Рекомендации для учеников “Что делать, если тебя дразнят по фамилии?” | Консультация по психологии на тему: | Образовательная социальная сеть

Как понять, что ребёнка обижают в школе, особенно, если ребёнок не жалуется и скрывает свои проблемы? Одноклассники в школе или другие дети в детском саду? Почему так происходит и какая реакция должна быть?

Социальный феномен 

obzialki_4.jpg

Дразнилки — это социальный феномен. Они возникают только в коллективе, в ситуации, когда ребенок должен занять определенное место во взаимоотношениях со сверстниками, отстаивать свою роль и «место под солнцем». А так как жизненные ситуации у всех детей разные, то совершено непредсказуемо, когда кто-то из них захочет изменить свой статус, попробовать занять иную роль и начнет обзываться и дразниться. Таким образом, через дразнилки проходят абсолютно все. 

Попадая в коллектив, ребенок вынужден учитывать мнения и поведение других, уметь разбираться во взаимоотношениях. Но не все дети еще этому научились. 

«Общаться малыши учатся еще в песочнице. У каждого возникает желание отобрать лопатку у соседа, чтобы обладать новым. Можно, конечно, взять и отобрать, но это приведет к драке. Лучше договориться и попросить, но это долго, и этот вариант должен подсказать взрослый, – говорит Елена Макарова, – Научить как вести себя с другими детьми может только близкий человек: мама, бабушка. Тогда к школе ребенок будет обладать разнообразными вариантами решения бытовых конфликтных ситуаций». 

Когда ребенок маленький, в конфликтной ситуации он скорее ударит. Проявления будут физическими. Подрастая, малыш начинает понимать, что можно «ударить словом». Иногда это будет даже действеннее. Слово можно сказать тихо, и за него не будет такого осуждения, как за драку.

obzialki_2.jpg

 «Поэтому переход на уровень «вербальной агрессии» – это большой шаг в развитии, он говорит о хорошем психическом развитии ребенка. Если ваш ребенок обзывается сам или понимает, что на обзывательство надо обижаться, это показывает определенный уровень развития эмоционального интеллекта. И за это можно порадоваться», – уверена Макарова. 

Что такое буллинг

Каждый четвертый ребенок подвергается травле со стороны сверстников. Буллингом сейчас называют едва ли не все конфликтные ситуации, но это неправильная трактовка. Сора и даже драка между двумя сверстниками — это не травля. Реальный буллинг — это давление группы на одного. Давление может быть психологическим — ребенка морально унижают, оскорбляют, запугивают; или физическим — когда имеет место рукоприкладство, порча его вещей. Любая форма травли отражается на психическом состоянии жертвы и зачастую отражается на всей последующей жизни.

Буллинг — явление не новое, но рассматривать его как проблему общество начало лишь несколько десятков лет назад. В начале 20 века группа психологов занялась изучением травли и её последствий. Результаты ужаснули даже ученых. Буллинг в детских сообществах калечил больше жизней, чем война и стихийные бедствия.
В наши дни масштабы и последствия травли более страшны и опасны. Теперь издевательства над жертвой не прекращаются даже после того, как она покидает стены школы. Агрессоры преследуют её в социальных сетях и мессенджерах: публикуют унизительные фото с изображением ребенка, оставляют непристойные комментарии о нем, отправляют сообщения с угрозами. У этой формы травли есть собственное название — кибербуллинг.

Ребенок дал другому подзатыльник. Это игра или уже насилие?

Здесь важно понимать, как чувствует себя обиженный ребенок и какие эмоции испытывает обидчик. Взрослый должен выяснить, это разовое насилие, буллинг или неудачная шутка?

Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема. Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре.

Что родителям нужно знать о буллинге?

  • Это всегда неравенство сил;

  • Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю;

  • Насилие регулярно повторяется, становится системой;

  • Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера;

  • Прекратить его могут только взрослые.

В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.

С другой стороны, люди все чаще смешивают понятия и используют слово «буллинг» для описания любых конфликтов между детьми. Но это не так. Да, в детском коллективе дети часто ссорятся, спорят, дерутся, но конфликт — это нормальный этап развития группы. Часто он еще больше объединяет детей. Не стоит путать «буллинг» с непопулярностью ребенка или агрессивным поведением. Если взрослые и весь коллектив не поддерживают агрессивное поведение, то буллинг и не возникнет.

Здесь, пожалуй, стоит привести отличительные черты конфликта:

  • Равенство сил;

  • Случается разово;

  • Примерно одинаковая реакция сторон;

  • Без серьезных последствий для психики и здоровья;

  • Непродолжительность;

  • Роли меняются.

По нашим наблюдениям, как правило, дети младшего школьного возраста чаще сталкиваются с физической агрессией: толчками, подножками, подзатыльниками. В начальных классах авторитетом для ребенка является взрослый (учитель или тренер). Именно от его поведения и от того, как он выстраивает систему взаимоотношений в группе, зависит появление и распространение буллинга.

В подростковом возрасте инициаторами буллинга, как правило, становятся ребята, у которых есть определенные трудности, а единственный известный им способ решения — использование власти и своей силы. Подростки чаще подвергаются психологическому и вербальному буллингу: слухи, обидные клички, обзывательства, бойкотирование, игнорирование. Подросшие дети также используют для травли и цифровые технологии, поэтому все чаще мы сталкиваемся с кибербуллингом.
 

Как должен вести себя учитель, чтобы буллинга не возникло?

Часто учителя в силу незнания не понимают, что в их классе есть буллинг, происходящее воспринимают как игру, шутку или конфликт. Поэтому мы рекомендуем убедиться в том, педагог владеет этой темой, готов услышать детей и вмешаться в ситуацию. Учитель должен уметь предупреждать, вовремя замечать проявления агрессии или насилия и знать, как в этом случае поступать.

Лучше всего, если учитель с самого начала оговаривает с учениками правила поведения в классе. Идеальная ситуация — совместное с детьми создание правил поведения и последствий за нарушения. Например, если кто-то грубо вклинился в очередь в столовую, выгнав кого-то из учеников, то обидчик должен восстановить ценность обиженного, сделать так, чтобы обиженный ученик принял от него извинения.

Учитель не должен сравнивать детей или выделять кого-то на фоне остальных. Противопоставление одного ученика другим может стать триггером для развития буллинга.

Естественно, недопустимы агрессия и физические наказания со стороны учителя, ведь избавиться от насилия при помощи агрессии невозможно. Ни в коем случае учитель не может навязывать ученикам собственные убеждения (религиозные, политические и т.д.) или выделять детей, которые отличаются от других по каким-либо признакам.

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам

Чаще других жертвами издевательств и унижений становятся дети с низкой самооценкой
Ни один ребенок не застрахован от буллинга. Ничто не дает 100% иммунитета от возможных нападок. Благополучное материальное положение семьи, отличная успеваемость, приятная внешность, дружелюбие — все эти факторы не могут гарантировать, что ваш сын или дочь не подвергнутся нападкам других детей.
За последние 30 лет проведены десятки психологических исследований, в которых специалисты искали общие черты у подвергшихся буллингу подростков. К сожалению, до сих пор ученые не могут четко сказать, что ребенок с определенными психологическими, социальными или физическими характеристиками точно не станет жертвой травли. Нередки случаи, когда в немилость сверстников попадают благополучные во всех аспектах дети.

Но в большинстве случаев от нападок страдают те, кто чем-то отличается от остальных, выделяется на фоне общей массы:

  1. Дети с физическими особенностями: хромота, косоглазие, излишняя полнота или хрупкое телосложение, высокий или низкий рост, разный цвет глаз, сутулость, заикание — поводом для травли может стать любая черта.
  2. Дети другой национальности. Например, когда в классе, где учатся только славяне, появляется темнокожий ученик, ребенок с выраженными азиатскими чертами, ром и т.д.
  3. Дети, отстающие в умственном или физическом развитии.
  4. Двоечники и отличники.

На первом же месте в группе риска дети, к которым применяют психологическое и физическое насилие в семье. Ранимые, испуганные, не способные постоять за себя, своим жертвенным поведением они как-будто «приглашают» других издеваться над ними. И здесь я хочу подчеркнуть: низкая самооценка ребенка — прямая «заслуга» родителей.

Кого чаще всего обзывают в школе

Если жертву школьных издевательств спросить, почему именно его стали обзывать в школе, он, скорее всего будет искать причину именно в себе.

Нестандартный рост или вес, цвет волос, очки, «цепляющая» фамилия — агрессор может что угодно сделать основой для буллинга. И жертва начинает думать, что причина, действительно, в нем.

Такой образ мыслей только закрепляет позицию жертвы, поэтому важно объяснить ребенку, что это не так.

Спросите у ребенка: действительно ли он считает, что чья-то внешность, или физические качества дают повод унижать и оскорблять этого человека?

Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №1
Объясните, что агрессор цепляется к тому, кто эмоционально реагирует на его издевки. Именно эта реакция — то, чего он добивается своими обзываниями. Нет реакции – нет издевок.
Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №2

Людмила Петрановская пишет:

«Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь – и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.

Что можно посоветовать? Пойти в секцию баскетбола и научиться ловить шапки на лету? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру.

Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №3
Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют – в него. Все удовольствие игры – в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. И чем больше жертва старается отобрать шапку, тем больше удовольствие обидчиков.
Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №4

Поэтому самое разумное в такой ситуации – НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки – ведь она им не нужна на самом деле.

Если вещь была ценная и тебе ее не вернули, скажи об этом родителям – это их деньги были потрачены на покупку, и они имеют право требовать их вернуть».

Что делать?

Самый простой путь — решить проблему самостоятельно, то есть поговорить с учителем и родителями обидчика, или даже поступить более радикально, сменив школу.

Но это не всегда действенно, ведь серьезного разговора едва ли хватит на несколько недель затишья, а в новой школе ситуация может повториться. Поэтому нужно научить ребенка справляться с такой проблемой самому.

Признаки того, что ребенка обижают в школе

40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками

Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:

  • Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
  • Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
  • Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
  • Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
  • Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
  • Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
  • Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
  • Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.

Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-251685-1383564038.jpgЧто делать, если тебя дразнят

В данной презентации представлен материал, который поможет выяснить причины таких постпуков у подростков и найти выход из создавшейся ситуации….

  • Мне нравится 

 

«Хотелось убивать»

Максим из Южноуральска вспоминает, как пару лет назад стал объектом насмешек своего бывшего друга и соседа по парте. После перелома ноги мальчик, до этого спортсмен и чемпион школы, стал откровенно слабым на уроках физкультуры. Друг окрестил его слабаком и повадился толкать, давать затрещины, пользуясь тем, что Максим не догонит.

«Это было невыносимо, — вспоминает сейчас уже одиннадцатиклассник, — мне хотелось убивать их, вот этих скотов, Димона и его приспешников. Мне помог только бойцовский клуб. Как нога пришла в норму, я записался в секцию борьбы. Димон летел по лестнице от моего удара, как птица перелётная. На этом (с первого раза, как дал отпор) закончились все издевательства».

По словам Максима, Дмитрий был неуправляемым ребенком. Он не слушался ни учителей, ни директора. Обнаглев от безнаказанности, грубил им и смеялся в лицо. Мальчик быстро понял, что закон «Об образовании» на его стороне. Для того чтобы отчислить ребенка из школы, нужно приложить много, очень много усилий. В частности, никакие коллективные письма родителей и одноклассников не помогут: в России обязательное образование. Отчислить могут лишь ученика старше 15 лет, окончившего 9 классов, или серьезного правонарушителя. В некоторых школах есть классы для детей с девиантным поведением, но далеко не во всех.

Опыт мам: что делать, если ребенка обзывают?

   

На форуме портала ННмама.ру развернулась дискуссия на тему: как ребенку реагировать на оскорбления и «дразнилки»?  

veranik: «Я бы рекомендовала сначала почувствовать то, что чувствует ребенок и показать, что видите его чувства и понимаете их. Когда ребенок понимает, что он в своих чувствах не один, тогда ему становится легче. Когда мы просто рекомендуем не обращать внимания ребенку, он все равно там в воде один остается, а мы типа с берега советы даем….Во всяком случае, я это вижу так».  

По ее словам, когда дочку обзывали по фамилии, она сначала показала, что полностью разделяет чувства, потом, когда этот этап в разговоре прошли, показала, что если обижаться, то они так и будут продолжать. 

«А если не откликаться на прозвище, то им придется научиться называть по имени. То есть если подходят и говорят: «Мороз, дай тетрадку! Ответ один: «Меня зовут Катя». Строгим тоном. Сработало не сразу, но сработало», – говорит veranik.  

Naskaaa советует сказать ребенку, что «тот, кто обзывается, невеликого ума, глуп и не воспитан». 

«Ребенку посоветовать на таких товарищей не реагировать. Если им не отвечать, то развития не будет. Никогда не учу жаловаться…не люблю ябед и доносчиков. Обзываться в ответ тоже не вариант, разовьется конфликт 99,9%», – считает она.  

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит.
Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.Если в детсаду или в школе ребенка обижают

Подскажите ребенку правильную установку поведения

Не терять голову, когда тебя обзывают, действительно, трудно. Подскажите ребенку способ, как легче держать себя в руках, и не выдать обидчику реакцию, которой он добивается.

Главное: держать в уме мысль, что все эти обидные слова никак не относятся к личности ребенка. Зато говорят, что у обидчика есть много проблем в жизни.

Если в ответ на обидные слова ребенок начнет спорить, отвечать такими же обзывательствами, плакать, угрожать или бросаться в драку — все это не поможет.

Что поможет — держать в уме мысль, что от чьих-то злых слов сам ребенок не становится хуже, не превращается в того, кем его дразнят. От слов вообще ничего не происходит.

Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №1
Чтобы легче было сохранять выдержку, можно попробовать представить ситуацию, как кино. Представить, что ребенок смотрит со стороны, восхищается выдержкой главного героя (себя), и удивляется глупости и дурацкому поведению его обидчика.
Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №2

Представив ситуацию со стороны, ребенок переносит фокус внимания (это не со мной происходит), и может не принимать нападки близко к сердцу.

Людмила Петрановская пишет:

«Если удалось сохранить спокойствие, ты можешь повести себя правильно. Например:

  • Зевнуть («Скучно-то как…»)
  • Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)
  • Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится говорить так»)
  • Дать разрешение («Обзывайтесь на здоровье»)
  • Все перевернуть («А вы еще можете?»)

Поначалу обидчики могут разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона.

Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №3
Настоящих обидчиков, тех, кто все затевает, мало. Один-два на весь класс. Остальные ребята присоединяются к ним, не подумав. 

Им просто сначала кажется, что это очень весело – показывать на кого-то пальцем, повторять обидные слова и смеяться.
Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом - изображение №4

Пока ты жертва, они думают, что именно так и нужно с тобой обращаться. Но если ты будешь вести себя правильно, они почувствуют себя неловко. Возможно, им даже станет стыдно. А кто-то из них, очень может быть, зауважает тебя и захочет с тобой дружить».

Читай также: 8 признаков, что ваша дочь издевается над другими детьми

Читай также: «Любое насилие начинается с чувства отчуждения и одиночества»: простой способ предотвратить буллинг

Читай также: Как выжить в школе: напутствие ребенку от родителей перед 1 сентября

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

Людмила Петрановская: что делать, если тебя дразнят ребята?

Портал ННмама.ру рекомендует вместе с ребенком послушать этот небольшой «урок» от известного детского психолога. Задача нас, как родителей, обсудить с ребенком услышанное. И помочь ему определиться с правильным выбором. Уверены, что каждый найдет для себя рецепт, как в следующий раз реагировать на детские дразнилки.

 

Как вести себя, если ребенка обижают

Сразу отметайте идею «Все уладится само собой». Не уладится

  1. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне и готовы защищать его всеми возможными способами.
  2. Обратитесь к классному руководителю, выясните, что он знает о ситуации и как реагирует на неё. Если поддержки от учителя нет, идите к директору. Создавать здоровую благоприятную атмосферу в школе — прямая обязанность администрации. Если администрация не справляется с этой задачей, идите «выше».
  3. Если имеет место физическое насилие и есть его следы — синяки, ссадины, царапины, пройдите медицинское освидетельствование и зафиксируйте их. Затем обратитесь в полицию, ведь за такие действия предусмотрена криминальная ответственность.
  4. В случае психологической травли, скажите ребёнку записать на диктофон (он есть в каждом телефоне) оскорбления, унижения, угрозы. Это также будет доказательством, если дело дойдет до официального разбирательства с привлечением соответствующих органов.

Будьте готовы, что сын или дочь станут всячески сопротивляться вашему вмешательству в ситуацию. Подберите правильные аргументы, объясните, что без взрослых такие проблемы решить невозможно. Приведите примеры (в Сети их предостаточно) трагических финалов подобных ситуаций. И, самое главное, убедите ребенка, что его вины в происходящем нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...