Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться — Новорожденный. Ребенок до года

Рождается ли ребенок с определенными чертами характера или приобретает их позже? Есть ли смысл бороться с некоторыми его склонностями или нужно научиться принимать малыша таким, какой он есть? В поисках ответа на эти вопросы обратимся к последователям Фрейда.

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

От чего зависит характер ребёнка?

В греческом языке слово «характер» имел сугубо прикладное значение – царапина, оттиск, клеймо, печать, то есть любая отметина на каком-либо материале. В психологической литературе под характером понимается комплекс устойчивых психологических особенностей индивида, проявляющихся в его поведении, действиях.

Формируются личностные особенности ребёнка не за один час или даже год. Да и влияет на характер большое количество разнообразных факторов, которые также следует учитывать:

  • наследственный фактор (или темперамент);
  • воспитательский арсенал родителей или значимых взрослых;
  • стиль поведения мамы и папы;
  • ближайшее окружение (особенно детский садик и школа).

Ребёнок уже рождается с определённым набором характеристик – например, скоростью протекания нервных импульсов и психических процессов. Совсем скоро на темперамент наслаиваются образцы поведения родителей, которые малыш бессознательно копирует. Затем по мере расширения круга общения ребёнок знакомится с другими людьми, которые также влияют на становление его характера.

Детский темперамент как основа характера

Младенец – это уже личность, правда, ещё не до конца сложившаяся. Но зато ребёнку присущ определённый тип темперамента, определяющийся особенностями высшей нервной деятельности. Широко известно, что выделяют 4 основных вида человеческого темперамента, на которых следует остановиться подробнее.

  1. Ребёнок-сангвиник отличается открытым, добрым нравом, оптимистичным взглядом на промахи и неуспехи, живостью натуры и высоким энергетическим «зарядом». Среди сверстников они пользуются заслуженной популярностью и даже любовью за незлобивость и лёгкость.
  2. Маленький холерик – это чрезвычайно эмоциональное, порой немного агрессивное и задорное создание. Он со всей страстью бросается на выполнение поставленной цели, однако злится, если что-то не выходит. Холерические дети подвержены частой сменой настроения.
  3. Ребёнок-флегматик отличается такими особенностями поведения, как медлительность, инертность, сдержанность и эмоциональная устойчивость. Отличить флегматичного малыша можно по некоторой заторможенности и невыразительной мимике, зато он любит кропотливую работу.
  4. Маленькие меланхолики описываются как застенчивые, ранимые и часто не совсем уверенные в себе дети. Они очень долго привыкают к изменившимся обстоятельствам. Зато они тонко чувствуют эмоции других людей, отличаются пунктуальностью, организованностью и творческими способностями.

Перечисленные виды темперамента крайне редко встречаются в чистом варианте. Обычно у ребёнка смешиваются черты разных типов, находящихся «по соседству». Например, холерики бывают с сангвиническими чертами, а меланхолики с флегматичными.

Важно понимать, что детский темперамент является врождённой особенностью и его невозможно изменить. А вот немного подкорректировать и сгладить острые углы внимательным и чутким родителям вполне по силам.

Воспитание детского характера в семейной обстановке

Безусловно, не существует положительных или отрицательных видов темперамента, поскольку в характере любого ребёнка присутствуют как хорошие, так и плохие черты. И прививаются они родителями, особенно такие нравственные качества, как честность, доброжелательность, порядочность и лживость.

Воля воспитываются у ребёнка в процессе общения с родителями и особенно со сверстниками. И «вырастают» волевые качества из настойчивости, стремления достичь цели, которые всячески поощряют взрослые члены семьи.

Непростой, на взгляд матери и отца, характер у ребёнка подразумевает обычно чрезмерную вспыльчивость, агрессивность, погруженность в себя, избегание общения с ровесниками. И хотя темперамент уже не переделать, качества личность всё-таки можно немного изменить. Однако в процессе «сдвига» нельзя ломать малыша или давить на него.

Размышляя над тем, от чего зависит характер ребёнка, важно понимать, что многое находится в руках родителей. Допустим, темперамент – это врождённое качество индивида, однако окружение малыша не в меньшей степени влияет на формирование личности. Найдите подход к своему чаду, и тогда его характер перестанет казаться вам «трудным».

    Метки:

взрослый

,

вид

,

влиять

,

врожденный

,

детский

,

зависеть

,

качество

,

личность

,

малыш

,

общение

,

особенность

,

особенный

,

От чего зависит характер ребёнка

,

отличаться

,

поведение

,

процесс

,

психологический

,

развитие детей

,

ребенок

,

родитель

,

темперамент

,

характер

,

частый

,

черта

Можно ли унаследовать характер

Современные исследования в области генетики неоднократно опровергали миф о том, что характер можно унаследовать от родителей. Однако все же некоторые черты личности человека ассоциированы с его геномом. К примеру, дети могут наследовать родительскую общительность, любовь к определенным видам деятельности (например, путешествовать или рыбачить), раздражительность и даже политические предпочтения. 

Но тут уже возникает вопрос: что в большей мере влияет на формирование характера у ребенка — генетика или воспитание? Примечательно, что практически в каждом аспекте личности есть и то и другое. Однако если воспитание способно обособленно сформировать какую-то черту характера, то генетика «работает» лишь в связке с воспитанием. 

Узнайте как подобрать оптимальный способ воспитания именно вашего ребёнка — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель». 

В 2010 году ученые исследовали «ген альтруизма» OXTR, а точнее — совокупность его вариантов. У людей, которые являются носителями двух вариантов, отмечалась черта жаловаться окружающим на свои проблемы. Носители третьего варианта больше держали свои проблемы в себе, но при этом могли и посетовать на жизнь, если обстановка способствовала откровениям. Грубо говоря, ген OXTR определяет склонность человека к нытью. А уж проявит ли он эту склонность — зависит от социальной среды.

Кстати, воспитание может полностью «выключать» генетику в части формирования черт личности. Может и усиливать их, и видоизменять. Поэтому грешить на плохую наследственность не стоит. Даже если она есть — коррекция воспитанием принесет свои плоды. 

ВОЖДЬ

Черты характера:

Лидер, душа компании. Очень чувствителен к критике. Всеми силами добивается одобрения и признания. Смелый, решительный, любит пробовать что-то новое. Не способен долго концентрироваться на том, что считает скучным. Поддержание порядка в своих вещах — не его конек.

Как вести себя с таким ребенком:

Чтобы построить хорошие отношения с Вождем, нужно, чтобы он чувствовал, что его мнение принимается в расчет. Давайте ему возможность принимать решения самостоятельно, даже если вы видите, что они неудачные.

Вождь жаждет похвалы, и это может стать проблемой в отношениях с другими. Поэтому старайтесь ориентировать его на то, чтобы он сам оценивал свои успехи. Для этого констатируйте факт его достижения и спрашивайте, что он чувствует и думает по этому поводу.

7GUt5.jpg

Игры, в которые мы играем

Дети воспринимают жизнь, как некую игру, и все познавательные процессы у них неразрывно связаны с игровой деятельностью. Именно поэтому передовые педагогические методики включают игровые элементы в любой вид занятий — обучение, творчество, развитие. 

Игры, в которые мы играем, во многом определяют то, какими людьми мы становимся. Игра не просто развивает отдельные навыки, но и закладывает основы мироощущения. 

Понаблюдайте за ребенком: 

  • Как он ведет себя в игре? 
  • Он организатор (лидер) или рядовой участник (исполнитель)? 
  • Как хорошо он справляется с игрой? 
  • Как быстро вникает в правила?
  • Насколько долго игра удерживает его внимание?
  • Как ребенок относится к своим неудачам в ходе игры?
  • Как относится к чужим неудачам? 

Выбор игр и поведение в них дадут ориентиры, в каком русле формируется характер вашего ребенка. 

Также читайте: Невнимательный ребенок: причины и как помочь

Как повлиять на характер ребёнка

НЮХАЧ

Черты характера:

Очень чувствителен к запахам. Часто нюхает  еду и предметы. Регулярно заболевает респираторными инфекциями. Любопытен, но осторожен и осмотрителен. Домосед. Предпочитает роль наблюдателя.

Как вести себя с таким ребенком:

Если Нюхач уверяет вас, что обнаружил неприятный запах у еды, которая вам кажется совершенно свежей,  будьте уверены, что он ничего не выдумывает, и не заставляйте его есть.

Не ругайте ребенка-Нюхача за то, что он ковыряет в носу, лучше расскажите о том, что нос лучше прочищать в туалете, ведь это интимный процесс.

В силу характера малышу-Нюхачу тяжело общаться со сверстниками. Позвольте ему налаживать контакт со взрослыми, ведь это тоже учит коммуникации.

Чем меньше внимания вы обратите на «нехорошие слова», тем быстрее он их забудет.

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

Трехлетних детей они разделили на три условные группы, учитывая их активность, позитивный настрой и то, насколько легко они отвлекались. Они назвали эти группы «трудными», «легкими» и «медленными» детьми. В старшем юношеском возрасте, к удивлению исследователей, состав групп продолжал достаточно четко прослеживаться: тугодумы остались тугодумами, а дружелюбные и общительные дети продолжали проявлять доброжелательность.

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

  • способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

  • тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

  • динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Можно ли изменить характер ребенка воспитанием

Ключевые элементы воспитания — это развитие личности, создание оптимальных условий для самоопределения ребенка, социализация и прививание морально-нравственных установок. При этом среди целей воспитания нет изменения характера ребенка. Наоборот — нужно крайне бережно относиться к особенностям личности, ведь если идти вопреки ее интересам, то можно значительно затормозить развитие, навязать комплексы. 

В процессе воспитания родители могут заметить формирование новых черт характера ребенка — как позитивных, так и негативных. Первые открывают для него новые горизонты возможностей, вторые же ставят перед родителями дополнительные задачи. Что можно сделать с нежелательными чертами характера у ребенка:

  • корректировать;
  • смягчать;
  • компенсировать;
  • переводить в нужное русло и т. д.

Например, обидчивость нужно не подавлять, а компенсировать развитием дружелюбия. Необязательность можно смягчить щедростью. А вспыльчивость скорректировать техниками расслабления и переключения внимания.

Морально-этические нормы 

Ребенок перенимает от взрослых не только привычки и модели поведения, но и базовые ценности. Причем процесс этот происходит в любом случае — независимо от того, будут ли акцентировать родители внимание на культурно-духовных и нравственных вопросах. 

Нормы морали и этики дети впитывают в себя в фоновом режиме.

Вы можете 100 раз повторить ребенку, что нужно быть справедливым, но достаточно нескольких раз именно вам поступить несправедливо, как все слова, сказанные ранее, перестанут иметь вес. 

Если вы позволяете себе повысить голос на своих родителей, а потом учите ребенка уважать старших — результата не будет. Если равнодушно проходите мимо голодного котенка, а потом воодушевленно рассуждаете о необходимости помогать братьям нашим меньшим — ребенок вам не поверит. Если обманываете сами, а потом требуете честности — вы ее не получите.

Духовно-нравственный аспект воспитания влияет на становление характера ребенка прямым образом, поскольку является основой для формирования важнейших качеств личности. 

до скольки лет формируется характер

ХУДОЖНИК

Черты характера:

Впечатлительный, доверчивый. Боится темноты. Ранимый, его легко обидеть. Добрый. Обладает хорошей фантазией, верит в волшебство. Любит все яркое.

Как вести себя с таким ребенком:

Цвет для ребенка-Художника важен в той же степени, что и вкус для малыша-Болтушки. Если вы намерены заниматься с ним развивающими упражнениями, то всегда сможете привлечь его внимание яркими картинками и красивыми пособиями. Водите своего ребенка на выставки, концерты, в музей,  дайте возможность посещать театральные и художественные кружки.

Уважайте слезы малыша-Художника, не важно, мальчик это или девочка. Вызывая чувство стыда у ребенка, вы заставите его думать, что он плохой. Лучше скажите, что понимаете, что ему грустно, и добавьте, что нет ничего страшного в слезах, ведь даже взрослые иногда плачут.

Водите своего ребенка на выставки, концерты, в музей,  дайте возможность посещать театральные и художественные кружки.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

Мальчик играет

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Рецептивный тип детей

СЛУХАЧ

Черты характера:

Любит слушать музыку. Не выносит громких звуков, тихо говорит. Может затыкать уши, если на него кричат. В школе прекрасно запоминает, что говорит учитель, даже если тому кажется, что ученик витает в облаках. Любит побыть один, в тишине. Любит слушать или читать стихи.

Как вести себя с таким ребенком:

Ребенок-Слухач не воспринимает громких звуков и совершенно перестает понимать смысл слов, когда на него кричат. Разговаривая со Слухачом, не требуйте, чтобы он смотрел вам в глаза — принудительный зрительный контакт может лишь помешать сосредоточиться на том, что вы говорите.

Не заставляйте малыша-Слухача участвовать в шумных празднествах или долго ходить с вами по торговым центрам. В обеих ситуациях для него слишком много громких звуков.

K7O4d.jpg

Спорт и характер

Спорт положительно влияет на формирование характера ребенка. Он помогает выработать такие черты, как выносливость, старательность, умение добиваться результатов и не отчаиваться в случае поражений. 

Очень важно правильно выбрать вид спорта. Ориентируйтесь как на особенности характера ребенка, так и на цель, которую вы поставили. К примеру, забияку-индивидуалиста лучше не отдавать на единоборства, а приобщить к групповым занятиям (футбол, баскетбол и пр.). Эти виды спорта помогут ему осознать ценность командной игры и важность управления эмоциями. 

Несколько советов по выбору вида спорта в зависимости от характера ребенка:

Экстраверту подойдут скоростно-силовые виды спорта, плавание и бег на короткие дистанции, лыжи, теннис, гимнастика, сноубординг.

Интроверту будут ближе цикличные виды спорта (легкая атлетика, плавание, велосипед, бег).

Детям с лабильной психикой показаны оздоровительные занятия без соревновательного компонента: йога, фитнес, плавание. 

Астеники найдут себя в видах спорта, которые связаны с движением: футбол, лыжи, бег, спортивная ходьба, легкая атлетика.

Гипертимные дети (сверхактивные) проявят себя в единоборствах (айкидо, карате, тхэквондо).

Для детей с конформным характером, когда мнение и настрой большинства имеют определяющее значение, подойдут любые командные соревновательные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, хоккей.

Темперамент и характер ребёнка

КАЛЬКУЛяТОР

Черты характера:

Часто просит, чтобы его погладили, обняли. Все время держит что-то в руках. Может схватить приглянувшийся ему предмет и долго не отдавать. Не любит делиться. Рано проявляет интерес к деньгам. С готовностью выполняет просьбы, но ждет за них вознаграждения. Рационален, склонен экономить. Пунктуален и дисциплинирован.

Как вести себя с таким ребенком:

Для ребенка-Калькулятора очень важен телесный контакт. Если вы его редко обнимаете, он может думать, что вы его мало любите. Не старайтесь отобрать у малыша предметы, которые он мусолит в руках. Если не хотите, чтобы он что-то брал, просто позаботьтесь о том, чтобы это не попадало ему на глаза.

Не заставляйте ребенка делиться игрушками, лучше предложите оставить дома те из них, которые он пока не готов дать другим. Не стыдите Калькулятора за то, что он просит материальное поощрение, таково его понимание справедливости.

Малыш-Калькулятор обожает создавать и прятать «клады». Не запрещайте ему приносить небольшие находки с улицы для пополнения коллекции и не выкидывайте предметы, которые он собирает.

Режим и характер

Распорядок дня имеет огромное значение для гармоничного развития ребенка. Он помогает упорядочить ритм жизни, выполнять все запланированные дела без лишней суеты. 

Не стоит забывать, что характер ребенка начинает формироваться с рождения, поэтому приучать к режиму нужно как можно раньше, и уже к 3-летнему возрасту жизнь по расписанию станет хорошей привычкой. 

Еда, сон, развивающие занятия, игры, прогулки, гигиенические процедуры — все это должно происходить с определенной регулярностью. Если не отходить от режима, то через некоторое время вы заметите приятные перемены в характере ребенка. Он станет более:

  • уравновешенным;
  • жизнерадостным;
  • собранным;
  • бодрым;
  • сосредоточенным.

Постепенно биоритмы ребенка подстроятся под режим, поэтому вы забудете об утренних истериках и раздраженном плаче после обеденного сна. Также исчезнет проблема отсутствия аппетита. 

При изменении привычного режима в связи с посещением детского сада или школы отводите несколько недель на адаптацию. 

____________

Древнегреческому философу Гераклиту принадлежат такие слова: «Характер определяет судьбу человека». Столь простая истина наводит на обоснованные размышления о том, достаточно ли мы внимания уделяем анализу детского характера? Ведь если от этого и вправду зависит их дальнейшая жизнь, то стоит побольше узнать, что именно и каким образом на него влияет. Надеемся, наша статья помогла вам ответить на эти вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *