Люстрация – что это такое простыми словами

Ответы на популярные вопросы – что это, что значит.

Люстрация — это…

В Древнем Риме Люстр (lustrum) означал жертву богам. Каждые 5 лет после очередной переписи населения верховные лица государства проводили особый обряд: подвергали закланию свиней, быков или овец.

Считалось, что такие действия защищают страну от бедствий. Позже появилось слово lustratio, которое в переводе с латинского языка означает «очищение посредством жертвоприношения».

Иным было значение термина в России. Так, в словаре иностранных слов 1910 года указано, что люстрация – это проверка доходов с недвижимого имения. В Великом Княжестве Литовском таким словом обозначали подсчёт налоговых поступлений государства и опись имущества.

Только в конце XX века понятие приобрело современную окраску в связи с политическими событиями. Тогда многие страны Европы решили «разорвать связь» с коммунистическим или тоталитарным прошлым.

С тех пор люстрация – это (простыми словами) очищение государственного аппарата от чиновников, которые выступали активными сторонниками, проводниками идеологии и режима прежней власти.

Обычно выражается в следующих мероприятиях:

  1. запрет занимать высокие должности в законодательных и исполнительных органах, судах, силовых структурах (как правило, на определённый срок);
  2. возбуждение уголовных дел в отношении чиновников, виновных в грубом нарушении прав граждан;
  3. отмена преференций (что это?) и льгот;
  4. проведение дисциплинарных проверок;
  5. снятие неприкосновенности;
  6. публичное обнародование информации о прошлых «заслугах» чиновников в СМИ.
Митинг

По сути, люстрация – это законная форма возмездия простых граждан и новых властей. Она направлена на тех, кто запятнал себя нечистыми делами во времена старых порядков.

История

Как правило, люстрация применяется пришедшими к власти революционными режимами по отношению к их политическим противникам (состоявшим в дореволюционных политических партиях, работавших в полиции и спецслужбах свергнутой власти и т. п.). Люстрация также может использоваться правящим режимом по отношению к лицам, угрожающим его существованию (например, членам радикальных партий).

Практика люстрации применяется уже давно. Типичным образцом люстрации были советские «чистки» 1920—1930-х годов и ограничения прав «бывших».

Люстрация имела место в ходе денацификации Германии после 1945 года, демилитаризации Японии того же периода; следует также упомянуть «запреты на профессию» в ФРГ и маккартизм в США.

В наши дни о люстрации говорят применительно к законодательной практике, характерной для посткоммунистических стран Восточной Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов.

Албания

В Албании в 1995 г. были приняты два закона – “о верификации морального облика должностных и прочих лиц, связанных с обороной демократического государства” и “о геноциде и преступлениях против человечности, совершенных в Албании во времена коммунистического режима по политическим, идеологическим и религиозным мотивам”. Эти законы запрещали “неблагонадежным” работать на выборных должностях, занимать посты в государственных учреждениях и средствах массовой информации до 2002 г. Кандидаты на выборные должности проверялись на причастность к деятельности спецслужб. Оппозиционные партии Албании обратились в Конституционный суд, оспаривая законность этих актов, однако суд вынес решение о их соответствии конституции.

Политика

В процессе развития любого цивилизованного современного общества в нем неизбежно возникают различные политические и общественные течения. Во все времена это было причиной множества гражданских войн, бедствий и просто нестабильных ситуаций. Даже в тех государствах, где существует четкая однопартийная система и вольнодумство не допускается, всегда находятся те, кого не устраивает существующий политический строй и расклад сил.

Но порой происходит так, что весь строй резко меняется, к примеру, в результате революции или чего-то иного. И тогда в действие часто вступают такие меры, как люстрация. Значение слова «люстрация» мы и разберем в этой статье.

Ранний опыт люстраций номенклатуры

Сама идея номенклатурной люстрации не является новой. Одним из первых её примеров в истории были меры, принятые в отношении НСДАП в рамках денацификации Германии. У нас имеется один из документов о принятии таких мер – директива Контрольного Совета в Германии № 38 «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами». Там даны основные положения об определении групп ответственных лиц, определены санкции для представителей этих групп. В числе этих санкций, к примеру: «их имущество может быть конфисковано, однако, им будут оставлены средства для минимального прожиточного минимума, с учётом семейного положения и возможного заработка». В целом, российской номенклатуре следует ознакомиться с этим документом для понимания того, что их ожидает в случае реализации жёсткого сценария люстрации.

Также люстрация номенклатуры проводилась в Австрии, Италии и Японии. Генерал Дуглас Макартур, главнокомандующий оккупационными войсками в Японии, трижды сменил личный состав японской полиции в целях борьбы с коррупцией (если верить данным журналистов «Профиля»). Он же был организатором Токийского процесса. Макартур дал женщинам права голоса, организовывал борьбу с монополиями, разрешил профсоюзы и провёл множество других реформ, благодаря чему ныне японцы не испытывают чувство мести перед американцами за результаты войны, а самому Дугласу Макартуру дали прозвище «Gaijin Shogun» (иностранный сёгун), поставили ему памятник в 1995 году и называют в его честь различные общественные места, а в городе Ацуги есть сад, названный в честь генерала. То есть номенклатура и крупный капитал довели Японию до такого состояния, что её граждане стали увековечивать представителей оккупационных властей, которые смогли обеспечить ей зачатки нормального управления.

Что должно быть в программе люстрации номенклатуры
В том числе и благодаря номенклатурной люстрации Германию, Японию, Италию и Австрию ждал значительный экономический рост после войны. Правда, в Италии дефашизация была проведена недостаточно. Хотя фашистская партия и была отстранена от власти, большинство крупных военных преступников не были наказаны; генералы, совершившие преступления в Ливии, Восточной Африке, Югославии, Греции, Албании, были отпущены на все четыре стороны и участвовали в формировании Итальянского социального движения — послевоенной фашистской партии. Использование химического оружия в Абиссинии в Италии признали только в 1996 году. Фильм о военных преступлениях режима Муссолини, снятый в Великобритании в 1989 году, был запрещён в Италии, и разрешен к показу только через 15 лет, в 2003 году. Фильм Мустафы Аккада «Лев пустыни» про героя антиитальянского сопротивления Омара аль-Мухтара был запрещён к показу в Италии в 80-е. Такая политика полумер в дефашизации вылилась в маленькую гражданскую войну между ультралевыми и фашистами в 70-80-е годы (так называемые «свинцовые 70-е»). Но в целом чем люстрации жёстче затрагивали номенклатуру, тем благотворнее это влияло на уровень жизни и демократии в стране.

Люстрация: суть и цели.

Люстрация — это явление, которое, как правило, возникает в сложные переходные периоды в политической жизни государства. Обычно такие изменения связаны с кардинальными переменами в векторе политического и социального развития страны. В подобной обстановке, как у народа, так и у нового правительства возникает спрос на восстановление справедливости за прошлые злодеяния, совершенные бывшими чиновниками. Именно с этим вопросом и призван разбираться закон об люстрации.

Методы и способы люстрации

Примеры из истории

Стоит выделить три наиболее ярких примера люстрации:

  1. Разгром Третьего Рейха послужил началом самой крупной люстрации. Она проявлялась в полном очищении всех сфер жизни общества Германии от любых проявлений нацизма. Военные преступники либо получили большие сроки заключения, либо казнены. Их сторонники рангами пониже, которые не совершали серьезных преступлений, были ограничены в правах в течение нескольких лет. Очищать от нацизма пришлось также немецкую юриспруденцию. Были упразднены все законы, принижающие евреев и дающие особые права немецким гражданам. Реформировалась система образования, некоторые фильмы и книги были признаны частью нацисткой пропаганды;
  2. Десталинизация. Процесс, запущенный Хрущевым в 50-х годах. Хотя политическая система фактически осталась прежней, люстрация коснулась заслуг и личности Сталина и некоторых его видных сторонников, в частности Л. Берию. Его арестовали и обвинили в фальсификации множества уголовных дел. После чего расстреляли. Многие заслуги Сталина были признаны «раздутыми», его портреты и бюсты отправлялись на хранение в музеи. Хотя в учебниках тех времен отмечались беззакония Сталина, все же его называли одним из пламенных революционеров;
  3. Люстрация в посткоммунистических европейских государствах. В некоторых странах данное явление было особенно сильным. В Чехии коммунистическая партия была признана виновной в нарушении свобод граждан и попытках удушения демократии. Те чиновники, которые были уличены в сотрудничестве с коммунистами до 1989-го года, лишались своего поста в госструктурах. Граждане получали возможность доступа к делам, которые завели на них сотрудники КГБ. В Словакии новая власть прохладно отнеслась к идее подобной «чистки» и не видела особой необходимости в публичном очернении коммунизма.

Три важных условия для проведения люстрации

Рассуждая о люстрации, многие граждане утверждают, что это расправа одних олигархов над другими.

Действительно, пришедшие к власти люди часто стремятся устранить оппозицию, прикрываясь законом. Однако настоящая люстрация обладает тремя признаками.

  1. Легитимность (что это такое?).
    Народ должен принимать происходящие в стране изменения, считать их законными и справедливыми. Только тогда высшие должностные лица вправе проводить люстрацию, выражая тем самым волю людей.
  2. Законность.

    Люстрация не проводится по устному распоряжению одного человека или узкой группы лиц. Перечень подпадающих под действие госслужащих, процедура проверки и ограничительные мероприятия закрепляются в нормативном правовом акте, например, законе.

    Наказания должны быть соразмерны тем деяниям (бездействиям), которые совершали бывшие чиновники. Нельзя превращать процедуру в произвол.

    Статуя

    Так, в 1996 году Парламентская Ассамблея Совета Европы в резолюции № 7568 указала, что никто не должен подвергаться люстрации только за факт принадлежности к какой-либо организации. Вину конкретного человека нужно доказать, а уже потом налагать на него ограничения.

  3. Соответствие нормам морали.

    Некоторые госслужащие, занимавшие должности при старом режиме, по сути, не были с ним согласны. Люди выполняли приказы и формально действовали в рамках закона, постоянно сталкиваясь с муками выбора.

    Теоретически они могли уволиться из государственных органов, но не делали этого в силу жизненных обстоятельств (семья, дети, невозможность смены профессии).

    Настоящая люстрация направлена только на «активистов». Она проводится для того, чтобы помешать нечестным, беспринципным и коррумпированным чиновникам вновь парализовать аппарат власти.

    Нет смысла проводить зачистки абсолютно всех служащих, работавших, например, при определённом президенте. В таком случае процедура не достигнет цели, а лишь превратится в акт несправедливости по отношению к обычным труженикам.

Европа

Судебные процессы и массовые увольнения лиц, имевших в прошлом связи со службами безопасности прежних коммунистических режимов, были призваны продемонстрировать стремление новой власти интегрироваться с некоммунистической Европой.

Законодательное оформление люстрации и практика её применения раскололи посткоммунистическую Европу на сторонников и противников люстрации.

Лех Валенса, Вацлав Гавел, Желю Желев и другие противники люстрации боролись за удержание процесса декоммунизации в узких рамках, предостерегали против сведения счетов с бывшей правящей номенклатурой. Конференция европейских церквей выступила в защиту прав преследуемых сотрудников расформированных органов безопасности в странах Восточной Европы.

В посткоммунистических государствах, где у власти остались представители прежнего режима, люстрация не проводилась или не принимала законодательно утверждённых форм (к таковым можно отнести Россию, Украину, Белоруссию, Румынию, Молдавию). В странах, где к власти через несколько лет после антикоммунистических революций вернулись посткоммунистические партии, процесс люстрации шёл в мягких формах и постепенно затихал (Венгрия, Словакия, Болгария).

Чехия

Здесь в 1991 году был принят «Закон о незаконности коммунистического режима», в котором, в частности, говорилось: «Коммунистическая партия Чехословакии, её руководство и члены несут ответственность за методы осуществления власти в период 1948—1989 гг., а именно за программное уничтожение традиционных ценностей европейской цивилизации, за сознательное нарушение прав и свобод человека, за моральный и экономический спад, который сопровождался судебными преступлениями и террором против носителей других взглядов, за подмену существовавшей экономики директивным управлением, уничтожение традиционного права на собственность, злоупотребление воспитанием, образованием, наукой и культурой ради политических и идеологических целей, безжалостное уничтожение природы… Коммунистическая партия Чехословакии была организацией преступной и достойной осуждения, так же как и другие организации, основанные на её идеологии, деятельность которых была направлена на лишение людей их прав и на удушение демократии»[2].

Под действие закона попали 140 000 лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948—1989 годах. Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в государственных органах, если специальная комиссия могла доказать их вину.

По закону на проверку отводилось два месяца, но иногда проверка затягивалась надолго. Уличённых в нежелательных контактах немедленно увольняли из госструктур.

В 1996 году граждане Чехии получили право знакомиться с досье спецслужб, заведёнными на них. В то же время вопросы прохождения люстрации стали активно использоваться в политической борьбе за определённые государственные посты. Нашли даже материалы допроса Вацлава Гавела, в результате которого сотрудник госбезопасности сделал вывод, что Гавела можно рассматривать как «возможного кандидата на сотрудничество».

Вацлав Гавел пытался наложить вето на продление Закона о декоммунизации до 2000 года (его действие заканчивалось в 1996 году), но парламент преодолел вето, и теперь он стал бессрочным.

Словакия

В Словакии руководство страны изначально негативно отнеслось к подобным «чисткам». Даже если суд признавал наличие вины, то наказание определялось минимальное.

Польша

В Польше, как и в Чехословакии, власть мирно перешла от коммунистов к оппозиции — «Солидарности». Правительство, образованное лидерами «Солидарности», гарантировало неприкосновенность бывшим коммунистам. В то же время часть активистов «Солидарности», недовольная распределением государственных постов, использовала проблему декоммунизации для того, чтобы попытаться получить большую власть.

После длительного периода политической борьбы вокруг этого вопроса, в ходе которой были оглашены списки лиц, сотрудничавших с прежним режимом, в 1997 году, несмотря на противодействие Валенсы, был наконец принят «Закон о люстрации» для проверки достоверности заявлений высших должностных лиц об их предполагаемых связях с органами безопасности в коммунистический период.

Все желающие поступить на госслужбу и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. Те же, кто, по мнению властей, пытался скрыть свое прошлое, увольнялись, при этом сведения об их прошлом подвергались огласке.

Принятие закона привело к массовому доносительству. Самым известным из тех, кому пришлось подать в отставку, стал вице-премьер Януш Томашевский, бывший диссидент. Порочащие документы нашлись и на другого легендарного диссидента — Леха Валенсу, и на 7-го президента — бывшего коммуниста Квасьневского. Оба скандала, правда, закончились ничем.

Уже в 2004 году от этого закона пострадал маршалек (председатель) польского сейма Юзеф Олексы — польский люстрационный суд, который должен проверять депутатов на предмет прошлого сотрудничества со спецслужбами, постановил, что Олексы в 1970-е годы сотрудничал с армейской разведкой, но скрыл это в своем люстрационном заявлении.

21 июля 2006 нижняя палата польского парламента приняла законопроект, расширяющий действие прежнего закона о люстрациях (касавшегося лишь министров, депутатов, сенаторов, судей и чиновников) и позволяющий без дополнительных расследований увольнять с работы бывших сотрудников или агентов органов госбезопасности ПНР.

Законопроект распространяет действие существующего закона на глав администраций населенных пунктов, членов руководства фирм с государственным участием, ученых, работников университетов, директоров школ и журналистов.

В СМИ будет опубликован список бывших сотрудников и агентов госбезопасности, создаваемый на основе материалов фонда Института национальной памяти, которому передана значительная часть архивов органов госбезопасности ПНР.

В июне 2006 под давлением публикаций в СМИ вынуждена была покинуть пост министра финансов Зита Гилёвска, обвинённая в сотрудничестве с органами госбезопасности ПНР. Весной 2006 в польских СМИ было опубликовано несколько материалов о сотрудничестве со спецслужбами ПНР и нескольких сотен католических священников, однако новый законопроект не коснулся священнослужителей.

В январе 2007 в Польше вспыхнул скандал, вызванный отставкой митрополита Варшавского Станислава Вельгуса, признавшего свои связи со службами госбезопасности социалистической Польши в 1970-е годы. Внеочередной сейм польских епископов принял решение о создании комиссии, которая изучит биографии всех 45 епископов страны для выявления их связей с госбезопасностью ПНР.

Станислав Вельгус был назначен на свой пост 6 декабря 2006 г. В ходе собеседования в Ватикане, предшествовавшего его назначению, он отрицал какие-либо связи с органами госбезопасности. Однако в начале января 2007 года в польские СМИ попали архивные документы спецслужб, из которых следовало, что это сотрудничество продолжалось около 20 лет.

Принятые в 2007 году поправки к закону о люстрации, распространившие его действие на более широкий круг лиц, Коституционным судом Польши были частично признаны не соответствующими закону. От люстрации освободили журналистов, бизнесменов, представителей науки и преподавателей негосударственных ВУЗов.[3]

См. также

  • Институт национальной памяти — Комиссия по судебным разбирательствам преступлений против польского народа
  • Коммунистические преступления (законодательство Польши)

Германия

По Закону о документации Министерства государственной безопасности ГДР, принятому в 1991, все граждане Восточной Германии получили доступ к своим досье. Одновременно в договор об объединении Германий был включён пункт о том, что служащие государственных учреждений и судьи должны повторно подать заявления о приеме на работу. Все архивы были переданы так называемой комиссии Гаука — по имени пастора из Ростока, бывшего диссидента, которому доверили управлять доступом к документам. Его ведомство насчитывало несколько тысяч сотрудников, причём вначале эту работу поручали лишь западным немцам. Государственные органы получили право запрашивать из архива информацию о каждом новом соискателе места. Если отыскивалась информация, что претендент на должность сотрудничал с секретной службой, его увольняли.

Хотя предполагалось, что за архивами будет вестись строгий надзор, некоторые списки агентов всё же появились в прессе — а в наши дни — в Интернете, что привело к увольнениям из частных компаний и публичной травле. Власти ФРГ использовали архивы «Штази» для дискредитации восточногерманских политиков — например, лидера Партии демократического социализма (бывшей СЕПГ) Грегора Гизи.

Венгрия

Закон Зетени-Такача от 1992 установил уголовную ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 — мае 1990 года предательство Родины, вплоть до пожизненного заключения. При этом под эту формулировку можно было при желании подвести любого участника советско-венгерского сотрудничества. Конституционный суд, рассмотрев обращение президента А. Гёнца, признал этот «закон мести» неконституционным.

В декабре 1994 года Конституционный суд Венгрии также вынес решение, ограничивающее «биографический контроль» в отношении лиц, занимавших государственные посты, и использование информации в отношении них.

Конституционный суд признал, что документы прошлых лет необходимо открывать для общественности, однако охарактеризовал первый этап люстрации (1992—1994) как «политическую месть».

Рассматривая вопрос о конституционности люстрации, Конституционный суд Венгрии сделал выбор в пользу права на доступ к значимой информации, нивелировав право на защиту частной жизни и указав, что политические деятели не могут в полной мере обладать последним в силу своей публичной должности.

Вопрос был передан в парламент с одновременным указанием на то, что список лиц, подпадающих под люстрацию, должен быть ограничен (исключены журналисты развлекательных программ, руководители университетов и колледжей, работники государственных предприятий и духовенство).

Второй этап люстрации (1994—2001) имел целью лишь достижение высокого уровня информирования общественности о деятельности публичной власти. Санкцией в этот период стало лишь разглашение сведений о деятельности в органах госбезопасности.

30 мая 2005 года парламент открыл широкий доступ к секретным ранее документам об агентах спецслужб.

Люстрация в Венгрии утратила репрессивный характер.

Болгария

В 1992 антикоммунистическое парламентское большинство сумело включить в несколько законов специальные статьи о декоммунизации, однако Конституционный суд объявил их не имеющими силы. Был отменён и Закон о декоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 года и запрещавший бывшим активистам Компартии и преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах.

В то же время был принят Закон, запрещающий разглашение информации о деятельности тайной полиции и публикацию документов, подтверждающих отсутствие связи политиков и государственных чиновников с органами государственной безопасности.

Албания

В 1995 году были приняты Закон о верификации морального облика должностных лиц и прочих лиц, связанных с обороной демократического государства и Закон о геноциде и преступлениях против человечности, совершённых в Албании во время коммунистического режима по политическим, идеологическим и религиозным мотивам. Законами установлено, что кандидат на выборную должность должен пройти специальную административную процедуру, которая позволяет определить, какие должности ранее занимал кандидат и не был ли он «пособником» секретной полиции (то есть не был ли он причастен к геноциду либо другим преступлениям против албанского народа).

В 1993—1994 гг. здесь были организованы судебные процессы в отношении бывших членов албанского Политбюро, в их числе Неджмие Ходжи (вдовы бывшего коммунистического лидера Энвера Ходжи) и руководителя Социалистической партии Фатоса Нано. Их обвиняли в хищении государственных средств, злоупотреблении государственной властью, коррупции, нарушении прав человека.

Прибалтийские государства

В Прибалтике вопрос о люстрации впервые был поставлен в 1990 году в обращении Конгресса незаконно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к Верховным Советам этих республик.

В Эстонии был принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940—1950-е гг., по которому прокуратуре Эстонской ССР было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.

Латвийский Закон о выборах от 1992 года требовал от всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либо отсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами. Закон о выборах Сейма с 1995 запрещает избрание лиц, действовавших в компартии и ряде дружественных ей организаций после 13 января 1991 года, а также работников и агентов КГБ. Аналогичные запреты введены на натурализацию Законом о гражданстве в 1994.

В Литве был принят Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств. Согласно этому Закону, для проверки и расследования получивших огласку фактов сознательного сотрудничества депутата со специальными службами СССР или других государств должна была создаваться специальная депутатская комиссия соответствующего Совета, которая в случае надобности привлекала должностных лиц прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности.

Грузия

В октябре 2010 года парламент Грузии принял закон, запрещающий занимать высокие посты в государстве лицам, которые служили в КГБ или находились на руководящих должностях в КПСС.

Комиссия по люстрации, созданная согласно этому закону, занимается вопросами искоренения в Грузии коммунистической символики, в том числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидирует монументы, восхваляющие тоталитарное прошлое.

01 июня 2011 Парламент Грузии единогласно принял закон о люстрации, а также о запрете фашистской и коммунистической символики. Этим законом установлены должностные ограничения для бывших сотрудников спецслужб Советского Союза, а также бывших должностных лиц Компартии и комсомола. Эти люди не смогут работать в органах исполнительной власти, и в судебных органах. Кроме того, указанные граждане не смогут занимать должности руководителей высших учебных заведений. Лица, попадающие под люстрацию, должны уйти в отставку в течение месяца после вступления закона в силу[4].

«Хартия свободы» включает в себя запрет советской и фашистской символики на территории страны, запрещает также занятие руководящих должностей бывшими партийными и комсомольским функционерами и сотрудниками советских спецслужб, не допускает использования в географических названиях имен советских и коммунистических деятелей[5].

Грузия — первая из неевропейских стран, провёдшая у себя десоветизацию. Интересно, что нынешний президент Грузии Саакашвили в молодости служил в советских погранвойсках, которые тогда находились в ведении КГБ СССР.

Чечня

После вывода российских войск из Чечни в 1996 году, масхадовскими властями был принят закон «О люстрации», по которому все лица, работавшие на постах при Доку Завгаеве, в течение 10 лет не могли занимать должности в учреждениях и организациях Ичкерии.[6].

СССР

По мнению учёных[кто?], люстрационный характер носил процесс в Конституционном Суде России по делу КПСС в начале 1990-х годов[уточнить][источник не указан 22 дня].

Россия

Практика люстрации широко применялась в России в 1920 — 30 годы.

Конституция РСФСР 1918 года устанавливала статьей 65, что:

Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Конституция РСФСР 1925 года содержала аналогичный список лиц, лишённых избирательных прав, в ст. 69 и предоставляла таковые права трудящимся иностранцам в ст. 11.

Фактически ограничения в правах касались не только права избирать и быть избранным. Лишенцы не могли получить высшее образование, часто фактически лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место, где они были арестованы.

Конституция РСФСР 1937 года предоставила избирательные права всему населению.

Отдельные элементы люстрации власти пытались ввести в 1980 — начале 1990 годов. Например, предпринимались попытки обосновать необходимость привлечения к ответственности организаторов и проводников политики тоталитаризма. Суть высказывавшихся предложений состояла в том, чтобы ограничить участие этих лиц в общественно-политической жизни или устранить их из общественных и хозяйственных сфер, обеспечивающих им власть над обществом на любом уровне.

Эти предложения, однако, практически не получили законодательного оформления. Первой и единственной люстрационной мерой в России (введённой во время действия запрета на деятельность КПСС) стал закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года. Этот закон содержал норму, согласно которой работники ЧК, ГПУ-ОГПУ, НКВД, МГБ и прокуратуры, а также судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, должны были понести уголовную ответственность. Сведения о лицах, признанных виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публиковались средствами массовой информации. Однако практическая реализация данных положений не проводилась, и известны лишь единичные случаи постановки вопроса о привлечении к ответственности таких лиц (а также отказа в посмертной реабилитации лиц, самих занимавшихся репрессиями, хотя и здесь открыто имели место дискриминационные подходы).

В декабре 1992 года Галина Старовойтова внесла в Верховный Совет Российской Федерации законопроект «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима». В нём предлагалось подвергнуть профессиональным ограничениям работников партаппарата КПСС, штатных сотрудников и агентуру советских и российских спецслужб. В 1997 году Старовойтова повторно пыталась внести этот документ на рассмотрение Госдумы РФ, но закон так и не был принят, а вскоре Г. Старовойтова была убита. В 2005 году суд признал виновными бывшего сотрудника ГРУ Ю. Колчина в организации убийства и В. Акиншина в его исполнении. Заказчики убийства установлены не были.[источник не указан 22 дня].

Украина

В феврале 2005, после победы «Оранжевой революции», в СМИ появились сообщения о разработке сразу двух законопроектов о люстрации.[7][8]

В одном из них, представленном народными депутатами Василием Червонием, Андреем Шкилем и Сергеем Олексиюком, предлагалось определить правовые и организационные принципы проведения люстрации в отношении кандидатов на руководящие посты в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, СМИ, политических партиях и общественных организациях. Каждого из них, по мнению разработчиков законопроекта, необходимо было подвергнуть проверке на причастность к фальсификации выборов президента в 2004 году. Второй причиной запрета на работу в документе было указано сотрудничество с оперативными сотрудниками бывшего КГБ СССР, а с 1991 года — с иностранными спецслужбами. От проверки, согласно законопроекту, автоматически освобождались президент Украины и руководящий состав его администрации.

Левко Лукьяненко, автор второго законопроекта, устанавливающего «определенные ограничения при занятии должностей в государственных органах власти Украины», предлагал ввести пятилетний запрет на исполнение руководящих должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти и СМИ Украины должностным лицам, которые находились на руководящих должностях в КПСС, КГБ СССР или являлись резидентами, агентами, информаторами или внештатными работниками службы безопасности, а также начальниками политических отделов в Советской армии и МВД СССР.

Левко Лукьяненко заявлял, что взял за основу «чешскую модель» люстрации: «Поляки провели так называемую мягкую люстрацию. Однако в польском обществе никогда не было такого количества разных стукачей и „внештатных сотрудников“, как в бывшем СССР. И нам нужно не церемониться с этими людьми, а поступать максимально жёстко. Только в таком случае мы сможем очистить страну от метастазов коммунистической заразы, как это сделали чехи».[7]

В 2008 году процесс подхвачен украинскими юристами, создана Общественная Организация «Люстрация» (www.lustration.org.ua). Целью организации является справедливая оценка и осуждение преступлений против украинского народа и причастных к ним лиц.

31 августа 2009 года обнародованы результаты исследования «Люстрация или Украина во власти КГБ», которое свидетельствует о том, что практически каждый пятый государственный служащий Украины имеет критическую вероятность сотрудничества с КГБ.[9]

По мнению директора Украинского института национальной памяти член-корреспондента НАНУ В. Солдатенко, украинское общество не готово к люстрации и уже даже прошло тот этап, когда это можно было как-нибудь сделать[10].

Венгрия

В 1989 г. венгерские коммунисты и оппозиция заключили соглашение, по которому в обмен на введение многопартийности и проведение свободных выборов коммунисты не должны были подвергаться дискриминации в будущем. Поэтому в Венгрии не был принят закон о люстрации.

Опыт люстрации в посткоммунистических странах

В 90-е годы люстрация проводилась в странах посткоммунистической Европы.

Самым радикальным был опыт Чехии. В 1993 году власти приняли закон, объявивший Коммунистическую партию преступной организацией, а её членов – виновными в программном разрушении традиционных ценностей европейской цивилизации, нарушении прав и свобод человека.

Под действие документа попали более 140 тысяч чиновников. Многие из них лишились должностей или подверглись уголовному преследованию.

Более «мягкие» формы люстрация приобрела в Болгарии, Словакии и Венгрии. Там основной мерой стало разглашение негативной информации о деятельности бывших служащих в органах исполнительной власти и госбезопасности.

Украина

Очевидно, что идея была рождена, чтобы ускорить отрыв стран бывшего соцлагеря и быстрый их дрейф в сторону «западного мира».

Заодно осуществлялась мечта бенефициаров (кто это?) капитализма — полностью дискредитировалась идей социализма (и, конечно же, коммунизма), как враждебные и убыточные для держателей мирового капитала.

Кстати, после развала соцлагеря капиталисты перестали соревноваться с ним в плане социальной защищенности населения и последнее время все четче просматривается «звериный оскал капитализма» даже в скандинавских странах, которые считались образчиками «заботы о человеке».

См. также

  • Хабеас дата

В каких странах происходил процесс люстрации?

Подобный путь прошли:

  • Польша;
  • Грузия;
  • Болгария;
  • Эстония;
  • Литва;
  • Латвия.

Процесс люстрации - это

Ближний Восток

Самый масштабный люстрационный процесс произошёл в Ираке после падения режима Саддама Хусейна. Правящая партия «Баас» была объявлена вне закона, иракская армия, полиция и ополчение были распущены, и около 30 тысяч суннитов — работников просвещения и сотрудников муниципальных и государственных учреждений были уволены. Это привело к почти полной изоляции и незащищённости суннитского меньшинства, подвергшегося нападениям со стороны шиитов и курдов, притеснявшихся во время правления Саддама Хусейна. Это привело к тому, что расформированные военные части при поддержке гражданского населения стали центром вооружённого суннитского сопротивления, а государство фактически раскололось по религиозно-этническому принципу[4].

Литература

  • Люстрация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Что такое люстрация в Украине

Ещё в 2014 году в стране под давлением активных участников Евромайдана был принят люстрационный закон «Об очищении власти».

Документ подписал новоизбранный президент Пётр Порошенко. Под действие попали, в частности, следующие лица:

  1. занимавшие высокие должности при Владимире Януковиче;
  2. сотрудники силовых структур (МВД, прокуратуры, следователи, дознаватели, оперативные работники), а также судьи, действия которых были направлены против участников Евромайдана;
  3. занимавшие ответственные посты в КПСС, комсомольских органах, работавшие в КГБ;
  4. сотрудничавшие с иностранными спецслужбами.

Должностей лишились около 900 чиновников в государстве. В июле 2019 года Конституционный Суд Украины начал рассмотрение дела о конституционности люстрационного закона.

С другой стороны, президент Владимир Зеленский предложил усилить люстрацию, распространив её действие на всех чиновников, которые занимали руководящие должности уже с 2014 года.

Люстрация Порошенко

По иронии подписанный несколько лет назад Порошенко люстрационный закон может обернуться против него. Зеленский считает, что бывший президент и его сторонники в органах власти допустили ряд ошибок, которые сильно навредили Украине. Поэтому будет справедливым запретить им в будущем занимать ответственные должности.

Насколько реализуема инициатива Зеленского пока неясно. С одной стороны, к Порошенко действительно накопилось немало претензий. Считается, что Петр использовал свое положение для отмывания 300 млн долларов. С другой стороны, действия Зеленского могут не поддержать другие политики и общественность.

Петр Порошенко перед люстрацией

Выходит, что люстрация при правильном применении несет немалую пользу государству. Она избавляет госаппарат от представителей старой власти, которые дискредитировали себя или даже вовсе проводили антинародную политику с применением террора.

Видео: разговор Зеленского с Путиным о люстрации

В этом ролике репортер Дмитрий Денисов расскажет, как новый президент Украины рассказал президенту России о своих планах люстрации украинской власти:

Моральные и технические особенности люстрации.

Первым и самым важным аспектом при проведении люстрации, является легитимность власти, которая ее осуществляет. Это значит, что новое правительство должно быть абсолютно законно избранным и поддерживаться большинством народа. При отсутствии данного факта, люстрация является ничем иным как чистками и расправой над политическими соперниками.

Вторым аспектом при проведении очищения и составления люстрационных списков, является моральный фактор. Дело в том, что исторически так сложилось, что под подобный закон часто попадают люди напрямую непричастные к преступлениям режима. Буквально это значит, что люди занимали определенные должности, которые предполагали исполнение приказов свыше. По факту они исполняли действующее законодательство. Вот именно в отношении таких людей, люстрационному комитету следует брать во внимание все аспекты дела, чтобы очищение не превратилось в расправу.

См. также

  • Преодоление прошлого
  • Правосудие переходного периода
  • Денацификация
  • Десталинизация

Ссылки и сноски

  1. Люстрация в Центральной и Восточной Европе — акт справедливости или способ легитимации новой правящей элиты?
  2. Гулаг — Kipiani.Org
  3. Закон о свободе прошлого. Коммерсант. 14 мая 2007
  4. Радиостанция «Эхо Москвы» / Новости / Среда, 01.06.2011 / Парламент Грузии единогласно принял закон о люстрации, а также о запрете фашистской и коммунистической символики
  5. http://www.svobodanews.ru/content/article/24222036.html
  6. ПОЛИТИКА: Легализация по-кадыровски
  7. 1 2 http://www.liga.net/smi/show.html?id=137720 Татьяна Ивженко. Для силовиков Украины настали тяжелые времена. «Независимая газета», 11 февраля 2005
  8. Establishment — хроника настоящего — ОРАНЖЕВАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ — запорожский еженедельник, газета Истеблишмент, запорожская газета, хроника настоящего, люстрация, новая власть, го …
  9. UKRAINE.CZ: Люстрація або Україна під владою КГБ. Результати дослідження
  10. суспільство не тільки не готове до цього, а вже навіть пройшло той етап, коли це бодай якось можна було зробити http://www.istpravda.com.ua/articles/2011/03/23/32857/
  1. http://www.ilpp.ru/kpvo/kpvo429/Blankenburg.html (Эрхард Бланкенбург. Люстрация и «отлучение от профессии» после падения восточногерманского тоталитарного режима)
  2. http://www.lustration.org.ua Общественная Организация «Люстрация» (Украина)
  3. http://bdg.press.net.by/1997/97_04_17.370/pol.htm Люстрация во имя будущего (о люстрации в Польше)
  4. http://cn.com.ua/N340/3authors/country/country.html (о готовящемся законопроекте о люстрации на Украине)
  5. http://www.inosmi.ru/translation/233326.html (Люстрация или политическая «дубина?» («Polonia», Польша))
  6. http://www.shpik.info/ (База данных лиц, подлежащих люстрации)
  • В.Бойцова, Л.Бойцова. Люстрация в Центральной и Восточной Европе

Литература

  • Шаблон:ВТ-ЭСБЕ

Примечания

  1. Бойцова В., Бойцова Л. Люстрация в Центральной и Восточной Европе. «Правозащитник» № 3, 1999
  2. Roman David, “Lustration Laws in Action: The Motives and Evaluation of Lustration Policy in the Czech Republic and Poland (1989—2001), Law & Social Inquiry 28(2):387-439 (2003), http://sites.google.com/site/roman328/home/LSIpaper.pdf?attredirects=0
  3. Eric Brahm, «Lustration», Beyond Intractability.org, June 2004, 8 Sep 2009
  4. ↑ 4,0 4,1 Шломо Вебер, Юваль Вебер. Будет ли украинская люстрация похожа на иракскую? РБК Daily, 31.10.2014
  5. Заказчика убийства Старовойтовой нашли в тюрьме // KP.RU.
  6. ПОЛИТИКА: Легализация по-кадыровски
  7. http://4vlada.net/moroz/revolyutsiya-apelsinov-rodila-lyustratsiyu Татьяна Ивженко. Для силовиков Украины настали тяжелые времена. «Независимая газета», 11 февраля 2005
  8. В ВР Украины зарегистрирован проект Закона «О люстрации». ИА REGNUM, 03.02.2005
  9. Что из себя представляет проект закона о люстрации. President.com.ua, 03.02.2005
  10. Бывшим коммунистам наконец-то запретят занимать руководящие должности. Новости Донбасса, 09.02.2005
  11. Ирина Хижняк. ЛЮСТРАЦИЯ в Украине. Что ЭТО? Vybor.ua, 25.02.2014
  12. Проект закону України «Про люстрацію»
  13. В Верховную Раду внесли закон о люстрации. Лента.ру, 05.10.2012
  14. Би-Би-Си: «На Майдане Арсения Яценюка выдвинули в премьеры»
  15. Егор Соболев: «Люстрация не должна быть многолетним процессом». РБК-Украина, 20.03.2014
  16. Як організований Люстраційний комітет
  17. Егор Соболев предложит президенту Порошенко Закон о люстрации, предполагающий кадровую революцию. Аргумент, 11.06.2014
  18. Рада Украины с третьей попытки приняла закон о люстрации. Русская служба BBC. Проверено 17 сентября 2014.
  19. Под люстрацию на Украине попадает миллион человек. Русская служба BBC. Проверено 17 сентября 2014.
  20. Люстрация должна начаться с Министерства юстиции — Соболев. Лига.нет, 17.09.2014
  21. Радиостанция «Эхо Москвы» / Новости / Среда, 01.06.2011 / Парламент Грузии единогласно принял закон о люстрации, а также о запрете фашистской и коммунистической символики
  22. Всё хорошо?
  23. Владимир Гендлин. Стерилизация путём люстрации. Каким опытом очищения власти воспользуется Украина. «Деньги» № 43, 03.11.2014
  24. ZÁKON o protiprávnosti komunistického režimu a o odporu proti němu
  25. Вахтанг Кипиани. Станция «Декоммунизация». Следующая — «Люстрация»
  26. Закон о свободе прошлого. Коммерсант. 14 мая 2007
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...