Ребенок 2 года все отрицает

Кризис развития детей в возрасте двух лет, его признаки и причины. Как понять малыша в этот период и помочь развиваться правильно.

Уважаемые родители, терпение и еще раз терпение!

  1. Помните о том, что ребенок ничего не делает вам назло, он о вас вообще не думает! Выберите четкую линию своего поведения, строго следуйте выбранному направлению. Последовательность – это залог успешности ваших отношений. Дети в этот период очень открыты к общению, пользуйтесь этим.
  2. Посещайте детские студии и всевозможные «развивашки» для гармоничного развития своего малыша, успешной социализации во время общения со сверстниками, а при необходимости – детский сад.
  3. Позвольте ребенку быть самостоятельным там, где возможно, доверьте ему выполнение несложных поручений. Пусть он самостоятельно выберет одежду, даже если она будет смотреться не очень стильно, уважайте его выбор.
  4. Соблюдайте режим дня. Общеизвестно, что дети очень любят правила, так введите их в свою жизнедеятельность, пусть ребенок имеет возможность прилечь отдохнуть днем, обеспечьте ему полноценное питание, дозируйте просмотр мультиков, а вместо этого гуляйте 2 раза в день на свежем воздухе.

Соблюдая эти простые рекомендации, малыш скорее преодолеет проявления этого периода, конечно же, с вашей ненавязчивой помощью и безграничным терпением. Ведь ему сейчас намного тяжелее, чем вам! И если вы будете злиться, выражать недовольство или сравнивать своего малыша с более послушными соседскими детьми, вы сделаете ему еще хуже. Собственному малышу.

В трудные моменты постарайтесь абстрагироваться и вспомнить момент трепетного ожидания, чудо рождения новой жизни. Вспомните, как волновались, переживали, любили, ждали, как впервые взяли на руки маленький теплый комочек, частичку себя, свое продолжение… вспомнили? И вот вы, такие мудрые, умные взрослые сейчас его главная опора и поддержка в этом большом мире. Без вас он просто не сможет! По крайней мере, лет до 3-х, пока не осознает, что некоторые вещи может делать вполне самостоятельно. Но это тема следующей публикации.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как воспитывать упрямого ребенка

Чтобы разобраться, как воспитывать упрямого ребенка, стоит углубиться в механизмы возникновения и развития подобной черты. Предрасположенностью к проявлению упрямства в той степени, когда окружающие взрослые начинают обеспокоенно искать ответы является сам характер ребенка, складывающийся в процессе воспитания и тип его нервной системы, закладывающийся генетически. С проявлением врожденных качеств что-то сделать трудно, из вариантов остаются только приспособление и учет имеющихся особенностей. Поэтому основное внимание стоит уделить характерологическому аспекту, ведь сами по себе упрямиться дети не начинают – это ответная реакция на кризисные моменты взросления и отношения значимых взрослых.

Самой распространенной причиной упрямства является стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему ни права выбора, ни собственного мнения. В такой картинке мира невозможность ребенка осуществить требуемое (например, начать читать в три года или завязать самостоятельно шнурки после двух демонстраций) или несогласие выполнять (идти к обижающим, выбирать одежду, за которую дразнят) воспринимаются взрослым без учета объективных причин и субъективного восприятия ребенка, а сразу расцениваются как злой умысел. С подобной точки зрения видится лишь одно решение – сломать протест силой и тогда противостояние усиливается. А ребенок запоминает, что отстаивать себя нужно громко и применяя все возможные ресурсы, поскольку родитель не на его стороне.

Подобные взаимоотношения имеют влияние на дальнейшую судьбу. Обычно такие дети довольно жестоки к своим сверстникам, не испытывают доверия и все травмированы холодными семейными отношениями, складывающимися на противостоянии сил, а не на поддержке и душевной теплоте. Пути развития тут два, и оба они лежат на крайних полюсах – либо ребенок учится манипулировать и становится довольно жестким диктатором в собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям извне. Подобное подчинение в младшем возрасте в подростковом преображается в сильный кризисный период, где ломаются все родительские системы, и окружающие получают всю накопленную разрушительную энергию, подавляемую в детстве.

Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.

Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).

Существует также невротическое упрямство, развивающееся от длительного противостояния между родителями и ребенком, кода вместо поиска других путей, родитель решает взять ту же тактику и начинается соревнование упрямств. Единственная разница в том, что психика ребенка еще не окрепла и именно отстаивание своего мнения сейчас формирует личность, что оказывается невозможным. Из последствий подобного воспитания проистекают детские неврозы и заикания, беспочвенные страхи, бессонницы и проблемы с речью вплоть до отказа говорить.

Отсутствие чёткой линии в поведении родителей делает нестабильным ребенка. Когда действия родителей последовательны, требования всегда одинаковы и ребенок понимает чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны, возраст упрямства проходит значительно легче для всех членов семьи.

Кризис двух лет — неотъемлемый этап развития детей

Кризис двух лет — неотъемлемый этап развития детей

Любой кризис развития и становления психики вызван несовпадением желаний и возможностей. В два года основные факторы — это развитие у детей независимости и поиск путей выражения фрустрации и разочарования. Определить, что кризис на подходе, и в доме скоро появится «ужасный двухлетка», несложно: вчерашний милый малыш «отращивает» собственное мнение, и слово «нет» становится основным в речи ребенка. Он не согласен ни с чем, особенно с логичными доводами, а попытки противостоять его желаниям вызывают бурные, порой истеричные реакции. Помните детей, падающих на пол или на землю с рыданиями под осуждающие возгласы взрослых, хотя четкой причины нет? Скорее всего, им как раз два года.

Несмотря на то, что двухлетние дети не соглашаются с родителями и устраивают «сцены», не стоит принимать их действия, как акт неповиновения, направленный на взрослого. Они действительно учатся понимать, как действовать самому, в каких пределах можно двигаться, и как можно выразить разочарование на понятном маме языке. Поэтому задача взрослого в это время — помочь малышу учится максимально эффективно и двигаться в нужном направлении. Как?

MedAboutMe предлагает 6 стратегических советов, одобренных психологами нескольких стран и проверенных мамами и папами на своих детях (и своих нервах!).

Откуда берутся капризы?

Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

  • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
  • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
  • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.

Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании — малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.

Период отрицания

Каждый из нас попадал в ситуации, когда надо было выразить собственное мнение, отстоять свою точку зрения и твердо сказать «нет», и каждый знает, как подчас нелегко бывает это сделать. Семья то самое защищенное и комфортное место, где мы с самого раннего детства учимся основополагающим жизненным вещам, в том числе давать отпор, когда на тебя наступают. Недавние исследования показали, что дети в возрасте 2-3-х лет спорят с родителями до 20 раз в час! Ох уж это «нет», которое звучит постоянно из уст ребенка по разному поводу, будь то еда, прогулка, сон или даже игра, и буквально сводит с ума. Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Может быть, что-то не так с малышом, или со мной, а может быть, мы его не так воспитываем, и на почве вседозволенности и потаканий взрастили сочные плоды упрямства и каприз? Что с этим делать?» Ничего особенного или удивительного в этом нет, просто наступил такой возраст, когда малыш самоутверждается, выстраивает для себя границы дозволенного, пробует свои силы и возможности. Сохранять выдержку и спокойствие, не поссориться между собой обвиняя друг друга или в излишней мягкости, или излишней строгости бывает очень непросто.

Слово «нет» имеет разные смыслы: малыш может быть чем-то обижен, расстроен, плохо себя чувствовать. Не всякий взрослый может объяснить причину своего плохого настроения, прямо об этом сказать, а ребенок не только не может, а просто не умеет, еще не научился. Надо постараться его понять, понять, что с ним происходит, в чем причина протеста и раздражения. Но чаще всего, когда 2-3-х летний карапуз говорит «нет», то, имеет в виду «я сам». Справиться с маленьким упрямцем помогут небольшие хитрости и приемы, не раз проверенные на практике:

  • При любом удобном случае предоставьте возможность ребенку самостоятельно принимать решения. Например, посоветуйтесь с ним, какой формы пирожки вы будете лепить, какие овощи положите в суп, какие продукты купить в магазине, какой краской выкрасить стены. Таким образом, у маленького человека появляется возможность что-то решать.
  • Не требуйте ничего категорично, и не задавайте вопросы, на которые однозначно можно ответить «Нет!». Например, вместо вопроса «Будешь есть кашу?» спросите « В какой тарелке будешь есть кашу: в белой или с узорами?». Вместо требования «Сегодня на утренник надеваем белое платье в красный горошек!» предложите «К платью в горошек подберем белые или красные туфельки?»
  • Постарайтесь в форме игры подвести ребёнка к решению, которое всех устроит. Вот варианты ответов на некоторые «не хочу».

«Не хочу домой!»

Не стоит резко прерывать захватившую ребенка игру и насильно тащить его домой. За некоторое время до конца прогулки надо постараться его отвлечь и переключить на что-то интересное. Если это будет уже знакомый малышу приятный ритуал, то сделать это будет гораздо проще. Например, покормить птичек, покататься на плечах у папы и т.д.

«Не хочу играть!»

Не настаивайте, просто начните сами делать то, что вам интересно – строить домик в песочнице, или возводить крепость из конструктора. Через некоторое время ребёнок заинтересуется и обязательно к вам присоединится. Похвалите его за поддержку и потихоньку передайте инициативу в его руки.

«Не хочу спать!»

Необходимо укладывать малыша спать в одно и то же время. Попробуйте поговорить с ребенком об отдыхе от лица игрушки или сказочного персонажа. Хорошо, если он сам выступит в роли папы или мамы по отношению к любимой кукле или мягкой игрушке, поговорит с ней, поубаюкивает.

«Не хочу вставать!»

Пробуждение тоже можно сделать приятным ритуалом. Хорошо тихо включить красивую музыку, или любимые мультики, погладить спинку, поцеловать малыша, прошептать знакомый стишок или песенку.

«Не хочу есть!»

Режим питания, активное движение и запрет на «хватание со стола» и «перекусы» способствуют хорошему аппетиту. Если все члены семьи дружно сели за обеденный стол, то малышу будет трудно удержаться и не попробовать, что же там положили в тарелку. Привлеките своего кроху к подготовке к обеду, поручите расставить тарелки, разложить салфетки и т.д. И не забудьте при этом похвалить маленького помощника, отметить лучшие моменты ( как он быстро и аккуратно все сделал) его стараний.

Не заставляйте ничего делать ребенка насильно, громкие крики тоже мало помогут, просто запаситесь терпением и будьте внимательны и тогда обязательно «общий язык» найдется. Если заставлять малыша делать все по-своему, это лишит его всякой инициативы, он будет чувствовать себя слабым и беспомощным. Нетрудно представить, что навязывая свою волю, мы развиваем в нем робость, инфантильность, а протестуя, он может стать еще более упрямым или даже злым. Наверное, вы мечтаете не о том, чтобы став взрослым, он плыл по течению жизни, им управляли все кому не лень. Сопротивляясь и говоря «нет» малыш тренирует характер, учиться быть личностью со своими мыслями и чувствами, а не тем, кто послушно выполняет запросы других. Он будет жить, как сам того хочет, а не как он должен по чьему-то мнению. Тогда повзрослев, он без колебаний скажет твердое «нет», если кто-то предложит участие в сомнительных авантюрах. Будьте творцами и не исполнителями чьей-то воли, помогите своему ребенку преодолеть эту сложную ступеньку становления и развития в лестнице жизни, и это в будущем окупиться сторицей.
Назад к списку статей

Правильная реакция на истерику

Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.

Истерика Истерика – часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками

Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.

Управление истериками малыша

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать). В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

  • Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами. А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него).

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать. Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность.

Признаки

При характерной индивидуальности каждого ребенка, проявляется кризис трех лет у большинства детей следующими признаками:

  1. 1. Отрицание всего и непослушание. Ребенок начинает протестовать буквально всегда — он отказывается сложить игрушки, одеться на улицу, есть, спать, идти в сад, почистить зубы и делать многое другое. Если он уже достаточно хорошо говорит, то способен дополнять свой отказ фразами типа»Не хот этот суп, он противный», «Не пойду в сад, воспитательница плохая» и подобными репликами. Родители, которым удастся посмотреть на эти ситуации со стороны, могут заметить один важный момент. Такое поведение имеет место тогда, когда мама и папа перестают быть для малыша защитниками и находиться на его стороне. Например:
  • он просит конфету или какую-то заинтересовавшую его вещь, а ему отказывают.
  • в доме тепло, а от него требуют надевать зимнюю одежду, потому что где-то вне помещения холодно;
  • ребенок увлечен игрой, вторгается мама с требованием обедать, а потом спать.

В сознании маленького человека, который еще не умеет отчетливо говорить, формируется убеждение, что как только он научится высказывать свои требования и его речь начнут понимать, — он будет получать желаемое. Когда этого не происходит, он страдает. Детский мозг его еще не зрел, и он не умеет контролировать эмоции, поэтому гнев и отчаяние поглощают его полностью. Чем больше запретов и диктатуры в воспитании ребенка, тем чаще возникают вспышки отрицания, переходящие в истерики.

  1. 2. Желание все делать самостоятельно. Он начинает осознавать себя отдельной от родителей личностью и стремиться справиться со всем сам. Даже если это занимает много времени и рушит планы, ему это необходимо. Это сложное открытие для ребенка, ведь с одной стороны появляются новые возможности, с другой — это что-то неизвестное, а значит, страшное. Пресечение таких попыток приводит к отрицанию.
  2. 3. Нехарактерное ранее или характерное в гораздо меньшей мере упрямство. Ребенок будет отстаивать свою позицию и желания всеми доступными для него способами: криками, плачем, имеющимися словами, драками. Это естественно и свидетельствует о его нормальном развитии.
  3. 4. Обесценивание. Во время очередного скандала обожаемая раньше мать может услышать от ребенка, что она плохая и он ее не любит.
  4. 5. Деспотизм. Чаще всего проявляется у тех малышей, которые являются единственным ребенком в семье. Они начинают требовать беспрекословного подчинения от взрослых, и любой отказ им подчиняться заканчивается истериками.

Эти признаки проявляются у каждого ребенка по-разному: у одних все и в полной мере, у других один и неярко.

Должна ли быть у ребенка свобода выбора?

Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.

info.png

Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.

Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?

С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.

Проказник Взрослые часто думают, что их дети проказничают. Но на самом деле ребенок подобным образом может выражать самостоятельность

Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.

Распознавайте симптомы вовремя

Распознавайте симптомы вовремя

Шансы на истерику возрастают, если ребенок устал и хочет спать, проголодался или перевозбужден: вот почему детей на полу чаще всего можно видеть в супермаркетах. Они перевозбуждаются от обилия шумов, визуальных раздражителей, устают, а продукты на полках разжигают аппетит — все способы негативного влияния сразу.

  • Что делать?

Естественно, отслеживать симптомы, говорящие об усталости и голоде, и предвосхищать истерику. Предложите малышу перекусить вовремя, лечь поспать или поиграть в тихие игры прежде, чем он дойдет до стадии потенциального взрыва.

Советы психолога

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг — активные игры на свежем воздухе.

Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем – четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...