Дошкольники витают в облаках, а подростки открыто игнорируют
Когда нужно беспокоится
В речевом развитие есть период, когда ребенок повторяет слова и фразы по много раз. Он как бы играет со словами и звуками. В норме это до 3-х — 4-х лет.
Если ребенок может повторять одну и ту же фразу, когда он в эмоциональном возбуждении, как бы успокаивая себя.
Часто это наблюдается у детей с различными задержками или нарушениями в развитии, механические повторения услышанных фраз: эхололии.
В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту стадию речевого развития проходят почти все дети в возрасте до 2 лет.
К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия в их речи практически отсутствует.
Психологи выделяют две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.
Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.
Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов. Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова, это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.
Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания, слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.
Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии.
В каких случаях эхолалия затрудняет общение:
- Когда она мешает усвоению новых учебных навыков.
- Когда она мешает общению.
- Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции.
У детей старше четырех лет эхолалия уже не является нормой и нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.
Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи:
- повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
- неврологические и психические патологии;
- умственная отсталость;
- проявление аутизма и шизофрении;
- синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
- имбецильность (олигофрения);
- опухоль головного мозга;
- дислексия;
- дисфазия.
О заболевании
Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.
Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.
Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.
Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.
Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.
Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.
Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.
к содержанию ↑
Немедленная эхолалия
Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.
Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений – а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.
Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: “Что ты хочешь, грушу или апельсин?” И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: “Апельсин”. Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.
Повторенье — мать ученья
Ты, конечно, знаешь, что от природы карапузы невероятно любопытны. Именно благодаря этому качеству они прекрасные ученики: детишки сами прилежно составляют себе «учебный план» на день и следуют ему, не ленясь. А теперь вспомни собственные уроки в школе: как можно выучить заданное по литературе стихотворение и освоить сложный параграф в учебнике? Конечно, прочитать его вслух и повторить это несколько раз! Только так материал отложится в голове.
У детского мозга свой путь развития

Хотя поведение детей иной раз может показаться странным, нужно помнить один главный принцип всех опытных педагогов. Он звучит так: «Доверяйте своим детям». Однако легче сказать, чем сделать. Мозг взрослых и детей работает по-разному – и во время пандемии все осознали это, как никогда, остро. Родители стали проводить с малышами больше времени, наблюдать за ними. Так начали вскрываться их «странности», одной из которых является эффект «навязчивых состояний».

Меган Фицджеральд — педагог-психолог с 18-летним стажем, разработчик учебной программы и руководитель школы развития. Она очень подробно описала эту схему в своей книге и теперь помогает семьям по всему миру лучше узнавать своих детей, взаимодействовать с ними.
Для детей неопределенность и беспорядок в мыслях губительны. Им нужна система, им необходимо повторять движения и опыт, чтобы упорядочить их в голове. Повторяющиеся движения призваны укреплять их мозг. По сути, именно так работает раннее обучение. Для нас, вооруженных только эффективным умом взрослого, может быть легко пропустить очевидное – эти повторения дают мультисенсорное обучение и развитие. Оно происходит, когда дети повторяют, повторяют и повторяют одни и те же простые шаблоны в течение дня.
Классификация патологии
В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.
Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.
Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.
Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:
- Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
- Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
- Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.
Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.
Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.
Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:
- Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.Систематизация информации, которую ребенок получил за день.
Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.
Что такое сказкотерапия для детей? Читайте об этом здесь.
к содержанию ↑
Родной язык как иностранный
Именно этим и занимается твое чадо, когда задает один и тот же вопрос. Да, иногда твой ответ он уже не слушает, ведь малыш практикуется в грамматике и фонетике! Для карапуза все внове. Представь, как ему сложно удержать в голове столько информации! Ребенок учится одновременно правильно шевелить языком, подбирать верные слова и расставлять их в нужном порядке, заботиться о вопросительной интонации… Все равно что пробовать говорить на иностранном языке! Поэтому не обижайся на него, когда он слушает тебя вполуха: сейчас он упорно трудится над развитием речи!
Читай также: Топ-10 лучших мультсериалов для изучения английского языка
Как правильно отвечать на детские вопросы
Врачи утверждают, что мама в ответ на повторяющееся любопытство малыша может дать ему больше информации, чем он просит. По-простому это звучит так. Когда тоддлер показывает тебе на поварешку и спрашивает, что это такое, то сначала ты можешь просто назвать ему этот предмет. Если же интерес не угасает, расскажи, что этой длинной ложкой ты наливаешь крохе в чашку сладкий компот, а в тарелку вкусный суп с фрикадельками. Спроси, может ли твое чадо выговорить слово «поварешка»? Заодно расскажи, что оно произошло от слова «повар» и доверь малышу какое-нибудь простое дело на кухне. Так тоддлер будет учиться незаметно и с огромным удовольствием!
Посмотри на меня, мама!
Порой малышу просто нужно твое внимание. Ребенок спрашивает почему много раз подряд? Так он просит тебя оставить твои дела и заняться исключительно им.
Почитай книжку или поиграй с ним в магазин: так ты остановишь поток вопросов! Кстати, со временем детки спрашивают одно и то же все реже и реже, а к школе и вовсе оставляют эту привычку. И если твой семилетка задает вопрос «почему» часто, как и раньше, это повод поговорить с психологом.
Читай также: Как распознать опасные состояния у ребенка и правильно оказать первую помощь
Поэтому будь для своего маленького упрямца самой терпеливой учительницей, повторяй ему один и тот же урок много раз и никогда не ставь плохие оценки. А вечером, когда ученик наконец сладко заснет, дай себе заслуженный отдых!
Фото: depositphotos
Причины развития
Главная причина эхолалии — это растормаживание подражательного рефлекса.
Это происходит при функциональных или органических поражениях определенных долей мозга. В лобной доле происходит гипервозбуждение нейронов и нарушается баланс между торможением и возбуждением.
Провоцирующими факторами для появления болезни являются определенные психические отклонения:
- аутизм;
- шизофрения;
- синдром Ретта;
- болезнь Пика;
- энцефалопатия;
- олигофрения;
- новообразования в мозге;
- травмы головы;
- нейроинфекции (менингит, энцефалит).
Нередко эхолалия сочетается с дислексией и дисфазией. Ребенок не может овладеть навыками письма и чтения, при этом его интеллектуальное развитие может быть нормальным.
Нарушение формирования речевых навыков может возникнуть вследствие следующих факторов:
- Тяжелая беременность, когда нарушается формирование мозговых структур.
- Родовые травмы, при которых повреждается головной мозг.
- Гипоксия плода.
- Прием лекарств, алкоголя и наркотиков при беременности.
к содержанию ↑
Как правильно вести себя с ребенком
Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:
- Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
- Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
- Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
- Проявлять понимание и терпение.
- Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
- Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
- Стараться вникнуть в суть сказанного.
- Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
- Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
- Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.
Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.
Диагностика
Если родители заметили у детей признаки эхолалии после 3 лет, то следует немедленно обратиться к специалисту.
На начальном этапе патология поддается коррекции.
Для детского психиатра и невролога постановка диагноза не представляет трудностей. Врачу достаточно поговорить с ребенком, провести ряд специфических тестов. Для выявления причин заболевания назначают инструментальные исследования:
- электроэнцефаллограмма. Она обнаруживает очаги возбуждения в мозге;
- МРТ мозга. Диагностирует опухоли, кисты, нарушение мозгового кровообращения, повышение внутричерепного давления.
Также следует получить консультацию отоларинголога, чтобы исключить эхолалию, развившуюся вследствие тугоухости.
Осмотр логопеда необходим для обнаружения дислексии и других речевых расстройств.
ДНК-исследование требуется, если есть подозрения на генетические заболевания (синдром Ретта и синдром Туретта). Если обнаруживаются мутированные гены, то излечить пациента невозможно.
к содержанию ↑