Ребенок рисует черным цветом – что это значит

Говорят, что психологи по рисункам детей проводят целые тесты, вплоть до оценки уровня интеллекта. А могут ли это сделать родители? На что обратить внимание?

1. Изменения

Вы заметили, что рисунки малыша стали другими (резко поменялись стиль рисунка, цветовая гамма, сюжет, а также частота рисования). К примеру, ребёнок всегда рисовал яркими жёлтыми красками, а тут вдруг выбирает совсем другие цвета или только один, другой. Такие перемены могут говорить о том, что с ребёнком что-то происходит, его что-то тревожит или беспокоит.

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Если ребенок рисует на стенах 

Ребенок 2-3 лет еще не умеет рисовать, он даже не сразу понимает, что у листа есть края. Его движения еще плохо скоординированы – он черкает карандашом по бумаге и нечаянно выходит за границы листа. Тут он обнаруживает, что след от карандаша остался и на столе. Это вызывает интерес. Он тут же начинает рисовать и на столе. 

В этом возрасте ребенок не стремится точно изобразить домик, солнышко, цветок или машину. Он рисует «каляку-маляку» и называет ее мамой или папой, машиной или домиком. Ему не важна точность собственного рисунка, его увлекает творческий процесс, полет фантазии, изучение свойств предметов (в данном случае карандаша, ручки, фломастеров, красок). Для ребенка важно то, что он что-то сделал, произвел сам. Например, провел карандашом черту в папиных бумагах или маминой книге. 
 

В представлении малыша очень интересно рисовать и на стенах, ведь стена отличается по своим свойствам от альбомного листа, где его обычно просят рисовать взрослые. Рисование на стене дает ребенку новые ощущения и впечатления, ведет к проявлению любопытства – признака живого ума. Удовлетворенное любопытство перерастает в любознательность — любовь к знаниям, стремление к познанию, то есть переходит на  более сложную ступеньку развития познавательной деятельности. 

2. Характер линий

Если рисунок выполнен ясными, чёткими линиями, значит, ребёнок открыт перед миром, уверен в себе или просто чётко представляет себе что он рисует. Когда линии слабые, еле заметные, стоит задуматься.

Самый простой вариант — ребёнок просто не умеет пользоваться ручкой или карандашом или у него неподходящий инструмент. Ведь родители не всегда используют правильные карандаши и даже не всегда знают, что есть карандаши для детей 2 лет, 3-5 лет, для школьников.

Второй вероятный вариант — ребёнок плохо представляет, что его просят нарисовать, но боится спросить. Или он в целом не очень уверен в себе. Возможно, его мало хвалят, обнимают, у него мало друзей и т. д. Такому ребёнку больше рассказывайте об окружающем мире, хвалите даже за маленькие успехи, чаще проводите время вместе.

Есть более серьёзные причины нечётких линий. Иногда слабость руки — следствие неврологических нарушений. Ребёнок при этом может ни на что не жаловаться. Дети до 10 лет не всегда адекватно могут ощущать боль и понимать, что и где болит. Из-за чего многие заболевания, связанные с нарушением работы нервной системы, костно-мышечного аппарата, диагностируются достаточно поздно. Взрослым кажется: ребёнок ленится рисовать или писать красиво, не старается. Про болезнь никто не думает, ведь больной по нашим представлениям должен страдать. А этого нет. Если вы заметили, что в рисунках ребёнка фактически нет нажима и это не связано с первыми двумя причинами, стоит показать его неврологу или хирургу. Нередко диагностируют такие нарушения здоровья у школьников, у которых плохое правописание и патологическая неграмотность. Но они легко устраняются, если с ребёнком начать вовремя заниматься.

3. Штриховка

Обращайте внимание на её количество на листе. Если штриховки слишком много и особенно если она выполнена с сильным нажимом, это может говорить о повышенной тревожности ребёнка, наличии страхов или плохом настроении. Например, ребёнок заштриховывает не только фигуры, но и всё пространство вокруг них, штриховка выходит за границы предметов, появляется там, где совершенно неоправданна.

Если вы это заметили, не стоит тут же приставать к ребёнку с расспросами, что его пугает или беспокоит, лучше самим проанализировать ситуацию в семье. Не создали ли взрослые почву для детских тревог? Если ребёнок видит, как мама с папой ссорятся каждый день, он начинает тревожиться. Ему же никто не объяснил: родители ругаются не потому, что не любят друг друга. Повод может быть самый банальный (скажем, мама хочет кухню красного цвета, а папа — белого). Но взрослые не хотят пояснять такие вещи ребёнку. Часто неумеренная штриховка появляется при переезде и поступлении в другую школу, при появлении в семье нового человека. Если ребёнку больше 6 лет, возможно, он сможет ответить на вопрос, что его тревожит. Если ребёнок младше, понаблюдайте, как он играет, — многое сможете понять. Не получается справиться самим — стоит обратиться к психологу.

4. Стереотипность

Ребёнок рисует одно и то же на протяжении долгого времени. Родителям девочек не стоит сразу пугаться, что дочери рисуют только принцесс, а родителям мальчиков, что те рисуют только машинки или драки. У детей есть так называемые эпохи развития, соответствующие возрасту увлечения, переживания. Например, эпоха увлечения динозаврами и теми же самыми принцессами, машинами — почти все дети это проходят. Но и те и другие могут быть разными — от рисунка к рисунку. Это нормально. Стереотипность — это когда в рисунках нет динамики. Если принцесса, то она всегда одета одинаково. Или малыш всё время рисует один и тот же домик, солнышко и травку. Иногда такие стереотипии могут отражать нарушение восприятия, внимания. Не стоит сразу пугаться, что ребёнок психически болен или у него замедленное развитие. Возможно, у него просто есть определённые трудности с тем, как изобразить мир. Если вы замечаете стереотипию в рисунках ребёнка, нужно проконсультироваться у психолога, чтобы вовремя решить проблему.

5. Сюжет

Помните: дети отражают в рисунках то, что мы помогли или позволили им узнать об окружающем мире. Смотрите на рисунки как на рассказ об их представлении о мире, в котором они живут. Если вы увидели что-то, чего не должно быть в детской картинке, нельзя сразу кричать: «Как ты посмел такое нарисовать?» Прежде чем пугаться, спросите: «А это что у тебя нарисовано?» Если ребёнок ответил, что он так нарисовал птичку или рыбку, не надо указывать ему на ошибки, правильнее отреагировать так: «Ух, а я не сразу узнал» или «Теперь понятно». Иногда родители могут заметить рисунки с сексуальным содержанием у детей младшего возраста. Чаще они вызваны любопытством и освоением новых навыков, а ещё тем, что дети любят срисовывать. И если журналом, который ребёнок нашёл, было глянцевое издание для взрослых, лежавшее в столе у папы или старшего брата, он будет срисовывать оттуда. Нередко испуганные родители заталкивают в кабинет психолога своё чадо и требуют: «Разберитесь, как он может такое рисовать!» И оказывается: в «сомнительном произведении» совсем не то, что привиделось родителям. Ещё раз подчеркну: не всегда нарисованное ребёнком реально существует в его жизни.

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

  • темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Расположение цвета на рисунке

Во время интерпретации детского рисунка важно обратить внимание на локализацию и количество черного цвета в работе. К основным вариантам изображения относятся:

  • Выделение определенного мрачного объекта на красочном фоне или без него. Такой сюжет говорит о том, что малыш ощущает проблему и старается отделить ее от себя. Если предмет расположен не в центре, а сбоку, значит маленький творец успешен в своем начинании и в силах справиться со страхом, неуверенностью или угрозой.
  • Рисунок, выполненный полностью в смоляных и угольных оттенках, занимающих все пространство листа – показатель того, что ребенок охвачен состоянием страха, депрессии и отчаяния. Малышу трудно самостоятельно справиться с ситуацией и требуется помощь близких людей.
  • Черным закрашена часть рисунка, с нанесенным ранее другим цветом. Есть три причины, почему художник так поступил:
  1. ребенок хочет спрятать нарисованное;
  2. он устал и хочет поскорее завершить работу;
  3. ему не нравится то, что у него получилось.

7. Заплатки и кресты

Заплатки на частях тела человека, не свойственные внешнему виду, переплетённые руки или ноги. Если такие детали повторяются регулярно, возможно, ребёнка беспокоит болезнь. Располагаются заплатки обычно на месте органа, который болит.

8. Расположение рисунка на бумаге

Если рисунок едва помещается на листе бумаги, это может говорить о том, что ребёнок крайне эгоцентричен. Он хочет заполнить собой всё пространство, быть в центре внимания. Иногда это признак избалованности, скажем, когда в семье один ребёнок и все близкие его превозносят. А иногда наоборот — ребёнка обделяют вниманием. Остаётся показывать своё «превосходство» на бумаге. Бывает, что дети рисуют фигуры правильного размера, но берут слишком большой лист. Тогда изображённый предмет кажется мелким, но он действительно такого размера в жизни. Это может говорить о высокой самооценке. Уровень притязаний выше, чем он сейчас имеет. Дайте возможность ребёнку проявить себя, раскрыть потенциал.

Рисунок может стать сигналом проблем с психикой ребёнка. А чтобы вы смогли заметить это, храните детские рисунки хотя бы год, сравнивайте их. Как минимум у вас будет повод радоваться растущему творчеству и мастерству вашего ребёнка.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...