Мурзилке — 95 лет, время детское! В чём секрет успеха любимого журнала? | СМИ | Общество | Аргументы и Факты

за рулем, юный натуралист, крокодил, юный техник, веселые картинки, мурзилка, пионер, ровесник, советское фото, техника молодежи, горизонты техники для детей, наука и жизнь, знание сила, вокруг света, в мире науки

История журнала[править | править код]

Предыстория[править | править код]

С 1923 года издававшейся в Москве «Рабочей газетой» выпускалось приложение для детей — журнал «Юные строители». Приложение выходило тиражом до 100 000 экземпляров при участии группы комсомольцев-педагогов и журналистов старшего поколения, а редактором была Ольга Спандарян. В журнале печатались произведения советских писателей, научно-популярные статьи, статьи о пионерском движении в стране. В журнале специально для малышей существовал отдел «Красные маки», на базе которого в 1924 году было решено создать журнал для малышей.

Новый журнал был назван по кличке щенка Мурзилка[2] — героя рассказов детского писателя А. А. Фёдорова-Давыдова. Именно с рассказа А. А. Фёдорова-Давыдова (под псевдонимом Р. К.) «Мурзилкин первый день» начинался первый номер журнала. В рассказе Мурзилка — это четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка[3] да и только!»).

Журнал в эпоху СССР[править | править код]

Первый номер журнала «Мурзилка» вышел 16 мая 1924 года в Москве как приложение к «Рабочей газете» тиражом в 20 000 экземпляров[4]. Журнал был ориентирован для детей в возрасте с 4 до 7 лет и начал выходить в виде книжки. Журнал стал издаваться при ближайшем участии детских писателей — Маргариты Ямщиковой (работавшей под псевдонимом — Ал. Алтаев), Ольги Спандарян, Александра Фёдорова-Давыдова и группы московских педагогов — А. А. Пальмбаха, В. Симонс, Я. Симонса.

В 1925 году обсуждался вопрос о переименовании журнала в «Октябрёнок». В 1927—1928 годах в журнале имелась рубрика «Мурзилкина газета».

С первого номера журнала образ щенка Мурзилки был представлен двумя художниками — художником Константином Ротовым, иллюстрировавшем рассказы А. А. Федорова-Давыдова, а также другим неуказанным художником, проиллюстрировавшим рубрику «Мурзилкин клуб», где щенок Мурзилка изображён иначе в окружении членов клуба (ворон Кра, белочка Чок, мышонок Пик и другие). Последний рассказ о щенке Мурзилке в журнале был опубликован в № 12 за 1926 год. Это было последнее появление щенка Мурзилки на страницах журнала. В первом номере за 1927 год появилась реклама книги А. А. Фёдорова-Давыдова «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки», в котором под одной обложкой были собраны все публиковавшиеся в журнале рассказы о щенке Мурзилке.

В июльском номере за 1937 год (при только что приступившем к обязанностям главного редактора журнала Льве Кассиле) в «Мурзилке» было опубликовано «Экстренное сообщение»: «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет»[5]. Этот образ часто изображался в красном берете, с шарфом на шее и фотоаппаратом на плече, и появлялся в журнале до № 5 за 1939 год. В номере 7 за 1941 года Мурзилка — это имя мальчика-пионера в жёлтой рубашке и рыжими волосами с чубом. Жёлтый пушистый зверёк снова появился в 1959 году и стал бессменным символом журнала.

В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак (как детский поэт), Сергей Михалков, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов.

В 1977—1983 годах в журнале печаталась детективно-загадочная история «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды» (с продолжением) про злую волшебницу Ябеду-Корябеду и её агентов, которым противостоит Мурзилка (автор и художник А. Семёнов), а в 1979 году — научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно» (того же автора). Впоследствии А. Семёновым создан ряд комиксов с участием Мурзилки и Ябеды-Корябеды, в том числе — на актуальную для конца 1980-х годов тему компьютеризации.

До 1992 года издавался издательством «Молодая гвардия».

С 1992[править | править код]

17 ноября 1993 года журнал издается ЗАО «Редакция Журнала „Мурзилка“». Главный художник журнала «Мурзилка» с 1994 года — Холендро Наталия Дмитриевна.

В 2011 году журнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования[6].

В XXI веке «Мурзилка» — полноцветное глянцевое издание. При этом журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах лучшие образцы современной российской литературы для детей; в нём присутствуют несколько рубрик об искусстве, истории и природе России, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки.

Вручение диплома премии Правительства России в области средств массовой информации.
13 января 2015 года

11 декабря 2014 года закрытому акционерному обществу «Редакция журнала „Мурзилка“» присуждена премия Правительства Российской Федерации 2014 года в области средств массовой информации — за сохранение лучших традиций отечественной детской литературы, большой вклад в воспитание подрастающего поколения и в связи с 90-летием журнала[7].

В журнале публикуются писатели Яков Аким, Владислав Бахревский, Михаил Грозовский, Сергей Козлов, Юрий Кушак, Виктор Лунин, Сергей Михалков, Святослав Сахарнов, Ирина Токмакова, Михаил Яснов, Леонид Яхнин, а также Ольга Алёнкина, Сергей Белорусец, Сергей Георгиев, Марина Дружинина, Галина Дядина, Игорь Жуков, Виталий Злотников, Михаил Лероев, Маша Лукашкина, Сергей Олексяк, Анастасия Орлова, Игорь Сухин, Андрей Усачёв, Елена Яхницкая.

Специальные рубрики журнала ведут: Екатерина Алленова («Галерея искусств „Мурзилки“»), Виктор Кологрив («Красная книга „Мурзилки“»), Ирина Соковня («Поговорим по душам»), Олег Тихомиров («Путешествия и открытия»).

В 2016 году ЗАО «Редакция Журнала „Мурзилка“» было преобразовано в ООО «Редакция Журнала „Мурзилка“», участниками которого являются главный редактор Т. Ф. Андросенко (38,33%), главный художник Н. Д. Холендро (18,9%), бухгалтер журнала Л. М. Сидорская (16,68%) и др.

Информация

  • ПОМОЩЬ САЙТУ
  • Правообладателям

Чайный портал tea-terra.ru

Читать? О себе!

Сейчас многие головы ломают над «сложнейшей проблемой современности»: как привлечь ребёнка к чтению? Как вовлечь его в мир книги, в мир слова? На самом деле всё очень просто. Если в семье читают, если есть традиция общего чтения и обсуждения, тогда проблема решается сама собой. Особенно если читают один и тот же журнал. И если этот журнал ребёнок получает сам. Ждёт, когда почтальон принесёт, достаёт его из ящика… Это сильно влияет на ребёнка — оказывается, он уже настолько большой, что у него есть свой журнал!

Лицо «Мурзилки»: обложки знаменитого журнала в разные годы

Главные редакторы[править | править код]

Список главных редакторов «Мурзилки» приведён на официальном сайте журнала.

  • Смирнов Николай Иванович  — 1924 (№ 1) — 1927 (№ 2)
  • Смирнов С. С. (и. о.) — 1927 (№ 3), 1928 (№ 9—11)
  • Мальцев Константин Александрович — 1927 (№ 4) — 1928 (№ 8)
  • Кон Феликс Яковлевич — 1928 (№ 12) — 1930 (№ 2)
  • Цехер Евстигней Абрамович (и. о.) — 1930 (№ 3, 4, 9)
  • Филов Виктор Григорьевич — 1930 (№ 5) — 1931 (№ 11—12) (кроме 1930, № 9)
  • Спандарян Ольга Вячеславовна — 1932 (№ 1) — 1933 (№ 2—3)
  • Степанова А. (зам. гл. ред.) — 1933 (№ 4)
  • Венгров Моисей Павлович (Натан Венгров) — 1933 (№ 5) — 1937 (№ 5)
  • Кассиль Лев Абрамович — 1937 (№ 6—11), 1941 (№ 8—9) — 1942 (№ 1—2)
  • Дунина Александра Николаевна — 1937 (№ 12) — 1939 (№ 3)
  • Редколлегия (в составе: А. Барто, М. Ильин, Л. Кассиль, С. Михалков, А. Толстой, Е. Яковлева) — 1939 (№ 4) — 1940 (№ 4)
  • Семёнов Владимир Иосифович — 1940 (№ 5) — 1941 (№ 7), 1946 (№ 12) — 1947 (№ 11)
  • Бабушкина Антонина Петровна — 1942 (№ 3—4) — 1946 (№ 11)
  • Бедарев Олег Кельсиевич — 1947 (№ 12) — 1949 (№ 12)
  • Виноградская Людмила С. — 1950 (№ 1) — 1960 (№ 12)
  • Митяев Анатолий Васильевич — 1961 (№ 1) — 1974 (№ 2)
  • Ершова Е.(зам. гл. ред.) — 1974 (№ 3—7)
  • Матвеев Владимир Фёдорович  — 1974 (№ 8) — 1984 (№ 1)
  • Зарахович Ирина Семёновна (зам. гл. ред.) — 1984 (№ 2—6)
  • Шевелёв Алексей Дмитриевич — 1984 (№ 7) — 1985 (№ 12)
  • Андросенко Татьяна Филипповна — 1986 (№ 1) — н. в.

Журналы

  • 64
  • Авиация и космонавтика
  • Аврора
  • Автоматика, телемеханика и связь
  • Автомотоспорт
  • Америка
  • Англия
  • Архитектура СССР
  • Архитектура и строительство Москвы
  • Барвинок
  • Безбожник
  • Большевик
  • В мастерской природы
  • В мире книг
  • В мире науки
  • Вестник знания
  • Весёлые картинки
  • Видения
  • Военно-исторический журнал
  • Военные знания
  • Вожатый
  • Война и рабочий класс
  • Вокруг света
  • Всемирный следопыт
  • ГДР
  • ГДР на стройке
  • Горизонты техники для детей
  • Горный журнал
  • Гражданская авиация
  • Диалог
  • Друг радио
  • Дружба народов
  • Железнодорожник
  • Женский журнал
  • Журнал мод
  • Журналист
  • За рулем
  • Зарубежное военное обозрение
  • Звезда
  • Здоровье
  • Земля и Вселенная
  • Знамя
  • Знание-сила
  • Известия ЦК КПСС
  • Изобретатель и рационализатор
  • Индия
  • Иностранная литература
  • Искорка
  • Искусство
  • Искусство кино
  • История СССР
  • Картинная галерея
  • Катера и яхты
  • Квант
  • Кино
  • Клуб и художественная самодеятельность
  • Колобок
  • Коневодство
  • Коневодство и конный спорт
  • Костер
  • Красноармеец и краснофлотец
  • Краснофлотец
  • Крестьянка
  • Крокодил
  • Кролиководство и звероводство
  • Кругозор
  • Крылья Родины
  • Курьер ЮНЕСКО
  • Ленинградская панорама
  • Литейное производство
  • Лёгкая атлетика
  • Метрострой
  • Микропроцессорные средства и системы
  • Моделист-конструктор
  • Молодежь мира
  • Морской сборник
  • Морской флот
  • Мотор
  • Мурзилка
  • Мы
  • НТО СССР
  • Народная Румыния
  • Народное творчество
  • Наука и жизнь
  • Наука и религия
  • Наука и техника (Ленинград)
  • Наука и техника (Рига)
  • Начальная школа
  • Наш современник
  • Наша жизнь
  • Наше наследие
  • Новинки детской литературы
  • Новые фильмы
  • Новый мир
  • Огни Болгарии
  • Огонек
  • Охота и охотничье хозяйство
  • Парус
  • Пионер
  • Пограничник
  • Природа
  • Природа и человек
  • Приусадебное хозяйство
  • Пульс
  • Путь и путевое хозяйство
  • Пчеловодство
  • Работница
  • Работница и Крестьянка
  • Рабочий народного питания
  • Радио
  • Радио всем
  • Радиолюбитель
  • Радиофронт
  • Радуга
  • Ровесник
  • Родина
  • Родник
  • Роман-газета
  • Рыбоводство и рыболовство
  • Рыболов
  • Садоводство
  • Свиноводство
  • Север
  • Сельская молодежь
  • Сельская новь
  • Сельский механизатор
  • Сельское хозяйство России
  • Семья и школа
  • Славяне
  • Слово
  • Служба быта
  • Смена
  • Смехач
  • Советская Арктика
  • Советская археология
  • Советская библиография
  • Советская женщина
  • Советская милиция
  • Советская эстрада и цирк
  • Советский Союз
  • Советский воин
  • Советский моряк
  • Советский экран
  • Советское военное обозрение
  • Советское фото
  • Современная архитектура
  • Социалистическая Чехословакия
  • Социальное обеспечение
  • Спорт в СССР и в мире
  • Спортивная жизнь России
  • Спортивные игры
  • Спутник кинозрителя
  • Старшина — сержант
  • Строитель
  • Студенческий меридиан
  • Судостроение
  • Телевидение и радиовещание
  • Техника — молодежи
  • Техника в сельском хозяйстве
  • Техника и наука
  • Техническая эстетика
  • Трамвай
  • Трезвость и культура
  • Турист
  • Урал
  • Уральский следопыт
  • Физкультура и спорт
  • Филателия СССР
  • Химико-фармацевтический журнал
  • Химия и жизнь
  • Холодильная техника
  • Цветоводство
  • Человек и закон
  • Чехословацкая женщина
  • Чиж
  • Чудак
  • Шахматный бюллетень
  • Шахматы Рига
  • Шахматы в СССР
  • Экран детям
  • Электрическая и тепловозная тяга
  • Энергия: экономика, техника, экология
  • Эхо планеты
  • Юность
  • Юные строители
  • Юные ударники
  • Юный натуралист
  • Юный техник
  • Юный художник
  • Я+Я
  • Журналы на украинском языке
    • Барвiнок
    • Змiна
    • Знання та праця
    • Малятко
    • Наука і життя
    • Перець
    • Селянка України
    • Україна
    • Універсальний журнал
  • Журналы на белорусском языке
    • На Экранах Беларуси
    • Работнiца i сялянка
    • Родная прырода

С «мамой» Карлсона

А вот чего нет, так это аналогов такому изданию. В своё время я объехала немало стран, и могу свидетельствовать — там вообще не существует такого понятия, как детский литературно-художественный журнал. Есть журналы комиксов, это да. Есть журналы для подростков — но это уже то, что называется словом «таблоид». А вот такого, как «Мурзилка», нет нигде.

Поэтому за рубежом, когда видели «Мурзилку», делали во-о-т такие изумлённые глаза. На Западе вообще высоко оценивают содержание нашего журнала. Но у них другое отношение к литературе. Разве что классики понимали важность и масштаб. Знаете, я была последняя из России, кто встречался с Астрид Линдгрен. Ей было 90 лет, через полтора года её не стало. Мы тогда два дня добивались встречи, её секретарь сказал, что Линдгрен принять нас не сможет. На это мы ответили, что сидим напротив её дома на автобусной остановке и из Швеции не уедем, пока не повидаемся. Было католическое Рождество, везде в окнах горели свечи. А в её окне — только маленький огонёк. Мы же не знали, насколько она больна. В конце концов нам сказали, что встреча рассчитана максимум на 15 минут. Но когда в разговоре выяснилось, что мы из «Мурзилки», то проговорили потом ещё два часа. Она знала и ценила «Мурзилку». Другое дело, что Линдгрен несколько недолюбливала нашу страну. Громко она об этом не заявляла, но кое-что проскальзывало. Её же у нас печатали миллионными тиражами, а разрешения никто не спрашивал и гонораров никто никогда не платил…

Но и дети тоже понимают ценность «Мурзилки». Это было видно в самые тяжёлые годы — в 90-е. Когда рухнул Советский Союз, начался настоящий бум — дескать, ушёл «проклятый совок» и настанет настоящее раздолье! Ну, так оно и было. Несколько лет. Появились журналы комиксов, пёстрые, яркие — целый поток. А потом вся эта волна схлынула. И осталось только настоящее. Только то, что имело крепкие традиции и возможность удержаться. Мы храним несколько писем примерно такого вот содержания: «Дорогой Мурзилка! Прости меня, я тебе изменил. Выписывал другой журнал. Больше тебе изменять не буду».

Символ журнала Мурзилка.

Символ журнала Мурзилка. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Упоминание в произведениях[править | править код]

  • Получение премиальной годовой подписки журнала (Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»).
  • В сказке «Трое из Простоквашино», в главе третьей на вопрос почтальона Печкина «Вы, например, что будете выписывать?» Дядя Фёдор отвечает «Я буду „Мурзилку“ выписывать»[8].
  • В фильме «Калина красная»: «Читай „Мурзилку“ и дыши носом»[9].
  • В стихотворении «Драконил» Валентина Берестова: «И „Мурзилку“ „Зумрилкою“ он называл»[10].
  • В повести «Тайна Чёрной горы» Георгия Свиридова: «Борис Васильевич много лет подряд выписывал себе детский журнал „Мурзилка“ и во всеуслышание утверждал, что это один из умнейших журналов»[11].

Последние комментарии

  • Благодарим Аллу за отсканированный номер
    2 года 2 недели назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 10 недель назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 20 недель назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 20 недель назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 20 недель назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 24 недели назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 24 недели назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 24 недели назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 24 недели назад
  • Благодарим Медведева Александра за отсканированный номер
    2 года 24 недели назад

  • Мурзилка 1980 №01

    Мурзилка 1980 №01

  • Мурзилка 1980 №02

    Мурзилка 1980 №02

  • Мурзилка 1980 №03

    Мурзилка 1980 №03

  • Мурзилка 1980 №04

    Мурзилка 1980 №04

  • Мурзилка 1980 №05

    Мурзилка 1980 №05

  • Мурзилка 1980 №06

    Мурзилка 1980 №06

  • Мурзилка 1980 №07

    Мурзилка 1980 №07

  • Мурзилка 1980 №08

    Мурзилка 1980 №08

  • Мурзилка 1980 №09

    Мурзилка 1980 №09

  • Мурзилка 1980 №10

    Мурзилка 1980 №10

  • Мурзилка 1980 №11

    Мурзилка 1980 №11

  • Мурзилка 1980 №12

    Мурзилка 1980 №12

Индекс цитирования

Жёлтый и пушистый

Мы ведь тоже себе не изменяли и свою традицию не предавали. Скажем, у нас нет компьютерного рисунка. У нас всё живое. Рукотворное. Каждый номер такого небольшого вроде бы журнала делает сорок, сорок пять человек. К каждому рассказу, к каждой загадке мы подбираем отдельного иллюстратора. На каждой страничке свой художник. Это было заложено ещё тогда, при рождении. И мы ведём свою линию: только добрая литература. Только умное слово и хороший рисунок. Ну и сам Мурзилка профессию не сменил. Он по-прежнему наш коллега, корреспондент. И по-прежнему в возрасте 10–12 лет. И его любят дети. Вот, скажем, этот Мурзилка — его прислали нам к 90-летию. Снимала нас одна ТВ-программа. И Мурзилка этот сидел рядом со мной. Вдруг — звонок: «Спасибо вам, что вы сняли для программы нашего Мурзилку — мы его делали всей семьёй!»

См. также[править | править код]

  • Мурзилка (персонаж)
  • Весёлые картинки (журнал)

Ссылки[править | править код]

  • Все мы немножко мурзилки // Беларусь сегодня, № 138, 2014
  • Архив оцифрованных номеров журнала на сайте Российской Государственной Детской Библиотеки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *