Отсутствие интересов у подростков: выбор мотивации

Из статьи вы узнаете, что делать, если нет цели в жизни, ничего не хочется и нет веры в лучшее. Рассмотрим причины такого состояния, разберем способы самопомощи и советы психологов.

Чего я хочу?

Каждый день тебе говорят, чего ты должен хотеть и кем должен быть. Семья, друзья, учителя, интернет, телевизор, журналы — все это источники «предписаний». Но самые сокровенные мечты и надежды исходят изнутри.

Спроси себя: «Чего я на самом деле хочу?» А затем слушай, что сам себе отвечаешь. Хочу ли я, чтобы меня знали как человека, помогающего другим? Или как любителя приключений? Хочу ли я стать отличником, играть в футбол или научиться рисовать?

Не исключено, что тебя осенит в тот же момент: я мечтаю стать писателем… побывать в других странах… заняться скалолазанием… хорошо учиться в школе. Но не всегда ответ приходит сразу. И это повод углубиться в вопрос. Разобраться, чего ты хочешь и почему, помогут следующие упражнения.

1. Что меня вдохновляет

Ответь на вопросы:

  • Чем мне нравится заниматься? Почему?
  • Что мне не нравится делать? Почему?
  • Что дает мне ощущение цели в жизни?
  • Что придает моей жизни смысл?
  • К чему у меня талант?
  • Что у меня хорошо получается?
  • Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
  • О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
  • О чем я думаю, витая в облаках?

2. Кто меня вдохновляет

  • Напиши в личном дневнике про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть человек из числа твоих друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?
  • Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, о политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?

3. Кем я вижу себя в будущем

  • Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?
  • Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?

Возможные причины подростковой апатии

Начнем с того, что разберемся с предпосылками подобного поведения. Их может быть очень много, но самые распространенные – следующие.

За ребенка все решают родители

Возможно, сейчас вы подумали: «это точно не про меня». Забавно то, что так думают решительно все родители, не дающие своему сыну или дочери вдохнуть полной грудью (не факт, что вы относитесь к их числу, но все же постарайтесь оценить свое поведение беспристрастно, насколько это возможно). Обычно в таких случаях речь идет о достаточно активных, энергичных родителях, нередко – разведенных, достаточно часто – много работающих, чтобы обеспечить семью, и с ранних лет приучающих детей к самостоятельности.

d49b44ec4abbe2fcb6239d1bbe292dff.jpg

И чаще всего в подобных семьях у мам и/или пап есть некоторые идеалистические представления о том, каким должен быть их ребенок. Чаще всего это что-то возвышенное и «достойное»: трудолюбивый, инициативный, послушный, внимательный, не эгоистичный, успешный, и так далее. Какой у подростка характер на самом деле, кем он хочет быть, и что сделает его по-настоящему счастливым – все это остается без внимания.

При этом формально сыну/дочери могут оставлять право выбора, но без возможности реально совершить его на практике. Что-то в духе: «Куда ты хочешь сходить: в кино с друзьями или к репетитору по английскому языку? Репетитор как раз говорил, что тебе нужно подтянуть Present PerfectContinuous к контрольной». Или: «Ты хочешь играть в футбол или ходить в художественную студию? Заниматься спортом полезно, тебе бы не помешало больше тренироваться». Примеры, возможно, утрированные, но суть в том, что родители вроде бы как предоставляют ребенку возможность принимать решение самому, но при этом отчетливо дают понять, какой вариант «правильный», «хороший», одобряемый, а какой – не очень. И в этом «не очень» обычно скрывается именно то, чего подростку действительно хотелось.

46aebba131c23111cf51b2b61ebe9a5e.jpg

В результате ребенок понимает, что страстно желать чего-то, мечтать о чем-то – абсолютно бесполезно. Все равно придется подчиняться тому, что скажут родители. А раз так – то проще ничего не хотеть, чем снова и снова испытывать разочарование и бессилие.

Подросток рос в «тепличных» условиях

Несколько другая причина того, что девочка или юноша ничего не хочет, заключается в отсутствии препятствий как таковых. Чтобы к чему-то стремиться, прикладывать какие-то усилия для достижения поставленной цели, необходима определенная степень напряжения; несоответствие реальности желаемой картине (с реальной возможностью это изменить); противоречия, побуждающие бороться (но противоречия, опять же, реально разрешаемые).

30faa828f5c81434fae6b3137cc210c8.jpg

Однако если ребенку с детства преподносили все на блюдечке с серебряной каемочкой, то он не знает, каково это. Он в принципе не усвоил моделей поведения, предполагающих постановку целей и стремление к ним. Все в природе, вплоть до человеческой психики, работает по принципу максимального сбережения энергии. Дескать, зачем тратить силы, зачем испытывать напряжение, бороться с какими-то трудностями, если все и так будет хорошо? Если подросток живет комфортной приятной жизнью, если все его желания более-менее удовлетворяются, и его, по большому счету, все устраивает? Вот и получается, что ребенок, по сути, ничего не хочет. Ведь играть в компьютерные игры/смотреть сериалы/лежать и плевать в потолок гораздо проще, чем за что-то бороться.

Недостаток общения со сверстниками

Это общее название для целой группы возможных причин отсутствия мотивации у подростка. Дело в том, что в переходном возрасте главной активностью ребенка является именно общение со сверстниками. В это время он учится преподносить себя, находить свое место в коллективе, начинает проявлять недвусмысленный интерес к противоположному полу. И все это крайне важно для его гармоничного развития, для того, чтобы спустя несколько лет он смог стать полноценным, уверенным в себе взрослым человеком.

5da7d98889f17951c0f063648628f586.jpg

В это время для подростка действительно важно, того ли покроя на нем джинсы, что думает о нем авторитетный одноклассник/одноклассница, или достаточно ли стильная у него прическа. Вам это все может казаться ерундой, но для него это – по-настоящему серьезные проблемы. И ему важно и нужно «вариться» во всем этом, пробовать разные стили поведения, ошибаться, добиваться признания сверстников – словом, проводить с ними достаточно много времени, чтобы во всем разобраться.

Если же у него такой возможности нет (из-за кружков и репетиторов, из-за обязанности ухаживать за младшими сестрами/братьями или родительского «не трать время на шатания абы где абы с кем»), то он утрачивает доступ к важной части своей жизни. Другие подростки общаются, гуляют, встречаются, ссорятся, пусть даже дерутся – а он остается где-то в стороне, как будто и не живет вовсе. И никакие хорошие отметки или победы на выставках ему этого не заменят. Эта ситуация вызывает настолько большой разлад в душе ребенка, что он начинает относиться к жизни апатично и, в результате, ничего не хочет.

Сложное психологическое состояние

Это тоже достаточно общее название, за которым может скрываться многое. Важно помнить, что подросток – такой же живой человек, как и все остальные, и он вполне может испытывать сильный стресс, депрессию, переживать из-за каких-то проблем в личной жизни, и так далее. Причем это возможно даже в том случае, если со стороны кажется, что у него, как будто бы, ничего серьезного в жизни и не происходило.

cb71bff864e3d0a96f48f126eda47147.jpg

Кто-то тяжело переживает развод, кто-то – смерть любимой собаки, кто-то – разлад в отношениях с другом или проблемы с коллективом одноклассников в принципе. Распознать тяжелое состояние ребенка не всегда легко, но обычно оно включает в себя несколько из следующих симптомов:

  • Пессимизм или страх в отношении будущего.
  • Негативное восприятие себя, других людей или окружающего мира.
  • Мысли о смерти и размышления о том, что, возможно, без подростка мир был бы лучше (соответственно, узнать о таких мыслях можно из вскользь оброненных слов ребенка).
  • Отсутствие интереса даже к тому, что раньше вызывало у парня/девушки жгучий интерес.
  • Нежелание или даже страх перед общением.
  • Какие-либо изменения в режиме дня подростка: например, проблемы со сном, отсутствие аппетита (или, напротив, чрезмерная прожорливость).

Если ваш сын/дочь серьезно переживает из-за чего-то, находится в депрессии или состоянии сильного стресса, то, само собой, он/она ничего не хочет: все силы и без того уходят на этот кризис.

Роль стимулов в социальном успехе

Для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Это игра слов: «стимул» произошел от латинского слова, в буквальном переводе означающего острый металлический наконечник на шесте, используемый для управления крупным рогатым скотом, запряженным в повозку.

Этот «стимул» заставлял двигаться вперед, достигать определенных целей. В прошлом веке Эрих Фромм сформулировал концепцию мотивации, в которой выделил 4 вида стимулов: простые, сложные, внешние и внутренние. Каждый из этих стимулов мотивации уникален и заслуживает внимания. Если родители умеют правильно пользоваться этими принципами мотивации, то можно помочь подросткам добиться успехов.

Мифы

Не всему, что говорят о целях, можно верить. Разберёмся, что вымысел, а что правда.

Миф № 1. «Всего можно добиться и без целей»

Цель — это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.

Миф № 2. «Чтобы поставить цель, нужен повод»

Так уж устроен человек, что начало новой жизни он планирует на 1 января, 1 сентября или, на худой конец, ближайший понедельник. Всё это стереотипы. В эти периоды жизни и так достаточно хлопот, поэтому «красивые» даты не лучшее время для важных перемен. Не стоит ждать особого случая, сегодня — идеальный день для этого.

Миф № 3. «Всё придётся делать самому»

Цели — индивидуальное дело, но из этого не следует, что нельзя рассчитывать на помощь. Помогать тому, кто точно знает, куда идёт, гораздо приятнее, чем тому, кто живёт в сомнениях или без желания чего-то добиться. Учителя, друзья, родственники — все, кто есть в жизни подростка, — наверняка готовы помогать и поддерживать.

Возраст неопределенности

В 13–15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 17 660 раз.

Список желаний

Теперь, когда ты задумался о своих мечтах и ценностях, самое время составить список желаний: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.

Записывай все, что приходит в голову. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Не ограничивай и не останавливай себя! Потом мы придумаем, как превратить эти желания в цели.

Придумываем план по достижению цели

Для решения любой проблемы всегда есть три возможности — три входа и три выхода, три дороги, три способа. Это негласное правило жизни. Поэтому можно придумать и записать пути, способы достижения выбранной цели — хотя бы по одному в каждый столбик в нижней части листа. На эту работу дается не более пяти минут.

Теперь можно рассмотреть полученные результаты: какой способ достижения цели кажется наиболее привлекательным?

Для решения любой проблемы всегда есть три возможности — три входа и три выхода, три дороги, три способа.

На этом можно закончить работу и подвести итог, ответив на вопросы: какая цель является приоритетной? Насколько она значима? Как ее можно достичь? Чему научило вас это упражнение?

Можно продолжить и написать сказку, которая позволит лучше понять свои цели ребенку.

Приоритеты

У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что – безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

Целеполагание для младших школьников — карта желаний

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой. 

Затем попросите его ответить на следующие вопросы: 

  • Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
  • Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог. 
  • Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку. 

Понять, что цель — «та самая», несложно. Если разговор о ней заставляет взгляд ребёнка загореться — вы на правильном пути.

Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.

Пример карты желаний 

Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире. 

SMART-цели

Претворить мечты в жизнь можешь только ты сам. И вот тут-то и пригодится умение ставить цели.

Каждая цель должна соответствовать SMART-критериям, то есть быть: Specific — конкретной; Measurable — измеримой; Achievable — достижимой; Relevant — актуальной; Time-bound — со сроком выполнения.

Конкретная цель определенна, не сбивает с толку, путь к ней ясен. В формулировке всегда присутствует глагол действия (например, «плавать», «петь» или «играть»).

Измеримость цели определяется тем, чего именно ты хочешь достичь. Конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях. К примеру, «прочесть 20 книг к концу учебного года» или «пробежать 40 километров за месяц».

Если цель достижима, значит она тебе по силам.

Актуальные цели важны именно для тебя (соотносятся с твоими жизненными ценностями) и не вызывают негативных эмоций (стараясь их достичь, ты испытываешь положительные ощущения).

Цель должна иметь конкретные сроки (к семи вечера, к среде, до начала учебы, до дня рождения). Ограничение по времени поможет тебе не расслабляться.

К дискуссии!

Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер – одним словом, что он за человек.

Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать – к чему приведет тот или иной выбор.

Формируйте у подростка ценности, которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией – поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей – пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач – известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит – и себя.

Советы психологов

Опытные психологи рекомендуют не просто хвалить и подбадривать мальчика. Начните с того, что запишите на бумаге свои ошибки. Если вам сложно отказаться от советов своему ребенку, видоизменяйте их – преподносите совет в виде информации – где-то слышали, что-то прочитали. Прежде чем что-то сказать, произнесите фразу вслух и подумайте – как бы вы сами на нее отреагировали. Не пренебрегайте помощью психологов, специалист подскажет – как максимально быстро и легко изменить привычки, сформированные годами. Научите — как правильно поставить цель.

Что делать, если цель достигнута

Чтобы помочь человеку обрести новую жизнь, постарайтесь окружить его людьми со схожими интересами. Только в социуме мы гармонично развиваемся и формируемся как личность. Найдите спортивную школу или творческие курсы, курсы языка, конечно, учитывайте свои предпочтения. Важно всегда быть в процессе достижения цели. Когда нет цели в жизни, ничего не интересует, то человек поддается разочарованию. Мотивация на достижения заряжает энергией. Вот почему важно иметь цель в жизни.

Можно ли жить без цели – смотрите на видео.

Отслеживание прогресса

Обращай внимание на то, чего ты добился, а не на то, сколько еще осталось до исполнения желания. Отмечать успехи полезно для мотивации: когда ты видишь, чего уже достиг, тебе хочется и дальше двигаться вперед.

Если ты мечтаешь научиться играть на гитаре, фиксируй, сколько часов в неделю проводишь за занятиями. Если хочешь добрых отношений в семье, рисуй себе золотую звездочку каждый день, когда ни разу не поругался с мамой. Если твоя цель — улучшить свои результаты в спорте, веди дневник тренировок.

Прогресс должен быть хорошо заметен. Подойди к его оценке творчески (придумай что-нибудь веселое) и делай отметки почаще. Поднимаясь по «лестнице к цели», можешь закрашивать ступеньки в разные цвета, рисовать звездочки рядом с заданиями, которые выполнил, или писать «Молодец!» на полях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...