Следом за ЕГЭ по иностранному языку в России собираются ввести обязательный госэкзамен по истории. По словам главы Министерства просвещения Ольги Васильевой, это решенный вопрос – осталось только определиться со сроками. Зачем вводить очередной обязательный ЕГЭ по истории?
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Древность и Средневековье
1 Народы и древнейшие государства на территории России
1.1.1* Восточнославянские племена и их соседи.
1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
1.2 Русь в IX – начале XII в.
1.2.1* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.
1.2.2 Категории населения. «Русская Правда».
1.2.3* Международные связи Древней Руси.
1.2.4* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1.3.1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.
1.3.2* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
1.3.3* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
1.3.4 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.
1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств.
1.4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.
1.4.1* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига.
1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
1.4.4* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
1.4.6* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.
1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.
1.4.8* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.
1.4.9 Церковный раскол.
1.4.10 Социальные движения XVII в.
Новое время
2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.
2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.
2.1.2* Северная война. Провозглашение Российской империи.
2.1.3* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя.
2.1.4* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
2.1.5* Русское просвещение.
2.1.6* Превращение России в мировую державу в XVIII в.
2.1.7* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
2.1.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
2.1.9* Отечественная война 1812 г.
2.1.10 Движение декабристов.
2.1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
2.1.12* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.
2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.1 Реформы 1860–1870- х гг.
2.2.2 Политика контрреформ.
2.2.3* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны.
2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте.
2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
2.2.7* Русско-японская война.
2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
2.2.10 Реформы П.А. Столыпина.
Новейшая история
3.1 Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.
3.1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.
3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
3.1.5 Переход к новой экономической политике.
3.2 СССР в 1922–1991 гг.
3.2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация.
3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны.
3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции.
3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.
3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.
3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.
3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.
3.3 Российская Федерация
3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.
3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.
3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе.
3.3.6* Современная российская культура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обязательная программа минимум для овладения учениками средней полной школы по истории…

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовкивыпускников образовательных организаций для проведенияединого государственного экзамена по физике.Здесь содержатся все формулы и опреде…

демоверсия ФИПИ…

Демоверсия ЕГЭ по Истории Демоверсия ЕГЭ по Обществознанию Демоверсия ОГЭ по Обществознанию…

Кодификаторпроверяемых требований к результатам освоенияосновной образовательной программы основногообщего образования и элементов содержаниядля проведения основного государственного экзаменапо ФИЗИКЕ…

Разработка варианта тестирования ОГЭ по истории в соответствии с демоверсией 2020….
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс…
1 факт об обязательном ЕГЭ по истории
Многие считают, что идея обязательного экзамена по истории принадлежит текущему министру просвещения (ранее образования) — О. Васильевой. Но это не так, как вы видите по хронике выше — идея родилась задолго до нее. Однако именно Васильева активно лоббировала её с 2017 года (как стала министром). И на тот момент «обязательной датой» был 2020 год.
Однако, мы сейчас уже знаем, что в 2020 году обязательного ЕГЭ по истории не будет, как и с 99% вероятностью его не будет и в 2021 году — времени слишком мало чтобы достойно подготовить детей к этому предмету. Остаётся факт номер 2.
Обязательные ЕГЭ в 2019 году
В этом году все выпускники, как и в предыдущие и последующие годы, будут сдавать два обязательных предмета ЕГЭ:
- русский язык;
- математика (базового или профильного уровня).
С 2022-го обещают сделать обязательной и сдачу иностранного языка в форме ЕГЭ, причем апробация пройдет в некоторых регионах уже в 2020-м.
Однако для поступления на многие специальности набора «русский + математика + иностранный» недостаточно, поэтому, скорее всего, школьники продолжат сдавать по паре дополнительных экзаменов, а то и больше. А в некоторых вузах есть еще и внутренние испытания, без которых на нужный факультет не поступить.
Так зачем же нагружать выпускников еще одним обязательным ЕГЭ?
Что ожидать от ЕГЭ по истории учителям?
«Учителя истории, с которых за показатели ЕГЭ спросят, вынуждены будут заставлять будущих математиков, биологов или физиков уделять больше внимания истории, причем именно в 11-м классе, когда все школьники поглощены подготовкой к вступительным экзаменам. Это не только нанесет очевидный вред профилизации старшей школы, но и вызовет отвращение к истории как предмету, над которым придется корпеть в ущерб избранному делу.»
Ожидания учителей истории, что в связи с введением ЕГЭ по их предмету количество часов увеличится, напрасны: «превышение предельно допустимой нагрузки угрожает здоровью школьников, да к тому же стоит вопрос о распространении на среднюю школу предмета «Основы религиозных культур и светской этики», которому тоже потребуется учебное время».
Автор прогнозирует уход из школы самых ответственных учителей, которые перейдут на частное репетиторство. Возможно, что нерадивых учителей ЕГЭ и «подтянет», но «эту проблему можно решить и без введения обязательного ЕГЭ, например, в ходе региональных проверочных работ».
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ
Знать/понимать:
- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- Периодизацию всемирной и отечественной истории;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- Историческую обусловленность современных общественных процессов;
- Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- Использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
- Представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
- Использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.
Смотри также:
Все даты истории России
Демоверсия ЕГЭ по истории 2021 от ФИПИ
Спецификация ЕГЭ по истории 2021 от ФИПИ
Изучай кодификаторы ЕГЭ 2021 по:
- обществознанию
- литературе
- русскому языку
- химии
- биологии
Решай задания и варианты по истории с ответами.
Какие ВУЗы принимают сертификат по истории?
В рейтинге предметов ГИА-11 по выбору история находится на 4 месте. Именно эту дисциплину в 2020 году решили сдавать около 17,3% участников ЕГЭ (123 240 человек).
Для большинства ребят, уже выбравших для себя будущую специальность, и четко знающих, где они планируют продолжить обучение, история – обдуманный выбор. Но и для тех, кто даже за год до ЕГЭ все еще не определился с будущим направлением, история будет правильным выбором, ведь такой сертификат откроет двери самых разных ВУЗов.
Так, сдав на высокий балл ЕГЭ по истории, русскому языку, а также иностранному либо обществознанию (в зависимости от требований ВУЗа) в 2021 году можно подавать документы на такие специальности, как:
- история (46.03.01);
- история искусств (50.03.03);
- международные отношения (41.03.05);
- правовое обеспечение нацбезопасности (40.05.01);
- политология (41.03.04);
- юриспруденция (40.03.01);
- судебная и прокурорская деятельность (40.05.04);
- туризм (43.04.02);
- социальная работа (39.03.02);
- издательское дело (42.03.03);
- культурология (51.03.01).
Как видите, список направлений достаточно большой, что предоставляет широкие возможности, даже если принимать окончательное решение вы будете уже после получения сертификатов ЕГЭ.
Что нужно знать и понимать?
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
- периодизацию всемирной и отечественной истории
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
- историческую обусловленность современных общественных процессов
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе