“Не на что” или “ни на что” как пишется?

Выясним, в каких случаях пишется “не на что”, а когда – “ни на что”. Объясним, как различить эти сочетания по смыслу в контексте.

Как различить «ни на что» и «не на что»?

Чтобы понять, когда в этих соче­та­ни­ях пишет­ся части­ца «не», а в каких слу­ча­ях — части­ца «ни», срав­ним сле­ду­ю­щие предложения:

Здесь не́ на что смот­реть. — Ему ни на что́ смот­реть не хочется.

Сначала обра­тим вни­ма­ние, что в пер­вом сооб­ще­нии части­ца «не» явля­ет­ся удар­ной. Во-вторых, в нем упо­треб­ле­но утвер­ди­тель­ное сказуемое.

«Не на что» пишет­ся с «не» под уда­ре­ни­ем в пред­ло­же­нии с утвер­ди­тель­ным сказуемым. 

Во вто­ром пред­ло­же­нии уда­ре­ние сме­сти­лось на место­име­ние «что», а части­ца «ни» явля­ет­ся без­удар­ной. Частица «ни» упо­треб­ля­ет­ся с отри­ца­тель­ным ска­зу­е­мым, при кото­ром уже име­ет­ся части­ца «не»:

ни на что не хочет­ся смотреть.

Сочетание «ни на что» пишет­ся с без­удар­ной части­цей «ни» в отри­ца­тель­ном предложении. 

Следовательно, выбе­рем «не на что» или «ни на что» в зави­си­мо­сти от смыс­ла выска­зы­ва­ния, от грам­ма­ти­че­ских усло­вий контекста.

Примеры с «не на что»

  • не́на что смотреть;
  • не́ на что обижаться;
  • не́ на что жить;
  • не́ на что купить.

Примеры с «ни на что»

  • Ни на что не намекаю;
  • ни на что не претендую;
  • ни на что не похожий;
  • ни на что не способен;
  • ни на что не влияет;
  • ни на что не променяю.
ava-author.png

Средняя оценка: 5. Проголосовало: 14

Поиск ответа

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно: ” неспособны й ни на что” или “не способный ни на что”, и почему? Полностью предложение выглядит так: “Сказать однозначно, что это плохо — нельзя: разобщенный народ — это не более чем хаотическая масса, не*способная ни на что”.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание. Не с прилагательными пишется раздельно, если есть слова, усиливающие отрицание. В данном случае это отрицательные местоименные слова ни на что. Обратите внимание: пропущена запятая после плохо.

как пишется “не” вместе или раздельно? Необходимо отметить роль биотина, содержащегося в сыворотке в достаточно большом количестве, как важнейшего фактора роста дрожжей, неспособны х его синтезировать.

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать слитно. Также см. вопрос 286408.

Становится не способным/ неспособны м замечать.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Когда ” неспособны й” пишется слитно, а когда раздельно? Зависит от того, прилагательным или причастием является? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Неспособны й – имя прилагательное. Не пишется отдельно, если в предложении есть противопоставление или слова, влияющие на раздельное написание (вовсе не, далеко не, отнюдь не, отрицательные местоимения или наречия, начинающиеся с ни). В остальных случаях правильно слитное написание.

Здравствуйте. _Люди, неспособны е (не способные) читать плоскопечатные тексты_. Как правильно: слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Почему в вопросе № 277302 « неспособны е» пишется слитно? Ведь это причастие с зависимыми словами.

Ответ справочной службы русского языка

Это не причастие. Причастие – форма глагола, например: прочитать – прочитанный, прочитавший .

Как правильно написать:
“На большее они не достойны” или “На большего они не достойны”

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Большего они недостойны; на большее они неспособны .

Стохастичность возникает от того (оттого), что исследователи неспособны , как правило, охватить все микроскопические события в сложных системах, и дают описание только макроскопических событий. Как правильно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемая редакция! Помогите разобраться, почему в данном случае НЕ пишется слитно.

Непередаваемые простыми словами чувства. ( Сборник Розенталя.)

Слово “непередаваемые” образовано от непереходного глагола несовершенного вида. Причастием оно будет, если в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж. Это как раз касается разбираемого случая – “простыми словами” стоит в Тв. падеже.

К тому же легко заменяется глаголом, а не прилагательным (чувства, которые нельзя передать словами).
Ваше мнение по этому поводу. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что непередаваемые – это не причастие, а прилагательное. В академической «Русской грамматике» таким словам посвящен отдельный параграф (§ 745). Образованные от глаголов прилагательные с приставкой не- и суффиксом – ом – / – им – имеют значение « неспособны й совершить действие, названное мотивирующим словом, или подвергнуться этому действию»: невозвратимый , невыносимый , незабываемый , неизгладимый , неиссякаемый , несгибаемый , несмолкаемый , неутомимый, непередаваемый. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными, поэтому пишется слитно непередаваемые простыми словами чувства.

Безусловно, отличить такие прилагательные от страдательных причастий настоящего времени крайне сложно, ведь они тоже образуются от глаголов с помощью омонимичного суффикса -ом-/-им-. И всё-таки отличия есть. Во-первых, страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, поэтому, например, слово неиссякаемый не может быть причастием: иссякать – непереходный глагол (нельзя сказать * иссякать кого-что ). Передавать – переходный глагол, поэтому отличить прилагательное непередаваемый от причастия еще сложнее. И здесь вступает в силу второе отличие. Причастия обозначают временный признак (связанный с действием), прилагательные – постоянный. Ср.: теснимые врагом полки, здесь теснимый – причастие (временный признак). Непередаваемый обозначает постоянный признак ( непередаваемые чувства – такие чувства, передать, выразить которые невозможно, это постоянный признак данных чувств). Следовательно, это прилагательное.

Уважаемая Грамота.ру. Подскажите, как правильно написать: Был неспособны м (или не способным) на опрометчивые действия.
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Грамматически корректно: Был неспособен к опрометчивым действиям. Заметим, что с лексической точки зрения такое сочетание неудачно.

Добрый день! помогите пожалуйста найти в этом тексте краткое причастие:
Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? Потому что это дар данайцев. В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособны е сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни флиртовать, ни любить, ни играть и разыгрывать друг друга, –фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем. Изредка перекидываемся замечаниями по поводу того или иного номера. А после — общее чувство раздражения в оценках передач: неинтересные, скучные, ужасные.

Ответ справочной службы русского языка

Как писать “не” – вместе или отдельно в таком предложении:

Он замер, неспособны й что-либо сделать, не знающий, что происходит.

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, слитно или раздельно нужно писать слова в следующих предложениях:
1. (Не)способные любить склонны к сентиментальности точно так же, как (не)способные к братству склонны к панибратству.
2. Домашний кинотеатр (не)редкость в наши дни.

Ответ справочной службы русского языка

1. Неспособны е любить склонны к сентиментальности точно так же, как неспособны е к братству склонны к панибратству.
2. Домашний кинотеатр не редкость в наши дни.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, в предложении

“Они оказались неподготовленными и неспособны ми решить проблемы”

“не” в слове ” неспособны ми” пишется слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, что означает слово “зашориться”?

Ответ справочной службы русского языка

Зашориться – разг. стать неспособны м к восприятию, оценке иной точки зрения.

Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B

Причины

Надо понимать, что самооценка личности формируется не на пустом месте. На развитие и становление индивида влияют многочисленные факторы, которые в совокупности друг с другом создают определяющую реальность. Вот в ней-то и приходится жить. Если бы каждый человек действительно потрудился принять на себя ответственность за собственное существование, его дни сделались бы наполненными, осмысленными, по-настоящему радостными. Все в жизни преодолимо, кроме смерти, всегда можно найти повод повеселиться или хотя бы улыбнуться. Рассмотрим подробнее причины формирования заниженной самооценки.

Морфологический разбор слова «ни на что больше не способный»

НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫЙ – неодушевлённое

НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫЙ – одушевлённое

Начальная форма слова: НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫЙ

Все формы слова:

  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫЙ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНОГО
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНОМУ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫМ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНОМ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНАЯ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНОЙ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНУЮ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНОЮ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНОЕ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫЕ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫХ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫМИ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБЕН
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНА
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНО
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЫ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЕ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙ
  • ПОНИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЕ
  • ПОНИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШИЙ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШЕГО
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШЕМУ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШИМ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШЕМ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШАЯ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШЕЙ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШУЮ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШЕЮ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШЕЕ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШИЕ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШИХ
  • НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ СПОСОБНЕЙШИМИ

Детские травмы

Негативный опыт, полученный в нежном возрасте, крайне отрицательно сказывается на дальнейшем развитии. Существует мнение о том, что детские травмы никогда не проходят, только постепенно зарастают, точно глубокие раны. С этим утверждением трудно не согласиться. Если кажется, что вы не способны больше ни на что, следует хорошо задуматься. Действительно ли все так плохо? Возможно, имеет место элемент преувеличения? Важно разобраться с трудностями, а не стараться убегать от них. Порой людям происходящие события представляются намного более катастрофическими, чем есть на самом деле.

Неоправданные ожидания

Если мы требуем от себя слишком многого, то быстро перегораем. Приходится затрачивать колоссальное количество сил и энергии, чтобы достичь желаемого. Когда имеются неоправданные ожидания, то это создает тяжкий моральный груз. Известная актриса Елена Ксенофонтова в одном из интервью сказала такую мудрую фразу: «Несбывшиеся мечты ранят сильнее, чем недостигнутые цели». С этим утверждением наверняка согласятся те, кто всеми силами стремится к самореализации. Если мы в какой-то момент жизни отказываемся от того, что для нас является дорогим и значимым, то этот выбор в конечном итоге не приносит внутреннего удовлетворения.

«Неспособный» или «не способный» как правильно пишется, слитно или раздельно?

Слово «неспо­соб­ный» пишет­ся слит­но в пред­ло­же­нии с утвер­жде­ни­ем, если нет про­ти­во­по­став­ле­ния и слов с отри­ца­ни­ем. «Не спо­соб­ный» пишет­ся раз­дель­но в пред­ло­же­нии с про­ти­во­по­став­ле­ни­ем и в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «нисколь­ко» и пр.

Разберемся, когда «неспо­соб­ный» сле­ду­ет пра­виль­но писать слит­но, а «не спо­соб­ный» — раз­дель­но. С этой целью опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, и выяс­ним грам­ма­ти­че­ские усло­вия в пред­ло­же­нии.

Особенности поведения

Если человек полагает, что он ни на что не способен, то в реальности перестанет предпринимать попытки, чтобы исправить неудовлетворительную ситуацию. Ему становится проще отказаться от собственных желаний, чем учиться отстаивать индивидуальную позицию. Пусть даже она отличается от общественного мнения. Действительно, стеснительные люди предпочитают оставаться в стороне, а то время как более предприимчивые действуют гораздо активнее. Каковы же наиболее характерные проявления излишней застенчивости?

Страх новых начинаний

Он есть у многих, вне зависимости от половой принадлежности. Страх новых начинаний является показателем заниженной самооценки. Ведь когда люди боятся приступать к важным делам из-за страха оказаться непонятыми и осмеянными, значит, им действительно не хватает уверенности в себе. Если часто говорить себе: «Я ни на что не способна», то в итоге можно поверить в это.

неумение себя ценить

Неуверенность в себе – вещь чрезвычайно заразительная. Когда индивид культивирует слабые качества характера, то со временем утверждается в мысли, что он не достоин ничего большего. Здесь происходит момент сдачи позиций, личность перестает стремиться к каким-либо достижениям.

Слово «неспособный» пишется слитно

Слово «спо­соб­ный» обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос какой?

Способный маль­чик быст­ро осво­ил игру в шах­ма­ты.

Приставочным спо­со­бом это при­ла­га­тель­ное обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

Ты счи­та­ешь, что наш сын неспо­соб­ный к музы­ке?

В напи­са­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва с не- при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии.

Слово «неспо­соб­ный» мож­но заме­нить сино­ни­ма­ми «без­дар­ный», «бесталанный»,»посредственный».

Наш кот неспо­соб­ный (без­дар­ный) к дрес­си­ров­ке.

Также в выбо­ре слит­но­го напи­са­ния при­ла­га­тель­но­го с не- учи­ты­ва­ем, что в пред­ло­же­нии содер­жит­ся утвер­жде­ние. В сооб­ще­нии нет про­ти­во­по­став­ле­ния, частиц «дале­ко», вовсе», «отнюдь», уси­ли­ва­ю­щих отри­ца­ние, и слов с началь­ным -ни. При таких грам­ма­ти­че­ских усло­ви­ях в кон­тек­сте при­ла­га­тель­ное пишет­ся слит­но со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной при­став­кой не-.

lazy_placeholder.gif

В ана­ло­гич­ной рече­вой ситу­а­ции сле­ду­ет пра­виль­но писать слит­но с не- при­ла­га­тель­ные:

  • скром­ный ← не скром­ный вопрос (бес­це­ре­мон­ный, откро­вен­ный);
  • боль­шой ← не боль­шой багаж (малень­кий);
  • обыч­ный ← не обыч­ный наряд (экс­тра­ва­гант­ный, ори­ги­наль­ный);
  • вер­ный ← не вер­ный ответ (оши­боч­ный).

Наличие у при­ла­га­тель­но­го зави­си­мых слов (совер­шен­но, абсо­лют­но, очень, крайне и пр.) не вли­я­ет на слит­ное напи­са­ние с при­став­кой не-.

Примеры

Ну что поде­лать, если этот маль­чу­ган совер­шен­но неспо­соб­ный к образ­но­му мыш­ле­нию.

Учтите, что он неспо­соб­ный на само­по­жерт­во­ва­ние.

Вы счи­та­е­те, что ваш ребе­нок неспо­соб­ный к обма­ну?

«Не способный» пишется раздельно

В рус­ской орфо­гра­фии воз­мож­но раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва «спо­соб­ный» с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Для это­го нуж­ны неко­то­рые грам­ма­ти­че­ские усло­вия.

«Не спо­соб­ный» пишет­ся раз­дель­но в пред­ло­же­нии, содер­жа­щем отри­ца­ние. Оно созда­ет­ся с помо­щью лек­си­че­ских и син­так­си­че­ских средств.

1. про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»

Он не спо­соб­ный, а совер­шен­но бес­та­лан­ный, что­бы научить­ся хоро­шо тан­це­вать.

2. В пред­ло­же­нии отме­тим при­сут­ствие одно­го из этих слов: «вовсе», дале­ко», «отнюдь».

Стать бара­бан­щи­ком этот пар­ниш­ка вовсе не спо­соб­ный из-за сла­бо­го чув­ства рит­ма.

Он дале­ко не спо­соб­ный дол­го созер­цать при­ро­ду.

Отнюдь не спо­соб­ный ко лжи, он явно сму­тил­ся.

3. В выска­зы­ва­нии име­ют­ся отри­ца­тель­ные место­име­ния и наре­чия (никто, ника­кой, ничей, нико­гда, нигде, нисколь­ко, ничуть, никак и пр.)

Мы счи­та­ем, что никто не спо­соб­ный выпол­нить эту нераз­ре­ши­мую зада­чу.

Нисколько не спо­соб­ный к кро­пот­ли­во­му тру­ду, он быст­ро поте­рял инте­рес к это­му заня­тию.

Ничуть не спо­соб­ный при­слу­шать­ся к сове­ту, он совер­шил оче­ред­ную оплош­ность.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/nesposobnyi-ne-sposobnyi.html

В подростковом периоде

Это отдельный случай, о котором, конечно, имеет смысл говорить отдельно. Дело в том, что период отрочества весьма сложный и противоречивый. В это время происходит формирование мировоззрение, определение своих сильных и слабых сторон. Личность выстраивается полностью. Вот почему адекватная самооценка – весьма ценное приобретение. Но не каждому ребенку, в силу определенных обстоятельств, удается отделить собственное «Я» от мнения общества. Очень многие боятся быть высмеянными, непонятыми и одинокими. Низкая самооценка у подростка обусловлена необходимостью меняться, принимать осмысленные решения. Не все сразу получается у человека, который только готовится вступить во взрослую жизнь. Нужно обладать большой самоуверенностью, чтобы в 14-15 лет заявлять о себе, иметь цель и стремиться к ее достижению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...