Перепады настроения

ВопросДобрый день Моей дочери 4года Живем с бабушкой и дедушкой уехали от мужа когда ребенку было 1г8 мес в семье постоянно были скандалы и нервное напряжение Дочь была на грудном вскармливании до 2 лет В детский сад мы не ходим но планируем сама она ест только блюда которые любит Например супы или

Причины перепадов настроения

Причины перепадов настроения

К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

  • особыми моментами возрастного развития – в эти периоды подавляющее большинство детей переживает тяжелые времена;
  • особенностями окружающей среды – резкая неприятная ребенку смена обстановки, отношений с важными ему людьми может тоже вызвать кризис.

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

Маленькие люди, большие чувства

Они маленькие. Они носят маленькую одежду, любят крошечные игрушки и имеют любимого мягкого друга, который как раз подходит для объятий. Но их чувства велики. У дошкольников в возрасте 2-5 лет могут быть эмоции, требующие внимания, проверки и разрешения. Они интенсивные, запутанные и удивительно сложные. Они плачут, а потом вдруг улыбаются.

Слияние смысла с чувствительностью

Детский психолог Бруно Беттельхайм считал, что эмоциональное развитие начинается с рождения. Это неудивительно для родителя, отчаянно пытающегося успокоить вопящего, сердитого, краснолицего новорожденного. Но до 2-х лет эмоции ребенка проще и в основном представляют собой реакцию на окружающую среду или на то, как он себя чувствует.

«Они счастливы. Они злятся», — говорит Роберт Пианта, доктор философии, доцент педагогического факультета Школы карри Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле и содиректор долгосрочного исследования социальных и психологических проблем академических потребностей детей младшего возраста.

Красное лицо и вопли

Невозможно полагаться на вербальные реплики, чтобы определить, счастлив или сердит новорожденный, поскольку у ребенка нет способности разговаривать. Таким образом, необходимы другие признаки.

«Младенец должен сигнализировать, находится ли он в состоянии равновесия и удовольствия или в состоянии дисбаланса. Вот что делают бинарные простые эмоции», — говорит доктор Пианта.

Красное лицо и вопли, или Как понять эмоциональное состояние вашего ребенка. Красное лицо и вопли, или Как понять эмоциональное состояние ваш

Красное лицо и вопли, или Как понять эмоциональное состояние вашего ребенка

Отсюда и красное лицо, и вопли. Конечно, безостановочный плач, кажется, говорит о том, что вы никогда не будете спать спокойно. Но он выполняет ценную функцию, напоминая вам о необходимости:

  • переодеть,
  • покормить,
  • утешить своего ребенка.

Взбодритесь! Плач, в конце концов, уступает сомнительному улучшению: нытью.

Когда ребенок растет, его диапазон эмоций и то, как он выражает эти эмоции, также развивается. На самом деле эмоциональное развитие ребенка во многом похоже на физическое и психическое: все более сложное развитие навыков, основанных друг на друге.

Эмоциональное созревание маленького ребенка происходит постепенно

Первые три этапа происходят до первого дня рождения, касаются опыта ребенка и реакции на мир. Во-первых, как ребенок организует и ищет новые ощущения. Второй этап происходит, когда ребенок увлекается миром. Используя этот вновь возникший интерес, третий шаг происходит, когда ребенок начинает вступать в эмоциональный диалог со своими родителями. Он улыбается им и, в свою очередь, обнаруживает, что его улыбки или крики протеста заставляют его родителей реагировать.

Примерно через год это взаимодействие идет еще дальше, обозначая четвертую веху. Малыш узнает, что маленькие кусочки чувств и поведения связаны с более крупным и сложным паттерном. Например, теперь он знает, что его муки голода можно ослабить, подведя маму к холодильнику и указав на еду. Он также начинает понимать, что и вещи, и люди имеют функции в его мире.

Читайте также:

Лучшее воспитание начинается с самосовершенствования родителей

Пять мифов о воспитании детей

От инвалидного кресла малыша избавил… хромой утенок

Метеочувствительность и хронические заболевания

Родители, чьи дети страдают хроническими заболеваниями, наверняка замечали: если матушка-природа злится, обрушивая на нас проливной дождь или резко меняя погоду за окном, дети плохо себя чувствуют, но стоит выглянуть солнышку, и все болезни куда-то исчезают.

В период осенне-весенних перепадов погоды обостряются хронические болезни органов пищеварения (гастриты, панкреатиты, дискинезия желчевыводящих путей). Заболевания сердечно-сосудистой и вегетососудистой систем могут проявить себя в моменты перепадов атмосферного давления, температуры воздуха, а также при сильном ветре. Суточные скачки температуры отражаются на внутричерепном давлении.

При перепадах давления, высокой влажности страдают дети со слабой дыхательной системой. У некоторых из них это проявляется лишь небольшой вялостью, у других наблюдаются бледность кожных покровов, свистящее дыхание, холодный пот, кашель и одышка. У детей с бронхиальной астмой возможны приступы удушья. Влажность и низкая температура опасны для детей с заболеваниями мочеполовой системы.

Причины перепадов настроения

Неустойчивый психоэмоциональный фон наблюдается в любом возрасте как у мужчин, так и у женщин. Официально симптом называется аффективным, в более тяжёлом проявлении — биполярным. Нарушения можно обнаружить по внешним признакам:

  • повышенная эмоциональность;
  • беспричинное раздражение и злость;
  • высокая возбудимость и чувствительность к разным событиям;
  • неадекватная реакция на происходящее;
  • внезапный смех или слёзы;
  • расстройства сна, бессонница;
  • невозможность сосредоточиться, гиперактивность;
  • беспорядочное течение мыслей. 

Колебания настроения могут возникнуть как самостоятельный симптом, провоцирующий развитие болезней, так и стать следствием серьёзного заболевания. Причины психоэмоциональной нестабильности:

  • индивидуальные особенности темперамента человека;
  • неврологические расстройства, психические отклонения;
  • нарушения гормонального фона и обмена веществ в организме;
  • травмирования, воздействие наркоза при операции;
  • нервные истощения, частые стрессы;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • период полового созревания у подростков;
  • экзамены у школьников;
  • менструация и менопауза у женщин;
  • период беременности и лактации;
  • возрастные дегенерации у пожилых людей;
  • колебания нейромедиаторов в организме;
  • повреждения головного мозга и нервных клеток;
  • генетическая предрасположенность;
  • эндокринные патологии;
  • ненормированный рабочий график;
  • переутомление, хроническая усталость;
  • тяжёлый физический труд;
  • метеочувствительность;
  • проблемы со здоровьем;
  • ссоры в семье и на работе. 

Что такое утомляемость

Утомляемость практически всегда ощущается и взрослымчеловеком, и ребенком одинаково. Она может быть разной степени выраженности, илюди описывают ее по-разному. Одни называют ее слабостью, другие усталостью,третьи разбитостью или сонливостью. В любом случае присутствует ощущение общегонедомогания, которое в медицине называют астенией.

При ее возникновении родители могут замечать ухудшениенастроения ребенка, внезапное снижение его физической активности, стремлениебольше полежать на кровати и отдохнуть, нежелание делать домашнее задание илизаниматься другим умственным трудом, рассеянность. Нередко к этомуприсоединяются нарушения сна, в результате чего ребенок становится вялым,раздражительным, отстает в учебе, а у детей младшего возраста замедляетсяпроцесс приобретения новых навыков.

Уставший мальчик делает уроки

Слабость может поразить ребенка любого возраста, какгрудничка, так и подростка. При этом она может быть вызвана как естественнымипричинами, не представляющими повода для беспокойства, но иногда требующимикоррекции образа жизни, так и патологическими. Последние нуждаются в особомвнимании и своевременном медицинском вмешательстве, так как заболевания,вызывающие утомляемость и сонливость, склонны прогрессировать, ухудшаясамочувствие ребенка и оказывая выраженное влияние на его развитие.

Вопрос

Добрый день. Моей дочери 4года. Живем с бабушкой и дедушкой, уехали от мужа, когда ребенку было 1г8 мес, в семье постоянно были скандалы и нервное напряжение. Дочь была на грудном вскармливании до 2 лет. В детский сад мы не ходим, но планируем, сама она ест только блюда, которые любит. Например, супы или молочные продукты ест только, если кормят взрослые. Одевается и раздевается тоже сама крайне редко. Спим мы с ней вместе до сих пор, и одна она не засыпает. Дочь часто просит, чтобы я не ходила на работу, и побыла с ней. Я работаю в будни, дома бываю в 19-20 часов. Выходные мы проводим вместе. Когда я прихожу домой, она очень часто начинает капризничать, хотя до моего появления, настроение было хорошим. Также она очень злится с недавнего времени, когда ее называют полным именем, и говорит:» Я не Полина!»даже незнакомым людям, просит называть Полей. Также часто говорит, что она не человек, а животное, у нее не руки, а лапки и т. п. Из-за этого могут быть слезы и злость. Она любит животных и очень ими интересуется, но меня это иногда пугает.

По непонятной причине, может резко менять настроение, и плакать,если разозлится, может говорить, что она плохая, и пытаться себя ударить. Хотя мы никогда не говорим, что она плохая и не наказываем физически… Либо пойти в свою комнату, и начинает ругать куклу, повторяя мои слова…

Я понимаю, что ребенок избалованный, окружен только взрослым и повышенным внимаем, хочу постепенно научить ее есть самостоятельно, одеваться, сдерживать гнев, но не знаю, в какой последовательности, и как правильно это сделать, чтобы не травмировать.

Возможно, в детском саду она быстрее научится самостоятельности…

Сейчас есть мужчина, который хочет быть с нами, и быть отцом дочери (с родным она не общается, хотя я не против этого, он живет в другом городе). Ребенок крайне осторожно относится к новому человеку, к мужчинам, с женщинами ведет себя дружелюбно, и очень медленно идет с ним на контакт, иногда разрешает ему поиграть или почитать, иногда говорит, что не хочет, чтобы он приходил. Как быть- проводить втроем больше времени, либо наоборот постепенно и сближать их?

Заранее спасибо.

Спрашивает: Шейкина Ульяна Борисовна

2. Страхи

Если вдруг, неожиданно начал бояться, расспросите, с чего это он взял, что страшно. Приведите в пример детей, которые не боятся. Ну и купите ночник со звездочками.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

Чего нельзя делать при частой смене настроения у детей?

Родителям нужно запомнить, что существуют определенные запрещенные воспитательные приемы. Их нельзя применять к детям, которые подвержены резкой перемене настроения.

  • Повышать голос на кроху.
  • Заставлять беспрекословно слушаться взрослых.
  • Постоянно делать замечания.
  • Потешаться над чадом.
  • Оскорблять, давить собственным авторитетом.
  • Заставлять подавлять эмоции в себе. Забудьте о фразах: «Замолчи сейчас же!», «Перестань плакать!», «Будь сдержанным».
  • Использовать постоянную критику, «ежовые рукавицы». Запреты сильно влияют на психику, заставляют детку постоянно бояться наказания за проступок.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

deti.mail.ru

Фото: lori.ru

Методы диагностики

Чтобы правильно диагностировать симптом, понадобится консультация психолога, психиатра, невролога. Врач проводит клиническую беседу с пациентом и его близкими, чтобы выявить причину нарушений. На осмотре специалист оценивает поведение, характер, мимику, манеру разговаривать, жесты и артикуляцию больного. Чаще всего применяют такие методы:

  • психофизиологические тесты для определения психического и физического напряжения;
  • проективные тесты (Роршарха, Розенцвейга, Эткинда и другие) для оценки эмоционального фона;
  • опросники (Айзенка, Бека) для выявления уровня самокритики и самооценки пациента. 

Узнать о всех возможных методах диагностики и пройти обследования можно в сети клиник ЦМРТ:

Гиперактивность

Гиперактивность

Сейчас нередким является такая особенность детей, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детей с таким синдромом называют гиперактивными. Для них характерны частая смена настроения, отсутствие усидчивости, невнимательность.

Выявить такую особенность родителям вполне под силу. Если, наблюдая за малышом в течение нескольких месяцев, вы замечаете, что он не может играть в спокойные тихие игры, не в силах сосредоточиться на чем-то одном, забывчив, много говорит, суетится, с трудом укладывается спать, обратитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать индивидуальный подход к вашему ребенку.

К какому врачу обратиться

Запишитесь на консультацию к неврологу. Если проблема в функционировании ЦНС, он поставит точный диагноз и назначит лечение. Если нет — направит к соответствующему узкому специалисту, например, к онкологу, эндокринологу, травматологу. 

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

Лечение перепадов настроения

Курс лечения обычно состоит из трёх этапов:

  1. Лекарственная терапия. Показаны антидепрессанты, нормотимики, антипсихотические препараты. 
  2. Психотерапия. Врач проводит индивидуальные или групповые занятия, в зависимости от состояния больного и выраженности симптоматики. 
  3. Реабилитация. Социальная адаптация после лечения, которая восстанавливает коммуникативные способности человека. 

Вы можете вылечить симптом в сети клиник ЦМРТ:

Как помочь ребенку, подверженному влиянию погоды?

Давайте рассмотрим несколько наиболее типичных вариантов.
1. Ребенок слабый, безразличный ко всему, раздражительный, быстро устает. Слезы на глазах появляются без повода, он жалуется на головную боль. Случается беспричинная тошнота, или же его укачивает в транспорте. Снижена физическая и умственная работоспособность. Если присмотреться, можно увидеть на лбу и височной области ребенка отчетливый рисунок из расширенных мелких вен.

Перепады погоды влияют на сосуды головного мозга, то расширяя, то сужая их, что приводит к нарушениям выработки и всасывания спинномозговой жидкости. Врачи называют это состояние гипертензионным синдромом.

Как помочь:
— Нормализуйте питьевой режим согласно возрастным нормам.
— Давайте ребенку отвар хвоща полевого, чтобы отрегулировать выведение лишней жидкости из организма.
— Включите в рацион ребенка орехи и курагу.
2. При смене погоды ребенок вялый, у него болит, кружится голова. Вечером его тяжело уложить, а утром – разбудить. Он быстро устает, невнимателен, капризен, большую часть времени ходит за мамой хвостом. В больничной карточке ему запишут диагноз «церебрастенический синдром», взрослые же называют это состояние сезонной депрессией.

Как помочь:
— Отложите на время интеллектуальные игры и занятия. Больше гуляйте, разговаривайте с ребенком, читайте ему увлекательные рассказы.
— Ежедневно давайте ребенку 3–4 капли 10%-ного раствора витамина Е и 30–40 мг витамина С. Разнообразьте рацион ребенка продуктами, богатыми природным витамином Е, такими как яйца, злаковые, листовая зелень и растительное масло.

3. Ребенок чрезмерно подвижен (бегает по квартире, разбрасывает игрушки и вещи), импульсивен, подвержен частым сменам настроения, отмечается дефицит внимания (рассеян, нетерпелив, вмешивается в разговоры взрослых, перебивает сверстников). Вечером его тяжело уложить, он плохо спит и часто просыпается ночью, вспыльчив и даже проявляет агрессию.

Нарушения в процессе возбуждения и торможения, как правило, наблюдаются в межсезонье. У одного ребенка такое состояние продлится один-два дня, а у другого затянется на всю осень. В любом случае следует обратиться за консультацией к неврологу.

Как помочь:
— Соблюдайте режим дня: детскому организму нужен четкий график сна и бодрствования, учебы и отдыха. Утром вставайте пораньше, обязательно укладывайте ребенка спать днем. Если малыш не просыпается сам – будите.
— Исключите раздражители (выключите телевизор, компьютер, музыку и радио).
— Вечерами расслабляйте ребенка в теплой ванне с успокаивающими травами.
— Поддерживайте эмоционально теплую, комфортную обстановку в семье.
— Приготовьте отвар из трав (по 1 чайной ложке корня валерианы, шалфея и зверобоя залейте двумя стаканами кипятка и дайте настоятся в термосе около получаса) и давайте по 1 столовой ложке три раза в день между приемами пищи.

4. Некоторые родители отмечают, что в межсезонье у ребенка наблюдается бессонница. Чуть свет он на ногах, днем и вечером не уложишь. Накопившаяся усталость приводит к капризам и раздражительности.

Как помочь:
— Создайте условия для сна: температуру воздуха в детской 18–20°С (не больше!) и влажность 50–60%. Подберите пижаму из легкой ткани, укройте малыша тонким одеялом.
— Кормите ребенка ужином не позднее чем за два часа до сна. В рационе должны быть фрукты и овощи, на ужин – только легкая пища. Чай, какао и шоколад допустимы только в утренние часы – именно эти продукты способствуют возбуждению психики.
— Перед сном в качестве успокаивающего средства дайте малышу теплого молока.
— Ежедневные вечерние ритуалы – чтение сказки, включение ночника, поцелуи, объятия и пожелания хороших снов – успокоят ребенка, настроят на спокойный сон.

Если метеочувствительность ребенка подтвердил лечащий врач, примите меры: в периоды ремиссии занимайтесь профилактикой, чтобы ускорить адаптацию крохи к перепадам погоды. Расспросите доктора о правилах закаливания организма: закаленные дети менее болезненны, более развиты и психологически устойчивы.

Проводите максимально много времени на свежем воздухе, ведите активный образ жизни, посещайте спортивные секции, делайте ежедневную зарядку и соблюдайте распорядок дня. Надеемся, что эти советы помогут родителям справиться с проблемами межсезонья. Удачи и терпения вам во всех начинаниях!

Профилактика перепадов настроения

  • Организуйте здоровый режим дня, график сна и отдыха, питания и физических нагрузок. 
  • Поддерживайте доверительные отношения со своими близкими. 
  • Избегайте стрессовых ситуаций, меньше реагируйте на печальные события. 
  • Откажитесь от вредных привычек, ведите активный образ жизни. 

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *