“Просмотр онлайн ассоциируется с самоизоляцией”. Что ждет киноиндустрию после пандемии – Культура – ТАСС

Многие ограничения, связанные с карантином, в России уже сняты: можно посещать парки, ходить в рестораны и кафе, пользоваться услугами парикмахерских. Однако те же кинотеатры практически все закрыты. Но, как ожидается, в Москве они заработают уже 1 августа. А за столицей, вероятно, подтянутся и остальные регионы. Мы пообщались с экспертами и узнали, в каком режиме будут работать большие экраны, что на них покажут и, в конце концов, разрешат ли зрителям хрустеть попкорном.

Многие ограничения, связанные с карантином, в России уже сняты: можно посещать парки, ходить в рестораны и кафе, пользоваться услугами парикмахерских. Однако те же кинотеатры практически все закрыты. Но, как ожидается, в Москве они заработают уже 1 августа. А за столицей, вероятно, подтянутся и остальные регионы. Мы пообщались с экспертами и узнали, в каком режиме будут работать большие экраны, что на них покажут и, в конце концов, разрешат ли зрителям хрустеть попкорном.

В каких городах посмотреть кино уже можно?

Ещё одно подтверждение пресловутой присказки о том, что Москва не Россия. В ряде регионов кинотеатры работают уже давно. Ещё в мае, например, посещать их разрешили жителям Ленинградской и Сахалинской областей. В июне лампы проекторов зажглись в Севастополе и Курганской области. В июле открылись кинотеатры в Амурской, Магаданской, Ростовской, Костромской, Пензенской и Курской областях, а также в республиках Адыгея, Карелия и Карачаево-Черкесия. В Чукотском автономном округе и Крыму с недавних пор двери кинозалов тоже открыты.

Вот-вот они распахнутся и в Астраханской области. А следом кинотеатры откроются в Москве, Московской и Тверской областях. Про судьбу большого проката в остальных субъектах Российской Федерации информации пока нет.

А есть какие-то общие ограничения для всех?

Разумеется, да. Соответствующие рекомендации Роспотребнадзор выпустил ещё в конце мая. Их аж 28, но мы для примера рассмотрим лишь несколько. Заодно отметим, что с точки зрителя и работника киноцентра они выглядят довольно рационально. Поскольку в первую очередь направлены на обеспечение безопасности и защиты от коронавируса.

1. Мерить температуру тела сотрудников перед и во время рабочей смены. Людей с жаром или другими признаками болезни отправляют домой.

2. Ограничить контакты между сотрудниками. Например, администраторы не должны тусоваться с кассирами, а бармены ни с кем из них.

3. Вход посторонним в служебные помещения запретить.

4. Есть на рабочем месте нельзя.

5. На входах в служебные помещения расставить дезинфицирующие средства.

6. Расставить санитайзеры и в местах общего пользования. В их число входят туалеты, бары, входы, кассовые зоны и т.д.

7. Обеспечить сотрудников запасом одноразовых масок и перчаток.

И как? Работают рекомендации?

Работают, но отчасти. Всё зависит от региона.— У нас страна большая, поэтому всё сложно. У нас нет единой даты открытия кинотеатров. У нас также нет единых требований для открытия кинотеатров. В реальной жизни мы получим 85 дат открытия по стране и 85 стандартов и требований к безопасности, — говорит Олег Березин, генеральный директор “Невафильм” и председатель Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК).

К счастью или к сожалению, слова эксперта недалеки от правды. Ведь в Ленинградской области, например, разрешили заполнять кинотеатры не более чем на 50%. При этом без масок посетителей не пускают вообще. А в Республике Адыгея маски не нужны — там просят только заполнять залы не больше чем на половину. Тогда как Чукотский АО, наоборот, игнорирует ограничение на посадку, но требует носить маски.

Жёстче всего ограничения в Ростовской области. Там, во-первых, залы можно заполнять только на 25%. Во-вторых, следят за соблюдением социальной дистанции. В-третьих, нет маски — пошёл вон. В-четвёртых, запрещена работа баров и прочих общепитов на территории кинотеатра. В Карелии, в свою очередь, решили не изобретать велосипед и вооружились рекомендациями Роспотребнадзора.

Олег Березин, к слову, всерьёз их не воспринимает. Хотя бы потому, что они просто рекомендации. Или, если цитировать эксперта дословно, являются “сборником добрых советов” по обслуживанию зрителей кинотеатрами.

Когда выходит решение о возобновлении работы кинотеатров, то губернатор или главный врач региона дописывает требования от себя, и эти требования все очень разные, — говорит эксперт. Именно поэтому, как он считает, в данный момент нельзя сказать точно, как после карантина будут работать вообще все кинотеатры в России.

Ранее Березин высказывался о рекомендациях Роспотребнадзора более критично. Эксперт считает, что выполнение всех рекомендаций станет экономически невыгодным для кинотеатров. — Парадоксальная ситуация: сейчас дешевле стоять закрытыми, чем открываться вот с этими требованиями, — возмущался эксперт в радиоэфире.

Немного другой позиции придерживается сеть кинотеатров “Каро”. В комментарии Лайфу компания не только не критиковала рекомендации Роспотребнадзора, но и высказалась о готовности к их реализации.

Мы ведём подготовку к открытию с учётом всех рекомендаций Роспотребнадзора, при этом сохраняя комфортные условия для наших зрителей. Часть мер в наших мультиплексах действовала и ранее: мы давно продаём билеты и продукцию кинобара онлайн на официальном сайте “Каро”. Также в наших кинотеатрах уже действует система бесконтактного прохода в залы по QR-коду, — гласит комментарий сети кинотеатров.

Если людей будут пускать меньше, значит, билеты станут дороже?

Сложно сказать наверняка. Даже если и да, то такие новости анонсировать кинотеатрам не с руки. Да и в целом председатель АВК считает, что цена на билет в сегодняшнем мире не главный определяющий фактор при принятии решения о походе в кино.

В первую очередь люди озабочены безопасностью. Для себя, для семьи, для детей, для друзей. Во вторую очередь они озабочены фильмами. Многие ждут громких премьер и большого кино. И только самая маленькая часть, около 5%, озабочена ценой, — говорит Олег Березин.

При этом он отмечает, что ему известно о планах многих кинотеатров на “всякие маркетинговые акции” с всевозможными скидками и бонусами. Также эксперт не сомневается, что в ближайшие полгода “все будут пытаться играть с ценой на билеты”.

Судя по всему, “Каро” в числе таких компаний. Общаясь с Лайфом, сеть кинотеатров анонсировала проведение масштабной акции по привлечению зрителей после отмены ограничительных мер.

Кинотеатры “Каро” в Москве и области готовы к открытию 1 августа. Для информирования зрителей мы запустили федеральную кампанию #идёмвкино, для которой впервые объединились ключевые игроки кино- и медиаиндустрии: киносети, кинопрокатчики, медиахолдинги, а также актёры, режиссёры и продюсеры кино. В рамках кампании запланировано множество активностей: выпуск видеороликов, флешмобы в соцсетях. Уже запущена платформа о единых стандартах безопасности идёмвкино.рф, — рассказали нашему изданию в пресс-службе сети кинотеатров.

В долгосрочной же перспективе он не исключает сильную трансформацию кинопрокатного бизнеса вообще. Кино, по его словам, станет досугом для более узкой аудитории. В качестве примера эксперт приводит рестораны. Дескать, очень мало людей ходят в заведения, чтобы просто утолить голод. Куда чаще рестораны посещают ещё и ради впечатлений, общения, времяпрепровождения с семьёй.

Мы многие десятилетия жили с мыслью, что кино — это самый дешёвый вид развлечений. Но карантин показал, что всё-таки самый дешёвый досуг — это сидеть на диване и смотреть какой-нибудь бесплатный онлайн-сервис. И кинотеатрам тут спорить бессмысленно, — говорит гендиректор компании “Невафильм”.

Вот когда кинотеатры начнут двигаться в сторону более интимного и интеллигентного досуга, тогда, по мнению Олега Березина, “цена и ценность” похода в кино точно возрастёт. И у коронакризиса есть все шансы подстегнуть этот процесс.

—[Цены вырастут] не потому, что “ах, у нас тут тяжёлая экономическая ситуация, значит, мы поэтому цену поднимем”, нет. В нашем бизнесе не мы задаём цену. Мы устанавливаем ту цену, которую зритель готов заплатить, — говорит эксперт.

А что смотреть-то будем?

Вопрос отнюдь не праздный. Ведь многие потенциальные блокбастеры “уехали” либо на конец 2020 года, либо вовсе на начало 2021-го. И, опять же, не совсем понятно, останется ли прокатная сетка такой же, как и сейчас, до конца года. Ведь даже без начала пресловутой “второй волны” Disney и Sony очередной раз обновили график премьер. В рамках которого, например, даты лишилась самая ожидаемая картина осени — “Мулан”.

Олег Березин говорит, что “Голливуд доверия не оправдал”, поэтому российские кинопрокатчики при любых раскладах теперь сильно рассчитывают на российские фильмы. В таком случае проблем с количеством контента не случится. Да его и сейчас в целом нет. А вот массовость доступных сегодня фильмов — другой разговор. — Проблем с количеством фильмов нет. Есть проблемы с большими проектами, которые могут привлечь широкие слои населения, — отмечает эксперт.

Будет ли дефицит блокбастеров восполняться за счёт цифровых премьер, которые вынужденно случились из-за пандемии? Березин категорично ответил “Нет”. — У кинотеатров на этот счёт есть простая позиция: показывать фильмы, которые уже вышли в прокат, невозможно, — говорит он.

Главная причина является и самой очевидной. Все, кто интересовались тем или иным фильмом, его уже посмотрели. Прокаты, по словам Олега Березина, — слишком событийная вещь.

В “Каро” нам рассказали, что на август запланировано не меньше 25 премьер, среди которых есть представители практически всех популярных жанров. Боевик? “Агент Ева” с Джессикой Честейн. Триллер? “Неистовый” с Расселом Кроу. Категорию семейных фильмов представит “Лесси. Возвращение домой”, экранизация знаменитого романа Эрика Найта.

Российских фильмов тоже будет много. И, пожалуй, даже больше, чем зарубежных. Причём главной премьерой августа вообще должен стать именно что наш фильм — фантастический экшен “Вратарь галактики”. Команду комедий возглавит “Красотка в ударе” с Юлией Александровой и Андреем Бурковским, а за ужастики будет отдуваться “Вдова”, новая картина режиссёра Святослава Подгаевского, снявшего фильмы “Русалка: Озеро мёртвых” и “Яга”.

Также в честь своего 60-летия в репертуар кинотеатров “Каро” вернётся культовый фильм Альфреда Хичкока “Психо”.

Ни одна из перечисленных картин, как и говорил Березин, не выходила ни в одном онлайн-кинотеатре. Ну, не считая, конечно, “Психо”.

К слову, о нём. Эксперт не исключает симбиоза онлайна и офлайна в будущем. Но при одном условии: онлайн-платформы купят офлайновые сети кинотеатров. Не исключает эксперт и того, что какой-нибудь прокатчик всё же решится поэкспериментировать с повторными премьерами и в нынешних условиях. Однако в массовости такого явления Олег Березин сильно сомневается.

***

На середину июля, по оценкам экспертов, российские кинотеатры из-за простоя потеряли примерно 38 млрд рублей кассовых сборов. Для сравнения: общие сборы за 2019 год составили 55,5 млрд рублей. По прогнозам, в 2020 году касса должна была вырасти на 8% и составить примерно 60 млрд рублей.

Надеяться, что во втором полугодии кинотеатры соберут оставшиеся 22 млрд рублей, не стоит. Во-первых, по оценкам АВК, после закрытия примерно четверть кинотеатров больше никогда не откроется. Во-вторых, ввиду социальной осторожности многие зрители побоятся идти в кинотеатры. В-третьих, негативно на сборах скажется и недостаток больших премьер.

К слову о социальной осторожности. Совсем недавно Фонд кино и Wanta Group опубликовали результат опроса на предмет готовности к походам в кино. Выяснилось, что только 42% россиян не побоятся сесть в кресло перед большим экраном сразу после снятия ограничений. Большинство опрошенных (70%) готовы пойти в кинотеатр позже, но при условии, что после каждого сеанса там проводится дезинфекция. Что характерно, при этом только 37% людей сами готовы носить маски.

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Для чего понадобился этот законопроект?

Поправки к закону предложила Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК). По словам члена совета АВК и основателя киносети «Люмен фильм» Павла Поникаровского, сейчас отношения между кинотеатром и зрителем регулируются правилами 1994 года, по которым на зрителя не накладывается никаких ограничений.

В Минкульте этот проект назвали «одним из планомерных шагов по борьбе с видеопиратством».

«Проект означает приведение законодательства в соответствие с объективной реальностью: в 1994 году никому и в голову не могло прийти, что можно что-то записывать на видео в зале»,— говорит главред издания «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев.

Комедия «Непосредственно Каха» – полнометражная версия интернет-шоу заработала солидные 540 млн рублей.

Законно ли прийти в кино со своим?

По законодательству кинотеатры не вправе навязывать зрителям дополнительные услуги, в том числе покупку еды и напитков в кинобаре. То есть можно прийти со своей едой, вас обязаны пропустить. В «Правилах по киновидеообслуживанию» предусмотрено всего лишь два основания на запрет прохода зрителей в зал: нарушение общественного порядка и причинение вреда имуществу кинотеатра.

Требования и просьбы киноконсьержей выбросить или оставить свою еду, приобрести еду исключительно в баре кинотеатра — все это незаконно.

Другое дело — если вы испачкали кресло или другое имущество кинотеатра, тогда придется заплатить штраф.

Алкоголь проносить в зал нельзя! (За исключением покупки пива и других слабоалкогольных напитков в кинобаре.) Логика сопоставима с поведением людей у бара: выйти на улицу с бокалом пива на пару минут можно, но со своим в бар — нельзя.

Не по пути Netflix

В России становление индустрии онлайн-сервисов произошло стремительнее, чем на Западе, – за последние несколько лет появился целый ряд отечественных стриминговых платформ, которые, как и американские, стали производить собственный контент, привлекая режиссеров. В их числе оказались Борис Хлебников (сериал “Шторм” для сервиса Start), Петр Буслов (“Домашний арест”, онлайн-кинотеатр Premier), Жора Крыжовников (“Звоните ДиКаприо!”, Premier) и другие.

Однако, как отметил главный редактор профильного журнала “Бюллетень кинопрокатчика” Александр Нечаев, не стоит ждать на российском рынке повторения успеха компании Netflix. “В чем сила Netflix? Исключительно в том, что компания два десятилетия строила свой бизнес, а потом выяснилось, что у Netflix пара десятков миллиардов долларов и они могут вложить сотни миллионов долларов в год в контент, вообще ни на кого не оглядываясь, у нас же ситуация совершенно иная. На российском рынке такого быть не может”, – сказал он.

Тем не менее сериалы и фильмы, снятые для российских сервисов, все чаще получают авторитетные награды и премии. Так, “Текст” режиссера Клима Шипенко (платформа Start) был удостоен главного приза национальной кинопремии России “Золотой орел”, сериал “Шторм” получил гран-при фестиваля в Южно-Сахалинске “Утро Родины” и будет отмечен спецпризом премии “Ника”, а “Домашний арест” стал обладателем российской премии в области веб-индустрии.

Новогодний удар

Ограничения в ноябре-декабре для кинотеатров не столь критичны, куда страшнее — что они придутся и на время новогодних праздников, говорят участники кинотеатрального рынка, опрошенные Forbes. «Ограничения крайне отрицательно отразятся на сборах в новогодние праздники, что в целом будет критично для всех представителей киноиндустрии», — рассказывает  управляющий директор федеральной киносети «Синема Стар» (включает 30 кинотеатров по России и СНГ) Карина Агаджанова.

Январские каникулы — это высокий сезон для прокатчиков. Он традиционно составляет весомую долю доходов киноиндустрии. По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), кассовые сборы в январе 2019 года составили 6,8 млрд рублей, или 12% годового дохода индустрии. За месяц кинотеатры посетило 25,6 млн российских зрителей. В «Формуле кино» на январь приходится 12-13%, подтверждает представитель сети. «Именно благодаря январским сборам кинобизнесу удалось продержаться в первую волну локдауна. На что рассчитывать теперь, непонятно — возмущается Алексей Васясин. — Это очередной удар по бизнесу, который не получил до сих пор никакой поддержки государства и провозглашен местом повышенной опасности, которое по всем исследованиям таковым не является».

Премьеры на онлайн-платформах

С момента введения режима самоизоляции российские сервисы фиксируют резкий рост своей аудитории. У многих из них число пользователей увеличилось более чем на 30%.

В нынешних условиях некоторые авторы решили не переносить премьеры из-за закрытия кинотеатров и выпустили свои фильмы онлайн. В их числе “Спутник” – картина, в которой снялись Оксана Акиньшина, Петр Федоров и Федор Бондарчук. Он вышел одновременно на нескольких онлайн-платформах и поставил рекорды по просмотрам.

Но эксперты пока не склонны полагать, что такая форма дистрибуции станет приоритетной после пандемии. По словам Нечаева, коронавирус не создал никаких новых проблем для индустрии, он только ускорил то, что случилось бы и без него. “Давно была такая тенденция, что люди ходят в кинотеатр с большей охотой либо на громкие фильмы-события, фильмы-аттракционы и семейный контент, либо на продолжение франшиз. Средний сегмент – триллеры и среднебюджетные и малобюджетные фильмы, они в основном переезжали на платформы последние пять лет. И сейчас этот процесс ускорился”, – пояснил собеседник агентства.

Эксперт обратил внимание, что аудитория онлайн-платформ сейчас резко увеличилась за счет предоставления бесплатного доступа пользователям на время пандемии. Если после окончания действия этих акций большая часть новых пользователей начнет платить за подписку, это может стимулировать российских кинопроизводителей делать контент специально для платформ, однако пока предпосылок к тому, что это станет массовым, нет.

“До сих пор самая эффективная монетизация контента одна – это кинодистрибуция в кинотеатрах. И я думаю, что ничего не изменится в среднесрочной перспективе. Да, какая-то часть контента безусловно переедет в онлайн. Но если мы говорим о каких-то реалиях, как только ограничительные меры будут сняты, люди немного отойдут от стресса,… они потихоньку будут возвращаться в кинотеатры”, – уверен Нечаев.

С ним согласен и программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов. “Эта практика сейчас существует – на онлайн-платформах очень много премьер. Но при всем при этом намертво убить кинотеатры не удается, – констатировал кинокритик. – Кинотеатры всегда были одним из тех мест, где коллективное восприятие в российской традиции, еще и соборность, свойственная нашей культуре, находили свое выражение, поэтому ликвидировать кинотеатры не удалось телевидению, ликвидировать кинотеатры вряд ли удастся платформам, хотя жить им придется в других условиях с большими сложностями”.

Что будет запрещено делать зрителям?

Некоторые ограничения для зрителей, которые будут введены после принятия этого законопроекта, очевидны: в кинозалы нельзя проносить, например, оружие, опасные предметы и вещества, а также лазерные указки. Нарушителей будут удалять с показов. Кроме того, законопроект регулирует и возврат денег за билеты.

Есть в проекте и прямой запрет на аудио- и видеозапись фильмов.

При этом в проект не вошел запрет на пронос в кинозалы еды, приобретенной не в кинобарах: это положение не согласовал Роспотребнадзор.

Впрочем, согласно проекту, кинотеатрам может быть позволено устанавливать свои правила просмотра фильмов, нарушение которых приведет к отказу зрителю в услуге.

Глава АВК Олег Березин говорит, что ассоциация продолжит обсуждение проекта во время его рассмотрения в Госдуме.

Что есть в кино?

Ограничения на выбор продуктов обусловлены скорее этическими нормами: не стоит превращать кинотеатр в плацкартный вагон с ароматами жареной курочки, запах фастфуда тоже не всем понравится. Еда должна быть комфортной для поедания в темноте, чтобы вы не испачкали себя, соседа и кресло.

Чипсы

Это идеальная закуска для фильма, вы не будете сильно отличаться от жующих попкорн, все будут хрустеть в унисон. Чем больше специй, тем больше в чипсах соли — гарантированно захочется пить, имейте в виду. Кукурузные начос — распространенная закуска для кино, но ни один кинобар в Москве не продает свежий гуакамоле, зато его можно заказать с собой почти в каждом ресторане Москвы или приготовить дома. Сейчас популярны также фруктовые чипсы: яблочные, банановые, грушевые, а еще дегидрированные фрукты, например дыня и манго.

Мясные джерки

Кусочки маринованного и высушенного мяса идеальны не только под пиво, но и как самостоятельная закуска. В Америке реднеки обожают жевать их, сидя вечером перед телевизором. Бывают и рыбные джерки, но они слишком ароматные для общественного пространства.

Сэндвичи

При большой сноровке сэндвич можно съесть даже с закрытыми глазами. Если это не просто хлеб с майонезом и тонким куском ветчины, а что‑то более изысканное, как, например, сэндвич рубен (американский гриль-сэндвич с солониной, швейцарским сыром и квашеной капустой. — Прим. ред.), то до конца неясно, от чего вы получите большее удовольствие — от фильма или от сэндвича.

Фрукты

Фрукты идеально брать с собой в кино — это сочетание полезного перекуса и напитка, полного электролитов. Обязательно мойте фрукты хотя бы в раковине перед сеансом. Отдельное удовольствие идти в кино с фруктовым салатом.

Салаты

Не стоит брать с крупными салатными листьями — слишком легко испачкаться. Кусочки овощей и фруктов должны быть примерно одного размера. Чуть более простая версия — взять морковные палочки или сельдерей, есть вместе с хумусом.

Мороженое

Фактически классика, особенно если вы решили посмотреть слезливую мелодраму. Не жалейте шоколадной крошки! Как вариант — можно взять молочный коктейль с печеньем. Только не хлюпайте слишком сильно под конец, это всех раздражает.

Подробности по теме

Доставка ТВ: 30 лучших сериалов на свете, которые самое время посмотреть с едой

Доставка ТВ: 30 лучших сериалов на свете, которые самое время посмотреть с едой

Онлайн vs офлайн

Как считает председатель ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин, в ситуации с резко возросшей популярностью онлайн-платформ есть и плюсы, и минусы: люди поняли, что массу вещей можно смотреть в онлайне дома и не ходить в кинотеатр, но этого контента оказалось так много, что зрители устали выбирать. Кроме того, сказал он, у многих просмотр онлайн начинает ассоциироваться с самоизоляцией, после снятия ограничений люди захотят выйти наружу, в том числе и в кино.

В сети КАРО подчеркивают, что кинотеатры и онлайн-сервисы – разные формы просмотра, которые не могут быть взаимозаменяемыми. “Кинотеатры – это прежде всего развлечение. Люди приходят в кино, чтобы посмотреть фильм в обстановке, которую невозможно воспроизвести дома, получить новые эмоции. Это более яркий и запоминающийся опыт. Современные мультиплексы – это не просто большой экран, это еще невероятная атмосфера, объемный звук, богатое разнообразие закусок в кинобаре. Кроме того, большинство фильмов снимается для больших экранов, и только в кинотеатрах зритель может ощутить тот эффект, который задумал режиссер, поэтому мы уверены, что люди по-прежнему будут ждать выхода премьер в кинотеатрах”, – отметил представитель сети.

В КАРО также прогнозируют, что после окончания режима изоляции людям понадобится какое-то время для возвращения к привычному образу жизни, но к моменту открытия кинотеатров зрители “будут готовы достаточно быстро вернуться в кинозалы (разумеется, при наличии средств)”.

Дефицит кинопремьер

Люди меньше ходят в кино не только из-за страха заразиться COVID-19, но и потому, что репертуар кинопремьер в 2020 году оказался слабым. Многие крупные кинопремьеры были перенесены на 2021 год, в частности: «King’s Man: Начало», 25-ая бондиана «Не время умирать», «Форсаж 9», «Мортал Комбат» и другие. В совокупности с остальными ограничительными мерами это сильно снизит посещаемость сеансов в стартовые дни кинорелизов, добавляет Агаджанова из «Синема Стар».

Ориентироваться на прошлогодние показатели при анализе трафика и сборов в этом году не вполне корректно, предупреждала в августе президент «Каро» Ольга Зинякова. «Фильмы «Король Лев», «Форсаж: Хоббс и Шоу» и «Однажды… в Голливуде» дали беспрецедентные цифры в 2019 году», — объясняла она. Это подтверждал и председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. 

По словам гендиректора Comscore Russia, из-за слабого репертуара кинотеатры в 2020 году не заполнялись на 50% даже по выходным дням. Всего несколько фильмов вызвали у зрителей интерес — например, фильм «Довод» режиссера Кристофера Нолана, который вышел на экраны в начале сентября. По статистике ЕАИС, по объему кассовых сборов фильм продержался в лидерах весь месяц, в октябре уступил строчку фильму о советском футболисте «Стрельцов». На сегодняшний день кассовые сборы «Довода» составили около 920 млн рублей. «Это прекрасный пример киноленты, которая не побоялась выйти в прокат и чьи сборы приближаются к отметке в миллиард рублей», — говорит Васясин.

«Сейчас основной вопрос, какие фильмы останутся в прокате. Это имеет первостепенное значение», — коротко прокомментировали ввод новых ограничений в пресс-службе киносети «Каро Фильм». «Объявление мэра вызвало панику в индустрии: продюсеры и прокатчики задумались об очередном переносе кинопремьер, что в свою очередь может усугубить кризис в отрасли», — объясняет Васясин.

Под угрозой переноса релизов оказались фильмы крупнейших российских прокатчиков и дистрибьюторов контента: кинокомпании «Централ Партнершип» (ЦПШ, принадлежит «Газпром-медиа»), Sony Pictures и Disney. На конец 2020 года у «Централ Партнершип» запланировано сразу две премьеры: драма о пожарных «Огонь» с Константином Хабенским и Иваном Янковским, а также исторический фэнтези-фильм «Серебряные коньки». «Мы предполагали, что с ростом заболеваемости, правительство начнет вводить ограничения, — комментирует Вадим Верещагин, генеральный директор ЦПШ. — Мы постоянно отслеживаем ситуацию и стараемся быстро реагировать на изменения на рынке. На данный момент все запланированные картины выйдут в прокат, если не будет более жестких ограничений со стороны государства». 

Верещагин отмечает, что в кинокомпании довольны сборами картин, выпущенных после снятия локдауна и открытия кинотеатров. «Стрельцов» (фильм о советском футболисте с Александром Петровым в главной роли вышел 24 сентября. — Forbes) собрал довольно приличную кассу, полностью отвечающую нашим ожиданиям в постпандемический период», — добавляет гендиректор. По данным ЕАИС, фильм стал номером один по кассовым сборам в октябре, заработав с момента выхода на экраны около 350 млн рублей. Бюджет «Стрельцова» составил 330 млн рублей. Оценивать успех еще двух премьер — российского хоррора «Вдова» и военно-исторической драмы «Подольские курсанты» — пока рано. «Рынок сейчас живет в ситуации «длинного проката», а «сарафан» у картины хороший», — говорит Верещагин.

Кинокомпания Disney придерживается другой стратегии. После неудачного эксперимент с выходом фильма «Мулан» (за месяц проката фильм собрал по всему миру $57 млн при бюджете $200 млн) в августе студия поменяла даты релизов на более поздние для фильмов: «Черная вдова», «Вечные», «Шан-Чи и легенда десяти колец», «Смерть на Ниле» и «Вестсайдская история». Первого января Disney запланировал выпуск фильма «Последний богатырь: Корень зла», возможный перенос премьеры в кинокомпании комментировать отказались, отметив, что в случае изменения графика релиза студия сделает анонс позже.

По словам Васясина, большие надежды кинотеатральный бизнес возлагает на голливудский фэнтези-боевик «Чудо-женщина», который выходит в прокат в декабре, а также российские премьеры «Последний богатырь: Корень зла», «Серебряные коньки», «Огонь». «Нам остается только надеяться, что в ближайшее время ситуация нормализуется и будет принято решение о сокращении периода данных ограничительных мер», — заключает директор «Синема Стар» Агаджанова.

guid_for_business_article_banner.jpg__1591635728__35177.jpg

Когда восстановится прокат

Как отметил продюсер фильма “Спутник” Михаил Врубель, восстановление кинопроката может занять не один год. “На этот счет есть и благоприятные прогнозы, и пессимистичные, – сказал он. – По благоприятным – 2021 год должен стать рекордным, потому что будет огромное количество релизов, по пессимистичным – часть зрителей привыкнет смотреть кино дома и будет выбирать именно этот способ потребления контента <…> Думаю, восстанавливаться индустрия будет в течение трех лет. И кризис внесет свои коррективы”.

В КАРО опасаются, что на сроках восстановления отрасли могут сказаться перенос ожидаемых премьер на осень и позже, а также заморозка кинопроизводства по всему миру. “Это приведет к тому, что в определенный период возникнет контентная пустота <…> Тем не менее многие кинопрокатчики уже заявили, что готовы выпускать премьеры сразу после открытия кинотеатров”, – уточнил представитель сети.

Компания намерена привлекать зрителей в кинозалы альтернативным контентом, который выходил в рамках проекта “КАРО.Арт”. “Это не только повторный прокат знаковых картин и ретроспективы, но и показы авторского кино, короткометражек, дискуссии и мастер-классы с кинематографистами, и многое другое”, – напомнил собеседник агентства.

Представитель Объединенной киносети “Кино Окко”, “Синема парк” и “Формула кино” подчеркивает, что скорость возвращения зрителей в кинотеатры после их открытия будет зависеть от совместной работы сетей и дистрибьюторов контента.

Как отмечают в ассоциации владельцев кинотеатров, на большом экране для привлечения зрителей нужно будет демонстрировать то, что не показывают онлайн. “Это должны быть большие фильмы, для большого экрана, для коллективного просмотра. Нам нужны блокбастеры, большое кино, которое не показывали в онлайне. Что-то масштабное, эпическое, как, условно говоря, “Титаник” или “Аватар”, – считает Березин. По его мнению, сейчас очень важным будет запрос от кинотеатров продюсерам и дистрибьюторам – “нужно кино, которое можно смотреть на большом экране, кино, которое надо смотреть вместе”.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...