Почему дети ругаются матом. Возрастные особенности проблемы. Как правильно реагировать взрослым. Действенные методы и типичные ошибки. Советы психологов.
Почему дети матеряться
Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:
- не учтены возрастные особенности;
- невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
- общая педагогическая запущенность;
- особенности формирования детской личности.
Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.
Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.
Вербальная самозащита
Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.
Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.
В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?
Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.
Родительская невнимательность
Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.
Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.
Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.
Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.
Возрастная психология
Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:
- В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
- К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
- Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.
Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.
Замечание педагога.
Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.
Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.
И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.
Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.
Причины употребления детьми нецензурных выражений
Причин, по которым в речи ребёнка могут появиться матерные слова и выражения, довольно много.
Подражание
Дети — это маленькие подражатели. Вначале объектами для копирования являются мама и папа, затем к ним добавляются сверстники на детской площадке, друзья из детского сада, одноклассники, любимые мультгерои, актёры, музыкальные исполнители. Естественно, если кто-то из близкого окружения малыша периодически использует нецензурные слова и выражения, ребёнок это быстро запомнит.
Весь секрет в том, что когда люди ругаются матом, они обычно проявляют при этом сильные эмоции (соответствующий тон, выражение лица). Дети очень хорошо запоминают такие вещи.
Если же бранные слова употребляют дома мама и папа, то малыш начнёт их повторять со стопроцентной гарантией. И речь идёт не только о неблагополучных семьях, но и о вполне интеллигентных. Ведь даже воспитанный человек может с помощью слов выплеснуть негативные эмоции, если, например, облился кипятком, уронил на ногу тяжёлый предмет и пр.

Даже культурные родители могут выругаться в сердцах в непредвиденных ситуациях — ребёнок же всё это впитывает как губка
Вербальная самозащита
У ребёнка в разном возрасте может проявляться агрессия. Если малыш боится физически проявлять агрессивное поведение (взрослые наказывают за удары, щипки, укусы и пр.), то на первый план выходит речь как форма выражения эмоций и самозащиты.

Иногда матерные слова у ребёнка становятся способом вербальной самозащиты, проявлением агрессии
Желание привлечь внимание
Возможно, употребляя нецензурные слова, ребёнок пытается обратить на себя внимание взрослых, которые слишком заняты своими проблемами.
Когда всё идёт нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.
Но когда ребёнок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся — бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребёнком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребёнку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.
Самоутверждение
Такой мотив характерен, как правило, для подросткового возраста, когда для ребёнка становится очень значимым получить признание, одобрение у авторитетных сверстников. Мальчик или девочка таким способом приспосабливается к обществу, в котором хочет находиться, показывает свою взрослость (по этой же причине многие тинейджеры начинают курить, пробовать алкогольные напитки). Причём дома при родителях школьник может контролировать себя, нецензурные слова будут лишь изредка «прорываться», а в компании уже будет свободно материться (ведь он не хочет быть «белой вороной»).
У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещённые» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Подростки, употребляющие матерные слова, кажутся сами себе более взрослыми, а не маменькиными сынками и дочками
Видео: почему дети матерятся (опрос прохожих на улице, в том числе самих детей)
Ребенок сам не знает, что говорит. 2-3 года
Словарный запас двух-трехлетнего ребенка невелик. Если дома вы не употребляете бранных слов, то, услышав «нехорошее» слово на улице, он просто запоминает необычное звукосочетание, интонацию, с которой его произносят, но не понимает его значения.
Если он запомнил только слово (ходит и бубнит какое-нибудь нецензурное выражение), то это, конечно, нужно прервать, но не стоит акцентировать внимание ребенка на «неприличности» происходящего. Просто попросите его прерваться, сказав, что вам неприятно это слово, оно грубое и некрасивое.
Если ребенок запомнил негативную интонацию, с которой используется ругательство, и воспользовался им в подходящей, на его взгляд, ситуации, то акцент все равно должен быть смещен с лексики на ситуацию! К примеру, можно сказать примерно следующее:
«Слово, которым ты меня обозвал, очень сильно задело и обидело меня. Мы никогда не используем его, потому что оно слишком грубое. Ты действительно хотел так сильно меня обидеть? Что случилось, давай разберемся вместе?»
” Важно! Не стоит игнорировать такое поведение ребенка, иначе он посчитает, что вы «разрешили» употребление бранного слова. После пятнадцатого случая уже совершенно нелогично говорить «нельзя».
Почему малыш ругается?
Малыши в три года произносят нецензурные слова неосознанно, то есть, он пока ещё не понимает, что это плохо. Многие взрослые удивляются: «Почему изо всех слов, он выбрал именно ЭТО!». Как раз, в этом нет ничего удивительного – такие слова говорятся очень эмоционально, с особенной интонацией. Собственно выразительность и эмоциональность таких слов привлекает ребенка. Потом эффект становится бурной реакцией родителей на слова, которые говорит малыш. Задача взрослых – сделать все, чтобы произношение таких слов не вошло малышу в привычку. Родителей, детское сквернословие может привести в шок, но попытайтесь сдерживать свои эмоции и не отвечать так остро. В спокойном тоне скажите и объясните ребенку, что такие слова не красиво произносить.
Не редко малыши говорят нецензурные слова, чтобы «притянуть» к себе внимание. Ведь малышам для психологического развития надо много родительской любви и ласки. Недополучая этого, малыш будет разными способами добываться внимания. О неважно, вызывает это смех или наказание, он точно увидит, что родители к этому не равнодушные. В таком случаи, взрослым надо уделять много времени своим малышам, постоянно играть с ними и интересоваться детскими желаниями.
Может быть, малыш ругается потому, что не хочет быть похож на других. Например, подражает родственнику или другу. Второй малыш может подражать старшему ребенку. И услышав грубое слово, он может воспринимать их как проявление независимости и «взрослости». Малыши часто идеализируют героев мультиков, фильмов, думая, что все, что они делают – это хорошие поступки. Поэтому старайтесь очень внимательно контролировать атмосферу, в которой находится малыш. Выбирайте мультики, которые соответствуют возрасту малыша.
Также причиной сквернословия может быть желание отомстить или «насолить» родителям. Например, появление в семье второго малыша, запрет делать что-либо, за не купленную новою игрушку. Малыш переживает из-за мелких и больших неприятностей и показывает эмоции руганью. Вероятно, у ребенка появились трудности – плохие отношения с сёстрами или братьями, выполняет что-то хуже всех, не научился играть в игру. Малыш хочет, чтобы его успехи и достижения были оценены.
Причины использования мата
Самые распространенные причины употребления бранных слов детьми:
- повторение слов, услышанных в доме или от знакомых;
- способ преодоления страха для застенчивых детей, т.к. ругательства дают иллюзию могущества;
- выражение негативных эмоций (обиды, злости, разочарования) при помощи психологической разрядки в виде ругани.

«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»
— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.

Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».
— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним.
Ребенок пытается привлечь ваше внимание. 5 лет
Если, услышав нецензурное слово из уст ребенка, вы впали в панику, подробно обсудили с ним его смысл и значение и почему его не стоит произносить (или, что еще хуже, не объяснили никакого значения, а просто бурно и многословно запретили), осмеяли, осудили, обсудили инцидент с родственниками, то… То будьте уверены, ребенок точно запомнит это бранное слово!
В другой ситуации, когда ему потребуется гарантированно привлечь внимание, он не преминет воспользоваться этим опытом. К примеру, в доме много гостей, суета, шум, ребенок выпал из вашего поля зрения…
«@#$%^&*» — торжественно и звонко произносит дитя во внезапно возникшей паузе. Эффект будет не меньшим, чем от фразы «К нам едет ревизор». Ребенок наслаждается произведенным впечатлением.
” Важно! Не стоит уделять чрезмерное внимание случайно проскочившему у ребенка бранному слову, иначе он будет использовать его «назло».
Дошкольный возраст
В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.
Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.
Речевой навык
Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.
Слова-связки
Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.
Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.
Манипуляции
Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.
Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?
В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.
«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.
Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.
Прием 1.
Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.
Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.
Прием 2.
Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.
Что делать, если ребёнку от 2 до 5 лет и он матерится?
Если чадо в возрасте двух-трёх лет заматерилось, значит, это Вы где-то обронили брать. Так как маты являются результатом речевых подражаний. Прежде всего, родителям. Как только ребёнок услышал новое слово, так тут же может его и повторить. Либо применить его позже. И это без всякого понимания того, что оно означает. Наилучший вариант развития событий в контексте данного возраста – полное игнорирование того, что произошло. Не смейтесь, не умиляйтесь, так как в таком случае это будет повторяться всё чаще и чаще, пока Вам не надоест. А после Вы будете ругать ребёнка за то, что Вам совсем недавно нравилось и заставляло смеяться. И ругать также нельзя ввиду того, что кроха и причину-то понять не сможет, а вот внимание на проблеме заострит.
В том случае, если мат был «уловлен» малышом в конкретном контексте и со злым, раздраженным лицом, то кроха поймёт, что его можно применять в ситуациях, когда злишься. Дети в возрасте трёх-пяти лет очень сильно улавливают эмоции и моделируют их. Эдакий тест реакции родителей для проверки дозволенных границ.
Лучше спокойно и строго говорить ребёнку о том, что в «нашей семье такие выражения не произносятся, так как кого-либо оскорбляются и являются ругательствами». Это будет наиболее разумным выходом с трёх до пяти лет.
Фото:Pixabay.com
Основные ошибки родителей
Психологи рекомендуют родителям не пугаться и не терять голову, услышав матерные слова, сказанные ребенком. Слишком бурная негативная реакция может подействовать на детей отрицательно. Поэтому родителям рекомендуется избегать таких действий:
- применять физическое наказание за ругательства (ударять по губам, заставлять мыть рот и прочие), т.к. это вызовет ответную реакцию и враждебное отношение, нанесет психическую травму;
- запрещать использование «плохих» слов категорически, не приводя объяснения;
- переводить ситуацию в шутку, делая вид, что это может всех повеселить;
- воспитывать и стыдить детей при посторонних, что вызовет озлобление и замыкание в себе;
- пытаться выяснить у ребенка источник, из которого он почерпнул бранные слова, т.к. применение нажима способно испортить отношения в семье;
- употребление ругательств самими родителями и одновременный запрет для ребенка приводят к воспитательному диссонансу;
- делать попытки изоляции ребенка от внешнего мира, что невозможно сейчас, в эпоху максимальной информационной доступности.
Однако создавать вид, что ничего страшного не произошло, также не является хорошим выходом из ситуации. Тогда ребенок решит, что в ругани нет ничего плохого, и будет прилагать усилия к ее совершенствованию и увеличению негативного словарного запаса.

Оценить статью
Статьи на эту тему
- 8 типов интеллекта Г. Гарднера
Знаменитый американский психолог и специалист в области клинической психологии Говард Гарднер (известный автор понятия «множественный интеллект») пришел к выводу, что человеческий интеллект можно разделить условно на 8 типов
- Чем занять ребенка перед сном?
Вечерний дневник.Для этого занятия подойдет блокнот, записная книжка в переплете или просто листы бумаги.Вместе с ребенком записывайте, какие примечательные события произошли в этот день. Спросите, что ему особенно запомнилось, и запишите. Некоторые дети будут с удовольствием долго и подробно рассказывать о том, ‘что им хотелось бы записать. Другим потребуются наводящие вопросы: что тебе понравилось сегодня больше всего? Тебя что-нибудь расстроило? Ты хочешь завтра опять этим заняться? Вспомни какой-нибудь забавный случай. Расскажи, что нового ты узнал сегодня…
- Оригинальные идеи дизайна детских комнат
Когда дело касается оформления детской комнаты-фантазии есть где разгуляться! Множество разнообразных вариантов дизайна вы можете найти в интернете или выдумать самостоятельно. Мы подобрали для вас несколько классических вариантов оформления в супергеройском стиле, для будущих космонавтов, капитанов и конечно для маленьких принцесс.
- Зимний рацион малыша
По большому счету особых различий между зимнем рационом и летним нет, да и вопрос питания — достаточно индивидуальный. Но все же в холодное время года хочется поддерживать запас витаминов, набранных летом, укреплять иммунитет и противостоять простудным заболеваниям..
- Не просто завтрак, а целое искусство!
Всё просто, а какая красота! И главное,как аппетитно! Даже самый привередливый ребенок не откажется от такого завтрака!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста,
зарегистрируйтесь
или авторизуйтесь!
Видео: что делать, если ребёнок ругается матом (советы детского психолога Екатерины Кес)
Психолог указывает, что насильно заставить ругаться матом невозможно. Если бранными словами ребёнок бросает маме вызов («я здесь главный, и разговариваю, как хочу»), не нужно его принимать (угрожать дать в ответ по губам — так взрослый включается в эту игру). Нужно отвернуться и заняться своими делами. Другой вариант — сказать, что «туалетные» слова нужно говорить в туалете и предложить своему чаду туда отправиться.
Школьный возраст
Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.
Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.
Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.
Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.
Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».
На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть.
Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.
Чего нельзя делать родителям?
- Использовать жёсткие запреты и грубость в ответ;
Нельзя затыкать ребёнка: «Да как ты смеешь!», «Чтобы я больше такого не слышала!» и т. д. Авторитет свой этим вы не поднимете, а вот страх у малыша может закрепиться, особенно, если матерные слова он произнёс неосознанно.
- Применять физические наказания (в том числе, шлёпанье по губам): они могут привести к появлению различных комплексов у ребёнка, вплоть до заикания;
- Ругать малыша за мат, говоря, что детям плохие слова употреблять нельзя, но продолжая использовать их в собственном («взрослом») лексиконе;
Ребёнок в таком случае делает вывод, что нецензурные выражения – это признак взрослости, надо говорить их чаще – тогда быстрее можно вырасти.
- Реагировать смехом. Это верный признак того, что вы поощряете поведение малыша и, скорее всего, ему вновь захочется вас повеселить;
- Критиковать детей, в присутствии других людей. Публичное осуждение всегда вызывает множество негативных эмоций, не принося нужного эффекта.
Подростковый возраст
Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:
- директивные запреты;
- гиперконтроль;
- строгие наказания, ограничения, лишения;
- ультиматумы;
- скандалы.
Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.
Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.
Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?
Видео: советы семейного психолога Ольги Коноваловой
В дошкольном возрасте малыш словно пробует на вкус новые слова. Не нужно его за это ругать, особенно если родители сами допускают бранные слова. Недопустимо смеяться в ответ на мат из уст ребёнка — он будет стараться и в дальнейшем развеселить близких. В подростковом возрасте брань — атрибут взрослой жизни, снятия запретов, проявление бунта, подростковой субкультуры. Задача взрослых — объяснить, что это не так.
Чего делать нельзя
Не запрещайте мат просто так
То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого — да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.
«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв. А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего. Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.
Не обобщайте
Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).
Не делайте из мухи слона
Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.
Не стыдите ребенка прилюдно
Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице — не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих. Понятно, что родителям за ребенка стыдно — но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь. В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.
Видео: рекомендации психолога Татьяны Уховой
Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.
Когда ребенку 8-10 лет
После периода адаптации дети младшего школьного возраста прекрасно осваиваются среди своих одноклассников и начинают засматриваться на тех, кто постарше, пытаясь им подражать, чтобы казаться взрослее. Это часто проявляется в употреблении ругательств. Методы, как отучить ребенка материться в 8 лет и старше, должны отличаются от детских.
В таком возрасте подрастающим личностям будет интересно узнать о том, что употребление мата очень распространено в среде преступников и бандитов, о чем родителям стоит провести беседу. Психологи рекомендуют показ фильмов о жизни тех, кто попадает в детскую колонию, при этом следует отнестись к такому вопросу серьезно, т.к. позднее восприятие ребенка может измениться. Из-за плохого общения в школе у него сформируется искаженный взгляд на способы выражения своих эмоций и культуру речи.
В возрасте 8-10 лет многие дети выбирают идеал для подражания в виде героя мультфильма или кино, популярного певца и т.д. Если же выбранный герой употребляет нецензурную лексику, то ребенок его начинает копировать, пытаясь так казаться более взрослым и сильным. Задача родителей, стремящихся отучить ребенка материться в 10 и 9 лет, состоит не в «обливании грязью» героя, а объяснении того, почему стоит подражать только лучшим чертам данного человека, а не копировать его недостатки, к которым относится и мат.
Ваше чадо должно уяснить, что слепое подражание другому человеку не является правильным, следует научиться самостоятельному мышлению и умению формулировать свои мысли нормальными словами. В такой период родителям необходимо следить за тем, что читает и какие фильмы смотрит молодое поколение.

Простые приемы на каждый день
Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.
- Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
- Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
- Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
- Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
- Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
- Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
- Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
- Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
- Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
- Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
- Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
- Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
- Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
- Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
- Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
- Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.
С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.
Советы и рекомендации психологов
Способы воспитания и применения методов, как отучить ребенка материться, полностью зависят от возраста и характера отпрыска, а также последовательности выполнения правил самими родителями. Поэтому основные рекомендации следующие:
- никогда в семье не употреблять бранные слова и не ругаться в присутствии детей;
- обращать внимание отпрыска на то, что мат обычно является признаком необразованности и отсталости людей, которые не смогли достичь успеха в жизни;
- если после воспитательной беседы чадо продолжает активно выражаться, то его лучше наказать, четко объяснив причину;
- стараться сформировать у ребенка положительную самооценку, чтобы он мог считать себя личностью, а не стараться подражать другим;
- оказывать постоянную психологическую и социальную помощь своим детям, чтобы вовремя защитить от враждебного мира, иначе они начнут защищаться своими методами, используя ненормативную лексику;
- наблюдать и корректировать (пока это возможно в раннем возрасте) круг общения, помогать находить хороших друзей;
- оригинальным, но действенным методом считается повышение доступности запаса ругательств: дать почитать словарь или сборник ненормативной лексики;
- отучить ругаться подростка можно только если установить с ним дружеские и доверительные отношения, поговорить откровенно и, найдя причину такого поведения, внести предложение об использовании других способов общения со своими друзьями.
Самое главное, чтобы борьба с матом не оказывала влияние на отношения в семье, которые всегда должны быть дружескими и благожелательными.