Если ощущение, что на тебя все смотрят, преследует, стоит обратить на него внимание и разобраться в причинах.
Презрение и презирать: что это такое
Презирать можно что угодно: отдельные качества личности, людей, явления, предметы, поступки, мысли, эмоции. Например, можно презирать смерть, опасность, гордыню, социальные нормы и правила, прочее. Для того чтобы определить значение слов «презирать» и «презрение», мы проанализировали толкования в разных словарях: Ефремовой, Даля, Ушакова. Давайте рассмотрим подробнее.
Значение слова «презирать»
В словаре Ефремовой понятие имеет два значения. Презирать – это:
- относиться к кому-то или чему-то с презрением, то есть считать недостойным уважения;
- отрицать, обесценивать, пренебрегать чем-либо или кем-либо, то есть лишать внимания.
Что значит «презирать» по словарю Даля: пренебрегать чем-либо или кем-либо. Считать ничтожным, малым, недостойным внимания и уважения.
Аналогичное значение термина раскрыто в словаре Ушакова. Пренебрегать – значит отвергать (отрицать), считать недостойным внимания и уважения, ничего незначащим. Чаще всего используется в таких словосочетания: презирать трусов, клевету, себя за слабости. Еще одно значение по словарю Ушакова – не бояться (не признавать). Например, презирать опасность (не бояться опасности).
«Презирать» в значении «считать недостойным внимания» признано устаревшим. Современных значений два: пренебрегать (отказываться, отрицать) и считать что-то ничтожным, относиться без уважения. Однако иногда слово употребляют во всех трех значениях.
Слова, похожие на термин «презирать»: ни во что не ставить, смотреть свысока, принижать, унижать, обесценивать, игнорировать, пренебрегать, не замечать.
Значение слова «презрение»
В словаре Ефремовой слово имеет три значения. Презрение – это:
- процесс действия, аналогичный по значению слову «презирать»;
- высшая степень неуважения, пренебрежения к чему-либо, кому-либо;
- безразличие к чему-либо или кому-либо, пренебрежительное отношение.
В словаре Даля нет слова «презрение», поэтому мы воспользовались словарем Ожегова. Там под этим подразумевается крайне неуважительное, пренебрежительное отношение к чему-либо или кому-либо.
В словаре Ушакова под презрением понимают негативное чувство, отношение к кому-то или чему-то как глубоко недостойному, подлому, ничтожному, аморальному. Это негативное отношение к кому-то или чему-то, которое базируется на признании объекта презрения как недостойного внимания, уважительного отношения. Объект презрения недостоин, чтобы его боялись, уважали, принимали, считались с его мнением. Используется в следующем значении: испытывать чувства презрения к кому-то (чему-то), относиться с презрением к кому-то (чему-то).
Что значит презирать человека
Презирать человека – это значит считать кого-то недостойным уважения, относиться к нему пренебрежительно, не считаться с его мнением. Относиться к кому-то с презрением – значит относиться с отвращением. Это негативное чувство, которое основано на высокомерии, осуждении, ненависти, гордыни. Очень часто пренебрежительное отношение сочетается с пожеланием зла другому человеку.
Как правило, человека презирают за что-то. Чаще всего за отдельные черты характера, поступки или мысли. Но иногда поводом для презрения становится внешность или социальный статус. Например, многие презирают людей без определенного места жительства или людей с зависимостями, людей с низким уровнем достатка.
Пол Экман: с чего все началось?
Для начала обратимся к исследованиям выдающегося ученого Пола Экмана, который занимается эмоциями уже не один десяток лет и именно ему в первую очередь мы должны быть благодарны за доказательство существования базовых эмоций, т.е. эмоций, которые одинаково проявляются у представителей различных культур, проживающих на разных континентах. Всего он определил семь базовых эмоций: удивление, радость, гнев, печаль, страх, отвращение и презрение. Но список данных эмоций не всегда был таким, как мы видим его сейчас. Изначально Пол Экман определил только шесть базовых эмоций, и как раз эмоция презрения в этом списке отсутствовала, но позднее он добавил ее к базовым и на то были свои основания. Эмоция презрения – единственная эмоция, которую могут испытывать только люди по отношению друг к другу. Все остальные эмоции могут испытывать как люди, так и многие животные, но у животных презрения нет. Однако, со временем развития человека и общества в целом, эмоция презрения стала неотъемлемой частью нашей жизни и стала столь же универсальной, так что Пол Экман добавил ее к списку остальных базовых эмоций, которые есть у каждого человека.
Постоянное презрение, убивающее отношения
Всем нам, так или иначе, приходилось сталкиваться с презрением. Возможно, это было в детстве, когда кто-то не понимал наши рисунки. Вместо этого люди критиковали или высмеивали их. Быть может, кто-то из наших родителей унижал наши поступки, слова или желания.
Вполне вероятно, что такая привычка была у нашего партнера, с которым мы состояли в отношениях. К примеру, он гримасничал в ответ на любой комментарий с нашей стороны. Или критиковал наши вкусы, пренебрегал мнением и приуменьшал значение всего, что мы сделали или не сделали.
Неслучайно психолог и признанный эксперт в области отношений Джон Готтман спустя 40 лет исследований заявил, что презрение, несомненно, является одной из главных причин расставания пар.
Давайте рассмотрим более детально, чем чаще всего определяется акт презрения.
- Презрения является противоположностью сострадания.
- В то время как сострадание – это способность человека быть открытым для других людей и проникаться их реальностью и потребностями, презрение выполняет обратные функции. Так, сначала мы выстраиваем стену, а затем взбираемся на нее, чтобы оттуда дискредитировать и унижать окружающих.
- Дети, которые растут в условиях вечного презрения и унижений, более склонны к развитию низкой самооценки, вины, стыда, стресса и тревожных расстройств.
- У людей, презирающие других, есть определенные общие черты. Они не терпят чужих мнений и не желают иметь дела с чужими потребностями или вообще о них знать. Кроме того, у них есть определенные трудности с общением.
- Их переполняет гнев и разочарование. Поэтому с помощью презрения они проецируют на других свои негативные эмоции и личную неудовлетворенность.
Морфология
Что такое презрение? Это слово, состоящее из следующих элементов:
- Корня «зрен».
- Приставки «пре».
- Окончания «ие».
Приставка придает слову лексическую окраску. Для того чтобы в этом убедиться, стоит сравнить смысл таких слов, как подозрение, обозрение, презрение, воззрение. Перечисленные лексические единицы имеют общий корень, но различные приставки. Префикс – значимая часть слова, изменяющая или дополняющая его смысл. Приставка «пре» может придавать оттенок возвышенности или повышения качества действия. Она в некоторых случаях близка по значению префиксу «через».
Что такое презрение? Это одна из разновидностей ненависти. Слово, обозначающее эту эмоцию, образовано с помощью добавления приставки, синонимичной префиксу «через». То есть презрение – это способность смотреть через или сквозь что-либо. Однако в текстах это слово встречается в несколько ином значении. Дело в том, что смысл той или иной лексической единицы в процессе развития языка претерпевает существенные изменения.
Например: «Он с презрением смотрел на других участников состязания». В этом предложении речь идет о человеке, который считал ничтожными способности своих противников. На вопрос о том, что такое презрение, следовательно, можно ответить так: мнение о ком-либо или о чем-либо как об объекте, недостойном внимания.

Верные акценты
Но ведь иногда ты точно чувствуешь и даже видишь: люди тебя разглядывают. Хотя в твоем облике нет ничего кричащего или вызывающего. Ну, разве что нос длинноват. Или прыщ вскочил на самом заметном месте. Так и есть: на тебя и твои недостатки действительно обращает внимание большинство окружающих. Но прежде всего потому, что сама своим поведением притягиваешь их взгляды.
«Желание скрыть минусы рождает так называемые поведенческие моменты, которые и провоцируют заинтересованные взгляды людей. Например, вместо того, чтобы спокойно зайти в комнату и начать беседу, кто-то протискивается бочком и садится на край стула. Другой, желая скрыть свой длинный нос или второй подбородок, постоянно прикасается к ним руками. Окружающие, возможно, и не понимают, что именно не так с человеком, но его странное поведение привлекает их внимание, они начинают рассматривать его, пытаясь понять, в чем проблема», – объясняет психолог Маргарита Заворотняя.
По словам Елены Виноградовой, не стоит зацикливаться на внутренних переживаниях – лучше переключить внимание на мир другого человека, его интересы, внешний вид, подумать о словах, которые он мог бы сказать: «Важно просто напоминать себе, зачем находишься рядом с этими людьми. Что хочешь сделать или получить от них?» И в чем бы ни заключалась именно твоя проблема, запомни самое главное: долго человек смотрит только на то, что ему приятно. От некрасивого, отвратительного все моментально отводят глаза. Так что даже если чудится – тебя разглядывают, мысленно критикуя недостатки, – более вероятно, что на самом деле просто любуются.
ТЕКСТ: Екатерина Бабкова
Научные эксперименты
— Мистическое объяснение этого явления такое: мы чувствуем потоки энергии, которые идут от взгляда других людей, — говорит психолог-психотерапевт Денис Кожевников. — Но я, как человек науки, не совсем верю в такую версию. Пока нет научно подтверждённых и обоснованных фактов, верить можно во что угодно.
Учёные пытаются разгадать это явление и проводят эксперименты. Результаты впечатляют.
Денис Кожевников рассказал, как участвовал в одном из таких исследований. Оно проводилось с использованием электроэнцефалограммы (ЭЭГ). К системе ЭЭГ подключили пару — мужчину и женщину. Исследование показало, что, когда мужчина смотрел на фото женщины, в коре его головного мозга определённым образом выстраивались когерентные (то есть согласованные) связи электрических сигналов. В этот момент у женщины в головном мозге тоже выстраивались когерентные связи с совпадением в 70%. Когда участники менялись ролями, ситуация повторялась.
— Этот факт зарегистрирован, но объяснения этому явлению у нас пока нет, — говорит Денис Кожевников. — Мы периодически проводим такие исследования. И совпадения когерентных связей всегда подтверждаются.
По словам эксперта, самое простое объяснение того, почему мы чувствуем чужой взгляд, такое. Когда человек идёт по улице (едет в транспорте и т.д.), он никогда не смотрит в одну точку перед собой. Мы постоянно смотрим на всё, что нас окружает. Чтобы мы совершили следующий шаг, наш мозг просчитывает множество операций — мы этого даже не осознаём, это происходит автоматически. Мы обращаем внимание на тени, которые нас окружают, на звуки, цвета, свет.
— Например, вы идёте, а за вами следует человек, от которого падает тень. Включается инстинкт самозащиты. Я вижу эту тень и оборачиваюсь, чтобы узнать, кто там смотрит на меня. В момент, пока я оборачиваюсь, человек, который идёт позади, инстинктивно будет смотреть мне в глаза, — объясняет Денис Кожевников. — Для него я выступаю как неожиданное препятствие, и ему нужно обратить на это внимание. Таким образом я провоцирую, чтобы он на меня посмотрел.
По словам психотерапевта, «чувствование» чьего-то взгляда в транспорте тоже объяснить достаточно просто. Взгляд, направленный в вашу сторону, уже фиксируется вами вне сознательного поля зрения. В метро много отражений, много других людей, которые смотрят на ситуацию. Человек в своём сознании не обращает внимания на мелкие детали, но бессознательные процессы фиксируют все эти изменения в окружающей среде. Поэтому создаётся иллюзия: на меня кто-то смотрит, я это понимаю, поворачиваюсь — и действительно смотрят.
Что такое контакт глаз?
Обычно под контактом глаз понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На развитие контакта глаз влияет множество факторов: пол, возраст, личностные особенности, степень знакомства партнеров, система отношений между ними, ситуация общения и др.
Контакт глаз является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Известно, что ребенок уже с 5-7 недель сосредоточивается на материнском взгляде и вскоре активно начинает требовать зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Есть основания полагать, что особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит позитивного контакта, становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность в общении.
Психотерапевты, ведущие тренинговые группы, часто сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза другого, избегают контакта глаз. Одна из причин этого заключается в следующем: человек опасается, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возможно агрессивные, поэтому он «запрещает» себе смотреть в глаза другому.
В качестве критериев анализа контакта глаз рассматриваются:
- пространственные характеристики — прямой взгляд (интерес, уважение, открытая позиция, уверенность, готовность к контакту); взгляд, направленный вдаль (задумчивость, сосредоточенность, сомнение, колебание); взгляд, направленный «сквозь партнера» (подчеркнутое неуважение, возможная агрессивная реакция); взгляд, направленный мимо партнера (эгоцентризм, нацеленность на себя); взгляд «сбоку» (скепсис, цинизм, недоверие, озабоченность); взгляд снизу, «исподлобья» (агрессивность, доходящая до готовности к нападению или защите; при наклоненной голове и напряженной согнутой спине — подчиненность, покорность); взгляд сверху вниз (чувство превосходства, гордость, высокомерие, презрение); твердый взгляд (уверенность в себе); жесткий взгляд (скрытность, агрессивность, иногда бесцеремонность, недоверие);
- степень интенсивности свидетельствует о выраженности интереса к партнеру (пристальный взгляд, бросить взгляд, скользнуть взглядом);
- временные параметры смотрения друг на друга (частота контакта, длительность контакта).
Более всего изучен контакт глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора. Установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск и сообщая собеседнику, что готов слушать.
Причины презрительного отношения
Почему некоторые люди презирают других? Потому что боятся (как бы странно это не звучало, учитывая одно из значений слова). В том, кого презирают, они видят что-то похожее на себя или то, что они уже смогли преодолеть, но боятся вернуться, или то, с чем они не сталкивались, но очень боятся столкнуться. Например, некоторые похудевшие люди начинают ненавидеть полных. Почему? Потому что боятся сами снова стать такими. Почему богатые люди презирают бедных? Потому что сами боятся потерять статус, состояние. Почему кто-то презирает других за лень? Потому что подсознательно понимает, что и в нем живет это.
Что такое презрение на самом деле, или что за ним скрывается:
- страх стать таким же, кого презирают;
- внутренние запреты (человек презирает тех, кто не запрещает себе делать то, что ему хочется);
- презрение к самому себе, обида на себя;
- непринятие себя и нелюбовь к себе;
- высокомерие, чувство собственного превосходства, гордыня, эгоизм и эгоцентризм;
- нарциссизм и психопатии (это клинический случай, с этой проблемой нужно идти к психиатру).
Причины презрительного отношения всегда заложены в том, кто презирает. Как правило, это люди с заниженной самооценкой, комплексами и внутренними противоречиями. Они привыкли чувствовать себя ненужными, защищаться. Выбрали тактику «лучшая защита – это нападение».
Презрение – черта незрелой личности. Это детская реакция. Впервые ее осваивают дети в 4–7 лет, максимальное выражение она находит в подростковые годы. По мере взросления личности презрение уходит из жизни человека. Но если взросления не произошло, то примитивная реакция оппозиции остается. Возмущение, жизнь на эмоциях, неспособность мыслить рационально и контролировать себя, неспособность проявить себя, заслужить уважение и признание, неспособность понять себя и других – это заставляет подростков занимать оппозиционное положение. А что движет взрослыми? То же самое.
Однокоренные слова
Такие лексемы имеют общий корень, но разные приставки и суффиксы. Слова с различными префиксами были приведены выше. Под однокоренными словами также понимают лексемы, имеющие одинаковые и корень, и приставку, но являющиеся разными членами речи. Примеры:
- Презрение к людям, находящимся на более низкой социальной ступени, являлось ее характерной чертой.
- Презренным металлом принято называть деньги в общем смысле этого понятия.
- Презрев слабость к себе, он собрал волю в кулак и порвал все прошлые связи.
- Во всех его движениях и речах было раболепие и неприятное стремление угодить, при этом о своей персоне он говорил исключительно в третьем лице, называя себя «презреннейшим холопом».
- Ему не с руки было признаться в собственной презренности даже самому себе.
- И после этих слов его взгляд стал еще презрительнее.
Однокоренные слова имеют нередко близкое значение. Например «презрительность» по смыслу мало отличается от слова «презрение».

Как проявляется презрение
Презрительное отношение заметно в речи, мимике, жестах, поступках человека. Вот лишь некоторые из главных маркеров:
- сарказм,
- злые насмешки,
- критика,
- оскорбления,
- высмеивание,
- ухмылка,
- заискивающий тон голоса,
- закатывание глаз,
- одна приподнятая бровь,
- взгляд сверху вниз,
- скептически скрещенные на груди руки,
- безэмоциональность в голосе,
- игнорирование оппонента,
- увеличение дистанции,
- выражение брезгливости,
- отведение взгляда в сторону («фу, смотреть противно»),
- отстраненность.
Такие люди неприятны в общении. После диалога с ними возникает ощущение, что на вас вылили ушат помоев. Что интересно, сами высокомерные типы уверены, что другие относятся к ним плохо, без должного внимания и уважения. Что их недооценивают.
О презрении
Проповедь в храме Святого Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, произнесенная в четверг Первой седмицы Великого поста, после Великого повечерия.
Наполеон и маршал Лористон — мир во что бы то ни стало. Художник: Василий Верещагин
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Священном Писании Ветхого Завета, в Книге Бытия, есть такой эпизод. Праотец Авраам, замечательный праведник, отец всех верующих, имел жену Сарру, но Сарра не могла родить ребенка. И хотя Авраам не изнемог в вере, но изнемогла в вере его жена. И она сказала Аврааму: возьми рабыню Агарь и роди от нее на мое лоно ребенка, чтобы я могла радоваться ему и утешиться в старости своей. Авраам послушался жену свою и сделал так. От этого сочетания родился ребенок, которого назвали Измаил. И когда Измаил вырос, он стал презирать тех людей, которые воспитали его. Он стал превозноситься и над уже родившимся младенцем Исааком, а Агарь, видя, что она почти как жена, стала притеснять госпожу свою Сарру.
Мы вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берем себе рабыню из Египта
Этот сюжет вспоминался сегодня в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. И преподобный отец наш, Андрей Критский, говорит, что Измаил – это презорство, презрение. Он рисует такую картину: мы, люди, вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берем себе рабыню из Египта. Египет – это образ мира. Все мы, придя в Церковь и здесь сочетавшись с Богом, принесли сюда с собой и мир. И вот, от сочетания с миром, с которым мы никак не хотим расставаться, мы рождаем презрение. Именно оттого, что мы не можем вытеснить мир из своего сердца, мы – такие колючие, мы – люди, которые всегда готовы оскорбить, которые никак не могут вынести, что рядом находится столь же значимый человек, столь же достойный, или, может быть, еще более значимый и достойный, чем мы сами. И у нас возникает зависть, ревность. Мы презираем сначала соседа, причем неважно, какой он: хороший или плохой, дорогая у него машина, или он пьяница. Нам это неважно – мы в любом случае ищем основания презреть человека, в любой форме. Мы хотим оказать человеку неуважение. И вот это и есть наследие мира. И сколько не говоришь людям о том, что мы должны любить друг друга, они не могут это вместить. И Христос говорил: «О, род лукавый, прелюбодейный, доколе буду с вами, доколе терплю вас» (ср. Мф. 17, 17) – именно потому, что каждый Его слушатель нес в себе опыт жизни, который он приобрел, живя в мире, до того, как стал верующим во Христа.
Священник Константин Корепанов Когда говоришь человеку о любви, он отвечает: «Да, конечно, хорошо, когда тебя любят, замечательно! Пойду в Церковь, там меня будут любить». Но ведь речь идет о том, чтобы мы стали любить, а мы не хотим, потому что опыт нашей жизни говорит: бей своих, чтобы чужие боялись. Делай всё, чтобы отстоять свое место под солнцем, защищайся, унижай, топчи людей, иначе затопчут тебя. И все мы делаем так, как научил нас этот мир. И когда приходим в Церковь, никак не можем оставить это там, в мире, никак не можем до конца перейти через Чермное море и пройти через пустыню, чтобы войти рекой Иордан в Землю обетованную, не хотим отречься.
И вот наступил Великий пост. И, как часть этого поста, покаянный канон Андрея Критского учит нас тому, чтобы мы оставили мир там, где ему и место, – в миру. В Церкви нет места миру. То, что мы переживаем порой церковные неурядицы, нестроения, не можем обрести мира в общинах наших, в церковном собрании нашем, – это только потому, что мы не оставили мир за порогом храма и Церкви, что мы внесли его в своем сердце. А мы должны переродиться. Мы должны были переродиться в купели Крещения, но мы не сделали этого. Перед тем как войти в крещальные воды, мы не отреклись от мира, хотя священник настойчиво нас спрашивал: «Отрекаешься ли от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его?» Мы говорили, что отрекаемся, но сердцем-то мы не отрекались, и вот эта неотреченность приводит к тому, что мы теперь должны творить покаяние.
И Церковь Великим постом напоминает нам о том высочайшем достоинстве христианина, к которому все мы призваны, – быть людьми Нового Завета, не людьми мира сего, а иными по отношению к миру сему. И мы можем такими быть, ибо сила Христа не оскудела, но надо по-прежнему отречься мира, который в нашем сердце. И это отречение, как и этот постный подвиг, начинается не столько с того, что мы отказываем себе в той или иной еде или в том или ином ее количестве, а в том, что мы изменяем отношение к человеку. Ибо главная беда мира не в том, что он ест мясо, а в том, что он презрительно относится к человеку. Проблема в том, что люди, отпав от Бога, разучились любить, разучились видеть в другом образ Божий, у них просто нет такой способности. И Христос дает нам новое сердце, но надо захотеть это новое сердце получить и отречься сознательно от иного, противного Христу образа неуважительного, нелюбовного отношения к человеку.
Проблема в том, что люди, отпав от Бога, разучились любить, разучились видеть в другом образ Божий
И вот, великий пророк Исаия тоже говорит о посте, а точнее, Дух Святый говорит устами пророка Исаии: вы поститесь для распрей, для разногласий, для того, чтобы унижать другого человека. Вы думаете, это пост, который Я избрал? Нет, выпусти измученных на свободу, раздели с голодным хлеб свой, напитай душу страдальца, от единокровного своего не укрывайся. И вот тогда свет твой будет сиять, как солнце, и Бог услышит тебя во всех молитвах твоих (ср. Ис. 58, 7–10).
Много можно говорить о любви. Но мне все время хочется сказать, что прежде чем научиться любить, нужно научиться уважать человека, любого человека. Просто потому, что он – человек. Потому что он создан по образу и подобию Божию. Потому что в нем тоже должна течь или уже течет кровь Иисуса Христа, ибо пролита она и за него. И вот это уважительное отношение будет тем прочным фундаментом, на котором мы сможем построить любовь. Ведь крышу, верхушку дома, не строят на воздухе. Для этого должен быть фундамент, и этот фундамент – уважение ко всякому человеку.
Прежде чем научиться любить, нужно научиться уважать человека, любого человека
Именно из-за презрения возникают революции, из-за презрения люди в конце концов дошли до того, что разрушили все, что было доброго на Святой Руси, попрали и храмы, и алтари, и монастыри, потому что привыкли начинать с малого – презирать все, что их окружает. И мы, если хотим, чтобы продлилась жизнь нашего народа, жизнь нашей Церкви, жизнь наших семей в истории, – мы должны учить наших детей, наших братьев и сестер уважать друг друга, не презирать никого: ни Родину свою, ни других людей, вообще никого никогда не презирать, ибо презрение и рождает в конце концов отчужденность от Бога. Ведь что мы слышим сегодня в покаянном каноне? Висят два разбойника вместе со Христом. Они в одинаковом положении, они братья по разбою, они собратья по несчастью, они все время были вместе, но в этот момент они ведут себя по-разному. Один презирает висящего на Кресте Страдальца, а другой жалеет Его, не презирает. И это чувство уважения к страданию невинного человека делает окаянного разбойника святым, делает его первым, вошедшим в рай.
Вот что может сделать уважение к другому лицу, к другой душе, и тем более – к чужой боли, к чужой неудаче, к чужому страданию. Оно может грешного сделать праведником и возвести в вечные обители. Аминь.
Чем опасно презрение
Презрение: хорошо это или плохо? Плохо, притом как для человека, который презирает, так и для того, кого презирают. Пренебрежительное отношение к кому-либо говорит о том, что в человеке живет недостаточно любви и доброты, уважения как такового. Он поставил себя выше других, решил, что может судить и осуждать. Если человек будет игнорировать в себе эти проявления, то негативные эмоции и чувства поглотят его. Пренебрежительное отношение к кому-то с легкостью переходит в злость, ненависть, ярость, насилие. А круг того, что человек презирает, стремительно расширяется.
Справедливости ради стоит отметить, что иногда презрение – это хорошее чувство. Нельзя полностью уничтожать его, потому что оно помогает искоренять антисоциальное и безнравственное поведение. Оно выступает в качестве социального контроля, регулятора поведения людей. Например, нужно воспитывать пренебрежительное отношение к сексуальной распущенности, преступлениям, трусости. Но вместе с этим важно следить за тем, чтобы пренебрежительное отношение не переходило в ненависть. Осуждение должно сочетаться с желанием и возможностью помочь.