Кто были первые российские дизайнеры, чем прославились русские модели в мире и какие журналы считались глянцем.
ОЛЬГА ПАНТЮШЕНКОВА
Ольге Пантюшенковой удалось войти в число 15 лучших моделей мира. Ее мама была прекрасная портниха. В детстве Ольга часто рассматривала только что появившийся в Советском Союзе журнал Burda moden. Мир ухоженных красавиц настолько потряс ее воображение, что девушка захотела стать к нему ближе. Она приняла участие в конкурсе «Супермодель СССР» и вошла в число его финалисток.
В дальнейшем, выиграв несколько конкурсов красоты, она переехала в Европу и заключила контракт с одним из ведущих агентств Парижа. Девушка стала музой Карла Лагерфельда и Джона Гальяно. Карьера Ольги стремительно шла вверх, а потом она внезапно пропала с мировых подиумов.
Причиной стала страшная болезнь. Несмотря на все усилия врачей, Ольга так и не смогла победить рак. Последние дни жизни Пантюшенковой прошли в родном Санкт-Петербурге. Несмотря на международный успех, модель еще на пике популярности начала задумываться о возвращении в Россию. Ольга не скрывала, что ей сложно работать буквально на износ и без выходных. По словам поклонников, Ольга умерла 6 февраля 2019 года, но друзья и близкие не стали делать трагедию достоянием общественности.
От легкой промышленности к fashion
О том, что в СССР есть мода, а не только легкая промышленность, народ знал в основном теоретически. Даже самых ярких модельеров не принято было славить. Вячеслав Зайцев обладал мировым именем, но его фамилия не упоминалась в титрах комедии «Иван Васильевич меняет профессию», для которой он создавал наряды Натальи Селезневой.
Существовали государственные Дома моды — ателье для привилегированных и Дома моделей, где устраивали показы и разрабатывали коллекции для массового производства. Но то, что висело в магазинах, люди презрительно именовали «совпаршив». Как шили в обычных ателье, описывал Михаил Жванецкий:
«Отличное пальтецо, носи на здоровье. В случае чего я буду сзади ходить, объяснять, что никто не хочет за семьдесят рублей над утюгом стоять».
В качестве альтернативы под страхом разоблачения частной деятельности на дому работали портные, которым можно было принести затертый до дыр журнал «Бурда» и попросить воспроизвести фасон так, чтобы не нужно было сзади ходить и объяснять.
Советская мода принадлежала элите или была завуалированной, запретной, вся в ореоле секретов на грани нарушения законодательства. У нее был один серьезный плюс: ее спонсировало государство.
Российские модельеры этой привилегии лишились, отсюда и популярность в 90-е авангарда: его можно делать хоть из коробок.
Но пройдет немало времени, прежде чем жители бывшего СССР захотят хотя бы взглянуть в сторону отечественных дизайнеров. Пока же в почете лишь именитые иностранцы. Как пела накануне развала Союза группа «Дюна», предвещая темные грезы наступающего фирмачно-кооперативно-бандитского будущего ранних 90-х:
Мой парень — Пьер Карден,
И двое слуг — брюнет и шатен.
Растут мои дома, рекой течет Клима,
Партнеров — тьма, гуляет фирма.
Союз развалился, капиталистическое будущее наступило и закрутилось невозможно быстро, тут-то клетчатые сумки фирмачей и поехали за товаром. На развалинах старого мира Вячеслав Зайцев написал: «Агония перестройки». Так называлась его коллекция 1990–1991 годов: даже он не имел тогда финансовой возможности выпускать сезонные или хотя бы ежегодные коллекции.
О настоящем становлении новой российской моды следует говорить, начав с 1994 года, когда произошло сразу несколько важных событий.
Под патронажем всё того же Вячеслава Зайцева был проведен первый конкурс профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс открыл немало «звездных» имен: Султанну Французову, Олега Бирюкова, Андрея Шарова и Ольгу Солдатову. На его основе зародилась «Лаборатория моды Вячеслава Зайцева» — школа, в которой мэтр отечественного кутюра до сих пор растит молодых дизайнеров.
А в Государственном центральном концертном зале «Россия» прошла первая Неделя высокой моды в Москве. Приехали 10 западных домов моды: Paco Rabanne, Jean-Louis Scherrer, Ted Lapidus…
Эффект, произведенный заграничным кутюром, был непередаваемым: люди попросту ничего подобного раньше не видели. На зрителей, одетых в свои лучшие малиновые пиджаки и туфли «ЛеМонти», с подиума двинулись кринолины, шлейфы, какие-то сплетенные из волос юбки и пудреные парики в стиле XVIII века… Культурный шок!
Но уже в конце 90-х отечественные дизайнеры тоже становятся участниками показов. Главный приз «Золотой манекен» в разные годы получали Игорь Чапурин, Виктория Андреянова и Татьяна Парфенова, а Валентин Юдашкин стал постоянным участником. Это было и самое громкое светское мероприятие страны, куда стекались все знаменитости: Алла Пугачева однажды сама прошлась по подиуму just for lulz.
После переломного 1994 года модные мероприятия полезли как грибы после дождя. В 1995 году в Сочи состоялась первая Неделя российской моды, которая впоследствии стала ежегодным фестивалем «Бархатные сезоны».
Тогда дизайнеры были еще далеки от коммерческих целей, и на показах царила суматошно-праздничная атмосфера.
Демонстрировали свои коллекции мастера советской кройки и шитья и новое поколение модной богемы: Сергей Ефремов, Галина Смирнская, Людмила Мезенцева. В 1997 году состоялся полуфинал международного дизайнерского конкурса Smirnoff, переросший со временем в Российскую неделю моды прет-а-порте.
Основатель модельного агентства Face Fashion, а ныне известный художник-перформер Федор Павлов-Андреевич провел фестиваль «АльбоМОДА», на котором начинающие модельеры выставляли вещи, сварганенные из чего попало — от резины до целлофана.
Но 90-е пережили не все. Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту, открывшийся еще на исходе войны в 1944 году, переживал острый кризис. Он завершился в 2002 году тем, что здание Дома продали и открыли на месте этого неофициального института советской моды, в котором когда-то трудились искусствоведы и художники, бутик Podium concept store. Часть культуры ушла в небытие.
Клаудия Шиффер
Еще одна легенда 90-х, 47-летняя Клаудия Шиффер находится в прекрасной форме: кажется, немецкая супермодель не набрала ни одного лишнего килограмма за эти годы. Единственное, что выдает ее возраст, — мелкие морщинки на лице. Счастливая жена и мать троих детей ведет не самую активную социальную жизнь, но в день памяти Джанни снова предстала во всем своем блеске.
Линда Евангелиста
Линда отличалась от остальных моделей 90-х тем, что была абсолютно не типажной и, казалось, была самой успешной и обласканной вниманием дизайнеров, марок и модных журналов. Артхаус и коммерция — ей одинаково удавалось все, а ее красота казалась неувядаемой. Евангелиста была безжалостной роковой женщиной: еще на заре карьеры она оставила мужа Джеральда Мари, а потом актера Кайла МакЛоклена ради новых увлечений. Но позже не повезло и ей самой — футболист Фабьен Бартез, ради которого она бросила карьеру, оставил ее с разрушенной самооценкой и 15 лишними кг. А после — новый удар: Франсуа-Анри Пино, нынешний муж Сальмы Хайек, отказался признавать их общего с Евангелистой сына — только через суд она добилась алиментов. Неудачи в личной жизни сильно подкосили легендарную звезду подиума — сегодня ей 52 года, она мало появляется на публике, а борьбу с лишним весом давно не ведет.
От демонстраторов одежды к топ-моделям
Официальным названием этой профессии в Союзе было «демонстратор одежды». Слово «манекенщица» придумал народ, вкладывая в него уничижительный смысл, мол, живые манекены. Работа считалась совершенно не престижной и оплачивалась по низшей ставке.
Даже самая знаменитая советская манекенщица Регина Збарская, блиставшая у Вячеслава Зайцева и прозванная на Западе «русской Софи Лорен» и «самым красивым оружием Кремля», подрабатывала в трудные моменты жизни уборщицей.
Модный переворот 90-х открыл худым и красивым все пути: к деньгам, славе и — самое главное — на Запад.
Началось это с конкурсов красоты. Первый из них — «Московская красавица» — прошел в 1988 году: победительницей стала Маша Калинина, чье имя прогремело на весь Союз.
Москвичка Юлия Суханова стала первой «Мисс СССР» в 1989 году. Конкурсы привлекли внимание Запада, пожелавшего взглянуть на экзотических «русских красавиц».
Хозяйка модельного агентства Ford Models Эйлин Форд приехала в Россию, чтобы отобрать советскую участницу для международного конкурса Supermodel of the World. Состоялся всесоюзный отбор, и гордо представлять нашу страну поехала эстонка Эха Урбсалу.
В 1990 году состоялся конкурс уже внутри самого Союза под названием «Супермодель СССР». Еще в советские годы дебютировал и другой международный конкурс Elite Model Look. Его организацией в 90-е занималась бывшая манекенщица Татьяна Кольцова — хозяйка модельного агентства Red Stars.
Когда в 1994 году в международном финале Elite Model Look победила россиянка Наталья Семанова, «русские красавицы» по-настоящему вышли на мировую арену, а Red Stars приобрело международную репутацию.
Многие участницы модельных конкурсов 90-х сделали на Западе серьезную карьеру: эстонка Кармен Касс, бурятка Ирина Пантаева, россиянка Инна Зобова.
Москвичка Кристина Семеновская, подписавшая контракт с Dior, стала первым российским «лицом» косметики класса люкс.
Ольга Пантюшенкова из Петербурга (тогда еще Ленинграда) первой из «наших» снялась в рекламе духов всемирно известного бренда — Eden от Cacharel. Да еще и грудь обнажила!
На Западе наших моделей хвалили за целеустремленность, серьезность и отсутствие капризов. Писали, что вместо светских пьянок они отправляются домой и вообще относятся к своей работе как трудовые лошадки: чувствуется воспитание.
Правда, от них трудно добиться беззаботного веселья на камеру, из-за чего они кажутся холодными и загадочными. Но из этого сделали свою «фишку».
Например, Пантюшенкова с ее аристократической внешностью позиционировалась как некая «русская графиня», которой не до улыбок: она до сих пор оплакивает свой вишневый сад или типа того.
Но самое интересное происходило не на Западе, а здесь.
В 90-е появилась особая каста: московские топ-модели, которых знали по клипам, рекламе и скандалам. Все они принадлежали агентству Red Stars, монополисту на модельном рынке.
Татьяна Кольцова постоянно контактировала с прессой, чтобы та освещала деятельность ее агентства. Затем она заключила договоренность с телевизионным конкурсом молодых талантов «Утренняя звезда», для которого модели пробовались в качестве ведущих. Телевизионной карьеры никто из них не сделал, зато была реклама.
Повсюду обсуждалась личная жизнь моделей. «Желтая» пресса воспевала их настоящие и мнимые романы со звездами и деловыми людьми — от бизнеса и криминала. Модели Виктории Дроновой приписали то, что она разбила семью певца Александра Буйнова, а Марию Битаеву, которая рекламировала духи Authentic Maroussia от Славы Зайцева, «выдали замуж» за продюсера Павла Ващекина.
Интерес к моделям настолько возрос, что в 1992 году Влад Листьев посвятил им отдельный выпуск своего популярного ток-шоу «Тема», обсуждая модельный бизнес наравне с вопросами смертной казни, легализации проституции в России и сексуальных домогательств на работе.
Для выпуска «Манекенщицы» Листьев пригласил в студию модель Red Stars Екатерину Кириллову.
В передаче она рассказала о рекламе службы знакомств, которую однажды увидела по телевизору: в это агентство приглашали обращаться всех, «кроме проституток и манекенщиц». Для широких масс эти понятия были практически уравнены.
Но уравнены или нет, люди жадно впитывали информацию о них и следили за ними на экранах. Съемки в музыкальных клипах стали для моделей видом заработка, которого не было в СССР. В одном клипе Влада Сташевского «Я не буду тебя больше ждать» снялись Елена Белоус, Татьяна Антошина и еще целая толпа «звездочек» Red Stars.
В клипах «Городской романс» и «Хару Мамбуру» группы «Ногу свело» снимались известная модель Катя Полянская и звезда российского Playboy Наталья Шиманчук (ныне живущая в Америке актриса Наташа Алам). Для клипа на мегахит «Утекай» группы «Мумий Тролль» модель Настя Кускова пожертвовала своей шевелюрой: Илья Лагутенко стрижет, а затем обривает ее наголо, орудуя армейской бритвой, от которой модель, по его воспоминаниям, громко вопила.
Страдания того стоили: клип стал самым известным из всего, что было снято в 90-е, и получил на фестивале «Поколение-97» диплом «Лучший кадр года». А «парикмахерский» образ так прилип к певцу, что он появился в виде вампира-парикмахера в фильме «Ночной дозор».
ЛЮДМИЛА ИСАЕВА-МАЛАХОВА
«Исаева — домохозяйка! Какая несправедливость! Бог не для того создавал такую красоту, чтобы она мыла посуду и гладила мужу брюки», — воскликнул Джорджо Армани, узнав о замужестве любимой модели.
Фотографии первой топ-модели международного уровня из бывшего СССР часто печатали в западных журналах, которые завозились и в Россию. Наши сограждане никак не могли предположить, что молодая леди с изящными чертами лица с обложек иностранного глянца в недавнем прошлом — простая советская девушка, москвичка из Северного Медведково.
Людмилу Исаеву снимали лучшие фотографы мира. В начале 1990-х она стала лицом «Escada» и «Guerlain». Обложку книги знаменитого визажиста Кевина Окуа с ее портретом считали произведением искусства. Говорили, что на пике карьеры Исаевой её ставка за день работы достигла 8 тысяч долларов. Летом 1993 года Людмила вместе с Джоном Касабланкасом приехала в Москву, чтобы участвовать в жюри национального отборочного конкурса «Look of the Year-93».
Русские друзья в Нью-Йорке познакомили Исаеву с хоккейной звездой сборной России и североамериканской лиги Владимиром Малаховым. Она вышла за него замуж, переехала из Нью-Йорка в Монреаль и родила детей.
49-летнюю Исаеву как-то спросили: «Какими событиями из светской жизни вы могли бы похвастаться?». Она ответила:
«Модель может выбрать один из двух путей: либо ты только и делаешь, что живешь для карьеры, либо ты не хочешь одиночества и заводишь семью. Я выбрала второй путь — хочу не бояться одиночества в старости. Карьера для меня не важна».
НАТАЛЬЯ СЕМАНОВА
В 13 лет Наталья попала на кастинг Модного дома Вячеслава Зайцева, и была отобрана мэтром советской моды. «Когда я пришла к Вячеславу Михайловичу, я была такая толстенькая. Он тогда сказал, что меня принимает, но что я должна похудеть, иначе ничего не выйдет. Еще месяц я упрямилась, потом резко начала собой заниматься, похудела. И мне стало так хорошо, даже выражение лица изменилось. Одежда стала по-другому сидеть», — рассказывала девушка.
В 1994 году Семанова приняла участие в модельном конкурсе «The Look of the Year» и стала его победительницей. Джон Касабланкас был очарован Семановой. Позже модель стала лицом легендарного парфюма «Opium» от Yves Saint Laurent. В 1999 году она снялась также в ролике для рекламной кампании этого парфюма, режиссером которого был сам Дэвид Линч. Эти съемки окончательно утвердили Наталью в статусе звезды модельного бизнеса.
В личной жизни девушки долгое время было не все гладко. У нее были неудачные отношения с каким-то молодым иностранцем, который требовал носить юбки покороче и сексуально краситься. Устраивал скандалы, выкидывал из окна её туфли.
Мужем Натальи стал молодой симпатичный француз Александр Бентолила, свадьба состоялась в Париже в феврале 2001 года, среди гостей были Джон Гальяно и Жан-Поль Готье.
Она пыталась вернуться на подиум в 2010-м году, один раз даже участвовала в показе Джона Гальяно на парижской Неделе моды. Но, по общему мнению, Семанова уже мало походила на ту девушку, которая запомнилась всем в лучшие годы ее модельной карьеры. Как говорили, внешне она сильно изменилась: состояние кожи, выразительность лица, энергетика были далеки от требуемых характеристик. Однако русские, проживающие во Франции, уверяют в соцсетях, что во французской столице по-прежнему встречается уличная реклама с изображением Натальи.
Наоми Кэмпбелл
Ни отсутствие семьи и детей, а также навыков здорового образа жизни, ни бурное прошлое, ни репутация скандалистки не сказались на внешности этой женщины, которую в 90-е называли «черной пантерой». Ее красота и здоровье оказались просто неубиваемыми: Наоми сегодня продолжает цвести и поражать красотой и гибкостью своего тела. И энергии в ней хоть отбавляй — как 30 лет назад.
Карен Мюлдер
Соревнование с Клаудией Шиффер за звание самой красивой блондинки 90-х роскошная Карен проиграла только лишь из-за своей неустойчивой психики: в период самого расцвета своей карьеры она давала противоречивые интервью и казалась окружающим весьма странной особой. В 2000 году на самом пике своей карьеры Карен Мюлдер ушла в затворничество: на тот момент она была одной из самых высокооплачиваемых моделей мира и зарабатывала от 10 000 до 20 000 долларов в день. Последние новости о ее жизни касались благотворительных проектов бывшей супермодели и скандала вокруг неудачной пластической операции. Сегодня Карен 47, и она не помышляет о подиуме.
ИРИНА ПАНТЕЕВА
В начале 90-х Ирина приехала из родной Бурятии в Москву. Победительница конкурса красоты приняла участие в показе Пьера Кардена. Позже она освоит актёрскую профессию в США, предварительно окончив театральный факультет Нью-Йоркского университета. Ирина станет первой девушкой с восточной внешностью, которую пригласят позировать для обложки Vogue. Журналисты взахлеб расхваливали её красоту и называли русским феноменом. Ирина снялась в фильмах: «Смертельная битва: Истребление», «Знаменитость» и «Образцовый самец».
Пантеева вышла замуж за американца латвийского происхождения, а в 2003 году родила сына с необычным именем Солонго (в переводе с бурятского — «радуга»). Её старший сын, 27-летний Руслан учится в музыкальном колледже в Нью-Йорке.
Сейчас 50-летняя экс-модель занята развитием своего собственного бренда ювелирных украшений Irina. С миром моды Ирина связь не теряет, периодически принимает участие в фотосессиях, получая комплименты по поводу того, как молодо и свежо она выглядит. Автобиографическая книга Пантаевой «Сибирский сон» издана во многих странах мира.
Глянец
Россия вступила в мир глянца. В период с 1994 по 1998 годы на русском языке начали выходить важнейшие модные журналы Vogue, Elle, Harper’s Bazaar и L’Officiel. В 1994-м вышло первое издание Cosmopolitan в России с Синди Кроуфорд на обложке, сразу поставив ребром вопрос о женской независимости:
«Тридцатилетние, независимые, уверенные в себе… Нужен ли им муж?»
Существовавший с конца 80-х единственный столичный «Журнал мод» раскололся в 1990-м. Часть редакции отправилась делать новый журнал и газету «Московский стиль», переплавившиеся в 1994 году в журнал «Коллекция М». Их делали настоящие профессионалы модной индустрии, появившиеся раньше самой индустрии.
В ноябре 1995-го вышел журнал «ОМ» — предмет культа, голос поколения, абсолютный трендсеттер. В нем вел колонку композитор Сергей Курехин, на его обложках появлялись Влад Мамышев-Монро и Жанна Агузарова, его статьи назывались «Идол пустоты», «Аналоговые ковбои» и «Блестки на теле цивилизации».
А еще «Птюч», «Матадор», Imperial, какие-то быстро промелькнувшие и оттого еще более ценные «клубные» журналы, велевшие тебе закинуться и идти танцевать, начитавшись Анаис Нин и Кастанеды… В России был умный глянец — претенциозный, хулиганистый и абсолютно свободный.
Клубы были ареной для начинающих модельеров и более известных богемных тусовщиков: Маши Цигаль, Елены Супрун, винтажной шляпницы Виолетты Литвиновой. В них ставили свои перформансы авангардные модельеры Андрей Бартенев и Александр Петлюра с его любимой моделью, Королевой Московского Андеграунда и Альтернативной Мисс Вселенная — благостной старушкой Пани Броней, вошедшей в книгу «Самые эпатажные личности XX века» наряду с Сальвадором Дали и Ниной Хаген.
НАТАЛЬЯ СТЕФАНЕНКО
Карьера модели началась для девушки случайно. В детстве она всерьез занималась плаванием, после окончания школы поступила в Московский институт стали и сплавов.
В 1992 году Наташа выигрывает конкурс «Look of the Year», в качестве награды ей достается поездка в Нью-Йорк. Однако будущая звезда остается в Москве, чтобы закончить учебу в институте. Получив диплом, девушка уезжает в Италию, чтобы попробовать себя в качестве модели. В Милане для нее начинается карьера фотомодели и манекенщицы, она совмещает работу на телевидении с успешной карьерой модели мирового уровня. Наташа работает на престижные модные дома и участвует в ведущих показах.
Впоследствии Наталья Стефаненко стала популярной итальянской, затем российской телеведущей. С 1996 года она на итальянском телевидении.
Ведущая программ «Снимите это немедленно!» и «Съешьте это немедленно!» на российском телеканале СТС, соведущая программы «Битва хоров» на телеканале Россия-1.
Наталья Стефаненко замужем за итальянцем Лукой Саббиони, вместе они уже более 20 лет. У пары подрастает дочь Александра. Поклонники с удовольствием следят за жизнью телеведущей в Италии.
Стефани Сеймур
Роковая красотка Стефани скорее принадлежала к плеяде супермоделей-бунтарок: «секс-наркотики-рок-н-ролл» — это была ее концепция жизни. Даже когда Сеймур после череды головокружительных романов вышла замуж за миллионера Питера Бранта и родила ему троих детей, она не остепенилась: супруги то собирались разводиться, то сходились снова. В свои 49 лет она продолжает активно раздеваться в кадре. Скептики считают, что сегодня бывшей супермодели делать этого не стоило бы, но ей плевать: Стефани не просто продолжает эпатировать публику, но также публично критикует молодое поколение — Кендалл и Джиджи.
Советский мейкап
В СССР была профессия художника по гриму. В 90-е появились визажисты и стилисты. Одним из самых талантливых был Лев Новиков, разработавший в 1988 году грим для спектакля «Служанки» Романа Виктюка в театре «Сатирикон». Созданные им экстравагантные образы во многом способствовали безумному ажиотажу вокруг спектакля, в котором — впервые в Союзе! — женские роли играли мужчины.
Новиков придумывал образы, создававшие звезд. Перекрасил поп-диву Ирину Понаровскую в блондинку, превратив ее из положительной тетеньки в женщину-вамп без возраста. Надел на ведущего передачи «Музобоз» Ивана Демидова темные очки, в которых тот всегда появлялся на публике.
Разработал элегантно-интеллигентный стиль для Леонида Парфенова. Создал для актрисы Аллы Демидовой трагический образ в духе Серебряного века. И предложил Ренате Литвиновой мейк-ап Греты Гарбо: с тонкими бровями, кроваво-красными губами и общей странностью.
Новиков разрабатывал и собственные коллекции одежды — очень красивые вариации на тему декаданса, на пару десятилетий опередившие свое время с его минимализмом, целлофаном и аляповатостью а-ля рюс, которой увлекались многие модельеры. К сожалению, как и великий американский стилист Кевин Окоин, он умер от СПИДа.
В 1999 году вышел клип Никиты «Улетели навсегда»: квинтэссенция 90-х и подведение черты под десятилетием.
Рейв, безудержное веселье, круглосуточные тусовщики. Бело-серебряный минимализм нарядов. Красные волосы клубной легенды Огненной Леди, лидера российского травести-движения.
Победительница конкурса Elite Model Look – 99 — 14-летняя Вилина Фокина с широкоскулым детским лицом, которое уже ждут в Париже и Нью-Йорке. Поднялась «вторая волна» российских топ-моделей, среди которых окажется Наталья Водянова. И прощание с эпохой.
«Не вернешь обратно
Улетели навсегда…»
ТАТЬЯНА СОРОККО
Первая русская, даже советская топ-модель, получившая международное признание. Ее карьера началась в 1990 году в Париже. Татьяну практически сразу же заметили Ив Сен Лоран и Юбер Живанши, в чьих показах она участвовала не один сезон.
Таня Сорокко приехала в Париж в 17 лет. За ее плечами была работа в модном центре «Люкс» и у самого Вячеслава Зайцева. Татьяну пригласил на съемки для журнала «Harper’s Bazaar» в отеле «Georges V» сам великий фотограф Ги Бурден.
Ее профессиональная биография оказалась достаточно долгой. Татьяна появлялась на подиуме еще в конце 1990-х: работала в показах «Vivienne Westwood», «Jacques Fath», «Veronique Leroy» и других. Сейчас модельный бизнес перестал быть основной сферой ее деятельности. Татьяна не стала манекенщицей номер один, но именно она открыла новую эпоху модельного бизнеса в Советском Союзе. Татьяна вышла замуж за русского эмигранта, который занимается торговлей произведениями искусства и является владельцем нескольких художественных галерей.
По материалам: spletnik.ru, baikal-daily.ru, vsenashimiss.blogspot.com
Хелена Кристенсен
Одна из самых красивых женщин планеты и звезда подиума 90-х, 48-летняя Хелена Кристенсен, которая также феерично появилась на последнем шоу Versace, все еще в строю. В 90-е ей доверяли самые эротичные проекты: съемки для календаря Pirelli, звание «ангела» Victoria’s Secret, съемки в культовом клипе Криса Айзека Wicked Game. В этом году в Милане ее бесконечные ноги с каких ракурсов только не рассматривали — они были столь же идеальны.
Эль Макферсон
В 90-е австралийскую модель звали «Тело» за то, что у нее не было изъянов: по ее безупречным пропорциям можно было сверять каноны. Невероятно, но факт —сегодня почти ничего не изменилось. Буквально на днях Эль взорвала интернет, выложив фото в бикини. Ей 51 год, но ее тело по-прежнему безупречно. Мировые СМИ любят говорить о том, что Макферсон — настоящее генетическое чудо.
Кейт Мосс
Когда в 90-е появилась Кейт, миром правили женщины-богини невероятной красоты. Она была другая. Кейт Мосс сломала систему, став первой угловатой моделью-подростком, получавшей миллионы наряду с Синди, Клаудией и Линдой. Худая Мосс стала звездой — символом эпохи гранжа. Она принадлежит к типажу отвязных моделей, известных помимо прочего своими головокружительными романами с актерами и музыкантами, скандальными историями вокруг своего имени и образом жизни, который порождал множество слухов. Сегодня для своих 43 лет Кейт Мосс выглядит не то чтобы очень свежо, но ее это мало заботит. Она очень довольна своей жизнью.
26 сентября 2017·Текст:Сергеева Алина