархе) и вплоть до самой менопаузы. С перерывами на вынашивание беременности, разумеется.

После первой менструации и начинается репродуктивный цикл — каждые двадцать восемь дней (плюс-минус, зависит от индивидуальных особенностей и личного режима жизни). Сперва репродуктивный цикл устанавливается — и потому время между менструациями пока может варьировать (варьировать оно может и в последующем и зависеть от многих факторов, например от интенсивности физических и психических нагрузок, перемен климата и так далее; необходимо помнить, что слишком уж большие вариации — обязательный повод для обращения к врачу!).

Если зачатия не происходит, приготовленный для имплантации оплодотворённой яйцеклетки эпителий отторгается: наступает то самое менструальное кровотечение. Длительность менструального кровотечения в среднем равна пяти дням (опять же плюс-минус; но менструации короче трёх дней и больше семи — повод для беспокойства и обращения к специалисту). За время менструации крови теряется (опять же — в среднем!) примерно 50 мл (около четверти стакана). На предмет менструаций слишком скудных или чрезмерно обильных тоже лучше проконсультироваться у врача.

Разговоры «про это»: лучше раньше

Помните: половозрелая женщина сама отвечает за своё здоровье! Не стесняйтесь говорить об этом со своими дочерьми. Вы же не стесняетесь говорить с ними о чистке зубов? Наверняка говорите: «Не будешь чистить зубы — у тебя будет кариес!» Да? Если вы будете с самого раннего детства говорить с ними обо всём — будет очень хорошо. И для вас. И для ваших девочек.

В слове «менструация» и словосочетании «половая зрелость» нет ничего постыдного. Ровно как в слове «кариес» и в словосочетании «чистить зубы». Начинайте половое воспитание ещё тогда, когда ребёнок беззаветно любит вас и безоглядно вам доверяет.

И только от одного прошу вас воздерживаться — от глупых «уменьшительностей» и «ласкательностей». Нет никаких, извините, «писичек» с тех самых пор, как ваша дочь научилась самостоятельно пользоваться горшком. А есть… Впрочем, читайте эту главу с начала. Слова «вульва», «вагина» и «матка» неприлично окрашиваете именно вы, взрослые. Для нормального ребёнка, растущего в нормальной семье, они ничуть не страшнее слов «звезда», «паровоз» и «капуста».

У вас получится! Тем более что подготовленная на элементарном бытовом общеобразовательном анатомическом уровне девочка, став подростком, не будет фыркать в вашу сторону, а просто спокойно выслушает вас и спокойно же задаст вопросы на уже более развёрнутые темы предохранения от нежелательной беременности и заболеваний/инфекций, передающихся половым путём. А вот если до момента превращения вашей лапочки в нервного монстра-подростка в вашем доме бытовали только «писечки», то за фырканье в ответ на попытку неуклюжего разговора «про это» пенять вам, кроме себя, будет не на кого.

Мамы и папы мальчиков! Сыновьям тоже стоит рассказывать о том, как устроены девочки. Как максимум — чтобы вырастить хорошего, доброго, умного, зрелого мужчину. Как минимум — чтобы ему не пришлось жениться «по залёту». Вы же порядочные родители, да?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *