Разновозрастные группы в детском саду: зачем они нужны и как организовать работу

Разновозрастные группы пока не имеют большого распространения. Какие преимущества и недостатки имеет такая форма организации дошкольного воспитания.

Содержание

Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними

Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:

  • Младшие — от двух лет до четырёх.
  • Старшие — от пяти до семи.

Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:

  • Младшая — два-три года.
  • Средняя — четыре-пять.
  • Старшая — шесть-семь.

Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.

При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:

  • Индивидуальные занятия.
  • Групповые.
  • Фронтальные.

Таблица: организация занятия с разновозрастной группой

Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.

Поэтапное начало занятия

Схема не одновременного начала занятия

Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.

Окончание занятия

Окончание занятия по очереди в каждой группе

Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе

Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.

Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.

Маркировка мебели в ДОУ

Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника

Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.

Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.

При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.

Видео: разновозрастная группа

Что такое разновозрастная группа

Это группа, в которой дети отличаются друг от друга по возрасту и развитию. Чаще всего в таких группах обучаются в детских садах. Чтобы получилась разновозрастная группа, недостаточно просто собрать в одном месте детей от 3 до 7 лет. В группе нужна особая образовательная программа: дети изучают один и тот же материал, но старшие — на углубленном уровне. Также воспитатели передают старшим детям часть бытовых и педагогических задач: старшие помогают младшим одеваться, убирать за собой посуду, объясняют задания. Чаще всего разновозрастное обучение используют в садах, работающих по Монтессори-подходу или в рамках Вальдорфской педагогики. 

Несколько слов об особенностях разновозрастных групп в детском саду

Обычно детки разного возраста собирают в одну группу в малокомплектных детсадах. Это характерно для поселковых садиков, деревенских. Также в частных дошкольных учреждениях, где система образования и развития построена на методиках Марии Монтессори либо на принципах вальфдорской педагогики – в этом случае пребывание в одной группе разновозрастных воспитанников является принципиальным.

Существуют также группы кратковременного пребывания деток на базе муниципальных или частных детских садов, вот в таких группах тоже могут воспитываться ребятки от 3-7 лет.

Поскольку по нашим законам каждый ребенок имеет право на комфортное и счастливое детство, то, несмотря на сложности образовательного процесса в нестандартных группах, воспитатели должны так построить работу, чтобы обеспечить всем малышам одинаковые возможности для развития и дошкольного образования.

редакторы

Есть, на мой взгляд, как преимущества совместного обучения разновозрастных ребят, так и недостатки. Из минусов – это большая нагрузка на воспитателя, думаю, не нужно объяснять, почему. Вы только представьте, как провести занятие, допустим, по счету, для малышей 3-х и 6-лет одновременно?

Для детей минусов при грамотном построение рабочего процесса нет, одни преимущества: младшие тянутся за старшими, а старшачки учатся терпимости, умению заботиться о других. Как в многодетной семье – знания и навыки передаются от старшего поколения к младшему. Это отличный опыт для деток. Они привыкают жить среди детей разного уровня развития как физического, так и умственного.

Педагогам таких групп нужно быть настоящими стратегами, логистами, если можно так выразиться. Требуется высокий уровень такта, чувствительности, чтобы всем ребятам уделить необходимое время, ставить важные дидактические задачи, лавировать в рабочей программе, подбирать подходящие методы работы под потребности каждого возраста.

тезисы

Но зато очень интересно работать в разновозрастной группе! Главное, составить правильно вариативную часть рабочее программы для таких групп.

В чем особенность комбинированных групп в детском саду?

В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.

Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.

Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.

дети

Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.

Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.

Проведение занятий

По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.

  • Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
  • Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.

Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.

Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга

В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:

  • Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился», автор Дикунова Виктория.
  • Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).

Повышаем квалификацию с помощью специального обучения

Чтобы иметь право работать воспитателем комбинированной группы в ДОУ, нужно пройти курсы и получить соответствующие дополнительные знания, наличие которых должно быть подтверждено документально. Мой любимый «УчМаг» предлагает отличную возможность подучиться и получить сертификат об обучении таким темам:

  • «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ»;
  • «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности».

Стоит сказать, что доверять качеству информации, которую вы услышите в формате вебинаров, можно смело. Все материалы строго по ФГОС, сертификаты этого учебного портала тоже легальные, установленного образца.

В чем плюсы и минусы разновозрастных групп

Ускоренное развитие. В разновозрастной группе младшие и старшие дети помогают друг другу общаться и учиться. Младшие быстрее развиваются, догоняя старших. Старшие учатся ответственность, а также «закрепляют» знания и навыки, помогая младшим по быту и с заданиями. 

Ментальная арифметика растит одаренных?

Модель социума. Группа детей разного возраста сильнее напоминает реальный мир — ребенок уже в детском саду понимает принципы общения в реальной жизни. 

Развитие эмоционального интеллекта. В таких группах дети видят огромный спектр эмоциональных реакций: кто-то расстраивается из-за отсутствия мамы, кто-то радуется первым победам. Дети учатся сопереживать, развивают эмпатию. Многие получают опыт общения не со сверстниками, который не получить единственному ребенку в семье.

Минимум конфликтов. У сверстников может быть больше конфликтов, чем у детей разного возраста. К тому же дети разного возраста по-разному реагируют в конфликте: если трехлетки «упрутся» и не поделят игрушку, то шестилетка уступит младшему или предложит другой способ, который устроит всех.

Трудности в адаптации. В разновозрастных группах новичкам тяжелее, чем в группах сверстников. В таких группах часть детей покидает сад, и в начале учебного года приходят новенькие. Им приходится встраиваться в существующую структуру группы и многое зависит не от самих детей, а от внимания воспитателей.

Мало внимания со стороны воспитателей. Некоторые воспитатели могут слишком сильно перекладывать ответственность на старших детей и не уделять внимания младшим. Или наоборот уделять внимание только младшим, думая, что старшие справятся сами.

Что приготовил для воспитателей разновозрастных групп великий «методист» «УчМаг»

Я не стала далеко «ходить» в поисках методической литературы по нашей теме, а обратилась, в первую очередь к ассортименту Интернет-магазина «УчМаг»:

  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Программа для установки через Интернет» – универсальные материалы, которые вполне подойдут воспитателям смешанных групп;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Компакт-диск для компьютера» — точно такие же материалы, но в другом формате;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Декабрь-февраль» – здесь более развернуто представлена программа на короткий период;
  • «Комплексное планирование в разновозрастной группе детей 2-4 лет: проект «Я сам – мы вместе» – интересное пособие не только для воспитателей, но и для родителей;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Сентябрь-ноябрь» – таблицы по планированию очень удобны, как мне показалось.

Если сказать коротко о планировании в разновозрастной группе, то рабочая программа берется из рекомендованных примерных программ для дошкольных учреждений, например «От рождения до школы», но вариативная часть прописывается с учетом совместного пребывания деток разного возраста.

игра

Нужно учитывать, что занятия для каждого возраста свои, как и режим, поэтому нужно суметь сочетать деятельность. Важно логично составить расписание для малышей. Малышня делится на подгруппы по возрасту и для каждой подгруппы составляется свое расписание занятий. К примеру, утром проводится занятие для старшеньких, а малыши пока играют в сюжетно-ролевые игры…

Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС

Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:

  • Образовательная программа.
  • Сведения о воспитателях.
  • Список группы.
  • Режим дня (отдельно летний и зимний).
  • Расписание занятий.

Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.

Стенд для детского сада

Паспорт группы можно разместить на стенде

Пример оформления паспорта разновозрастной группы.

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.

дети с овз

О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.

Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.

Но вернусь к задачам комбинированных групп:

  • Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  • Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
  • Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.

дружные ребята

Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.

Как организовать работу в разновозрастных группах

Соблюдать возрастную симметрию. Разновозрастные группы работают эффективно, если в них для всех находятся сверстники. В идеале в группе должно быть поровну детей каждого возраста. Так редко получается на практике, но важно, чтобы один шестилетка не учился в группе с трехлетками. Такая группа не будет считаться по-настоящему разновозрастной. Баланс помогает каждому находить себе партнеров по общению.

Обустроить среду. У детей разного возраста разные потребности в игре и обучении. Поэтому важно устроить развивающую среду, подходящую всем. Лучше всего для этих задач подходит среда из Реджио-подхода или Монтессори-подхода. Она зонирована и дети могут разойтись микрогруппами или поодиночке в разные уголки. В общей зоне они могут общаться друг с другом, играть в групповые игры.

Экспериментировать с режимом. Чаще всего режим дня подходит сразу всем дошкольникам, но в мелочам младшие и старшие могут не совпадать. Младшим детям нужно чуть больше времени на сон, поэтому возможно старших нужно будить позднее. Также младшим нужно больше времени на одевание и прием пищи.

Учить работать в микрогруппах. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Работа в микрогруппах помогает детям эффективно общаться. Также в микрогруппах старшие дети лучше транслируют свой опыт младшим.

Использовать ритуалы. Хотя занятия в микрогруппах эффективны, дошкольники не должны забывать о том, что они группа. В этом помогают ритуалы: общий круг в конце дня, пароль, который нужно произнести, чтобы пройти в группу, кричалки по дороге на свой участок. Ритуалом может быть почти все: например, можно читать перед сном сказки, которые ребята выбирают по очереди.

Уделять внимание каждому. Нельзя перекладывать ответственность на старших детей. Важно, чтобы каждый, и младший и старший, получал заботу от преподавателя. Иначе старшие дети постепенно берут на себя ответственность и требуют соразмерной ей власти.

Главное, чтобы все было по ФГОС!

Поблуждаем в «Лабиринте» в поисках методичек

  • Сборник планов и конспектов занятий В. Гербовой «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа» – хорошая книга для воспитателей детского сада через приобщение малышей к миру художественной литературы;
  • Пособие по методике Марии Монтессори «Разновозрастная группа детей от 1 года до 3 лет» Елены Хилтунен – подойдет и педагогам, и родителям крошек.

Нашла я тематические пособия для любителей читать книги в электронном формате на портале «ЛитРес»:

  • «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий» В. Гербовой – просто и удобно изложен материал;
  • В. Стерликова«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)»;
  • В. Гербова «Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года».

Даю также ссылку на скачивание файла-отрывка.

Пока искала материалы, поняла, что на самом деле, их множество, нужно, чтобы попалась хорошая образовательная Интернет-платформа в виде Интернет-магазинов методической литературы.

занятие

Не могла, конечно, не поискать для вас книги и пособия на «Озоне»:

  • «Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе» – отличные материалы по технологии создания межвозрастного спортивного и игрового пространства дома или в ДОУ;
  • «Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе» – похожее пособие, мне понравилось;
  • «Разновозрастное неформальное образование. Ресурсы развития взрослого» – здесь рассматривается влияние разновозрастного совместного обучения и воспитания на личность взрослого человека. Интересное, по-моему, пособие¸ планирую сама его изучить.

Вообще не знаю, как можно было не найти литературу по программам для разновозрастных групп. Только, копни, называется, и она всплывет на поверхность. Вот нашла еще хороший Интернет-магазин «Книга.ру» – огромный выбор литературы по разным направлениям. Кто ищет, тот обычно находит, по себе знаю.

Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада

При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.

Основные цели программы для разновозрастной группы:

  • Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
  • Воспитание культурно-нравственных основ личности.
  • Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
  • Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.

Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:

  • Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
  • Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.

Показания для определения малыша в комбинированную группу

Если вы сами хотите, чтобы ваш малыш с особенностями по состоянию здоровья воспитывался и обучался в комбинированной группе, и таковая есть в садике, то вы подаете заявление на прием на имя заведующей. Кроме того, нужно принести разные документы:

  • Свидетельство о рождении или копия;
  • Заключения врачей: офтальмолога, логопеда, невропатолога, отоларинголога, ортопеда;
  • Выписка из истории развития ребеночка;
  • Рекомендация педагога-психолога, логопеда дошкольного учреждения, если ребенок уже посещает детсад.

Далее нужно будет взять направление и пройти специальную комиссию, которая дает заключение о возможности посещения ребенком такой группы. Обычно Положение о группе комбинированной направленности конкретного детского сада прописывает условия приема деток в эту группу.

инклюзив

Поскольку сейчас в ДОУ большинства областей нашей страны наполняемость высокая, то существует практика постановки ребенка в очередь на поступление в садик. Поэтому советую заранее позаботиться о собирании всяких справок и т.п. Знаю, что некоторые садики открыли электронную регистрацию в очередь. Так что не оставляйте этот вопрос на крайний срок.

Хотела поднять еще такой щекотливый вопрос, как негативное отношение некоторых родителей здоровых деток к воспитанию их совместно с детками с ОВЗ. Да, бывает такое, что прямо восстают мамаши против комбинированной группы, считая, что это может навредить их чаду.

Хочу сказать следующее: по опыту моих коллег, которые давно работают в комбинированных группах, пользу получают обе стороны. Здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкли воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья.

Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.

Добавлю еще пару слов…

Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…

Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...