Сын бросил институт. Что делать родителям и самому студенту? Студент не сдал сессию, бросил институт. Советы психолога родителям

Сын бросил институт, который выбрали родители. Бывший студент: работа или армия?

Содержание

Три поколения технарей в семье

Вся история в ее изложении (женщину звали Марией, сына — Алексеем) выглядела вполне тривиально. Все в семье до третьего колена вглубь — с высшим техническим образованием. Дедушка до сих пор преподает в Электротехническом институте. Естественно, предполагалось, что Алексей после школы тоже пойдет учиться «чему-нибудь такому».

Тем паче что мальчик страстно увлекся компьютером сразу после его появления в доме, в школе преуспевал на уроках информатики и одно время даже писал какие-то несложные программки.

Однако к концу школы всякая увлеченность программированием пропала, в компьютере остались только игры и бесцельное зависание в соцсетях, а на энергичные подначки родных: ну, вот уже близится время «ч», ЛИАПП, или Политех, или вообще что? — следовало вялое: не зна-а-аю…

Семья взяла инициативу на себя. Репетитор по физике (математика и так шла неплохо), подготовительные курсы в институте — все энергичненько, под контролем, бегом-бегом. Нельзя сказать, что Алексей как-то сопротивлялся происходящему. Наоборот, казалось, что он даже выдохнул с облегчением: решать ничего не надо, все решилось как бы само, вот и славно, трам-пам-пам.

Когда стал студентом, явно радовался и гордился вновь приобретенным статусом. В институт шел явно «на подъеме», охотно рассказывал о новых знакомых, о предметах, о преподавателях. Все это закончилось где-то через полгода: учиться трудно и неинтересно, да там никто и не учится, зачем это вообще все…

Первую сессию сдал с одним «хвостом». Семья выступила единым фронтом — не бывает, чтобы все было интересно и на тарелочке, надо преодолеть себя, дальше втянешься, будет лучше и легче. К их удивлению, Алексей почти сразу перестал бунтовать, досдал «хвост» и вроде бы смирился. Больше года жили мирно и спокойно.

Только к концу второго курса стала ясна неприглядная правда: парень уже полгода не посещает занятия, досдать накопившиеся задолженности нет никакой возможности. Единственный выход — забрать документы. «Я там по некоторым предметам с самого начала ничего не понял», — сообщил Алексей.

— Ладно, ты не справился с программой, не смог учиться на этом действительно сложном факультете. Но почему ты молчал?! — возопили родные. — Можно же было давно перевестись куда-то попроще…

— Вот-вот, я так и подумал: какой вообще смысл вам говорить? — странно парировал Алексей.

Сдать экзамены

Не учится, не работает – запирать ли холодильник

– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?

– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением. 

У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.

Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.

– Бывает, в ответ раздается и грубость…

– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать. Это называется выставление границ.

– Сейчас, кстати, стало трендом позволить ребенку после школы «искать себя». Как долго можно позволять это?

– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.

Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия. 

И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.

– Но если родители это поняли не сразу, ребенок после школы «ищет себя», не учится и не работает, что делать? Не холодильник же на замок запирать… 

– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.

Лучше заранее, пока ребенок растет, без эмоций доносить до него эту мысль: «Когда человек взрослеет, он продолжает оставаться ребенком для семьи, но по сути он уже не ребенок. На правах ребенка он остается, пока учится, получает образование. Если это не так, то, значит, ты такой же, как мы, взрослый, тебе нужно будет работать, для того чтобы оплачивать транспорт, интернет». Обычно такие спокойные разговоры, которые ведутся с ребенком, пока он еще растет, очень понятны и доходчивы. 

Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…

Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни. 

– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?

– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать. С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.

Родителям тоже надо учиться, находить какой-то промежуточный вариант между «делай, что хочешь, ты нам не нужен» и «делай, как мы сказали», договариваться, выставлять границы, но не в острый момент отношений, а заранее, лет с 13-14. 

Если ребенок просит, ему можно и нужно помочь найти репетитора. Можно и нужно помочь организовать режим, с которым он не будет выгорать. Но важно, чтобы это была не только ваша инициатива, а прежде всего ребенка, а вы уже подхватываете. Чтобы он думал: «Мне нужно в этот институт, ради этого я готов что-то делать». А не: «Это вы меня определили, а я, так и быть, согласился». 

Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми. 

Фото: eyeem.com

Причины, по которым ребенок может бросить институт

Причины, по которым ребенок может бросить институт

Распространенная причина, по которой люди забрасывают учебу, — это банальная лень. Человеку не хочется ходить на лекции, выполнять домашнее задание, проявлять активность и участвовать в общественной жизни. Интроверты, ребята, склонные целыми днями сидеть за компьютером нередко оказываются в такой ситуации. У них отсутствует мотивация выходить из дома, покидать зону комфорта.

Безответственность и избалованность — благодатная почва для двоечников. Ребенок, растущий в атмосфере вседозволенности, привыкает, что все вопросы решают родители. Они оплачивают проживание, питание, одежду, технику, обучение, но учиться за сына или дочь не могут.

Юность — счастливая пора в жизни многих людей. Студенты — уже не дети, но еще и не взрослые. Они вступают в отношения, влюбляются, водят машины, выпивают, но при этом могут позволить себе не работать. Когда родители создают ребенку все условия для комфортного существования или он почувствовал глоток свободы в чужом городе, иногда учеба отходит на задний план. Плохая компания, алкоголь, наркотические вещества, ночное бодрствование и сон днем — все это влияет на неокрепшую психику не лучшим образом.

Независимо от причин частые прогулы всегда имеют последствия. Пропустив слишком много занятий, студент не может решиться на поход в институт, честный разговор с преподавателями. В конечном итоге, его отчисляют за непосещение университета.

Иногда студенты не справляются с обрушивающимся на них потоком информации, кто-то не выдерживает нагрузок и бросает институт. Особенно тяжело тем, кто совмещает работу и учебу на очном отделении. У них не остается ни сил, ни времени на качественное выполнение своих обязанностей.

Когда родители слишком давят на ребенка, или в их отношениях есть скрытые проблемы, он может делать все наперекор им. Бросить институт, вести себя аморально, чтобы позлить строгого отца.

Неумение договариваться с окружающими, искать компромисс мешает при общении с учителями. Даже при наличии проблем с посещением или успеваемостью, некоторые студенты имеют хорошую репутацию и знают, к кому обратиться за помощью.

Общение со сверстниками очень важно для молодых людей. Когда отношения не складываются, ребенок становится жертвой издевательств одногруппников или вынужден вступать в конфликты с соседями по комнате в общежитии, он испытывает сильный стресс. Часто ситуация заканчивается тем, что он бросает учебу.

Некоторые студенты осознают, что выбранный ими путь ошибочен, и хотят сменить профиль, учиться другой профессии. Они берут перерыв, уходят из института, чтобы было время для занятий и поступления в другой вуз. Не все родители при этом реагируют адекватно и принимают выбор сына или дочери.

Пять причин не расстраиваться, если ваш ребенок не поступил в вуз

Что делать, если ребенок не поступил в вуз.  Сколько действительны результаты ЕГЭ. Как пересдать ЕГЭ. Есть ли льготы при поступлении у отслуживших в армии.

  • Ваш ребенок лучше узнает, чего хочет
  • Можно серьезно повысить планку
  • Можно заняться тем, до чего не доходили руки
  • Можно отслужить в армии и потом поступить в вуз
  • Можно найти что-то поинтереснее вуза!
  • История из жизни: мой сын не поступил в вуз – что было дальше

Всего неделю назад вузы вынесли окончательное и бесповоротное решение: кто станет студентом уже в этом году, а кто, увы, остался за бортом высшего образования. Прием – 2020 окончен, а комиссии подвели черту под второй волной абитуриентов.

Наш сегодняшний материал – для тех, кто все еще с недоумением пересматривает рейтинговые списки. Да, ваш ребенок не поступил. Но… это к лучшему? Это к лучшему!

Причины, по которым подростку может не нравиться учиться в университете

То, что подростку может не нравиться учиться в университете – вполне нормально. Далеко не каждый человек способен выучиться в школе 11 лет. А затем, с тем же рвением, продолжать получать знания в университете. На протяжении еще пяти-шести лет (с учетом магистратуры).

Особенно часто проблема нежелания учиться в университете наступает у тех подростков, которые после школы пошли в колледж. Отучились там два или четыре года. Это происходит потому, что они устали от зачетов, экзаменов. И хотят отдохнуть от учебы.

Важно! Мы рассматриваем ситуации, когда подросток уже поступил в университет. И разочаровался в нем на этапе учебы.

Давайте рассмотрим основные причины, по которым подростку может не нравиться учиться в университете. 

Причина #1: Не нравится сам университет

Бывают ситуации, когда тинейджеру нравится его специальность. Он любит учиться. Но ему категорически не нравится университет, в который он поступил.

Вызвать антипатию подростка может огромное количество аспектов:

  1. Плохой ремонт в университете.
  2. Непрофессиональные педагоги.
  3. Устаревшая программа обучения.
  4. Отсутствие современного оборудования (компьютеров, проекторов).
  5. Неинтересный процесс преподавания.
  6. Отсутствие практики.
  7. Взяточничество. Когда зачет и экзамен невозможно сдать без денег. Даже если ребенок имеет по дисциплине сильные знания.

И многое другое. В этом случае решение проблемы очень простое. Ребенку нужно попытаться осуществить перевод в другой ВУЗ. Более престижный и интересный с точки зрения преподавания.

Наверняка в вашей стране есть возможность переводиться из одного университета в другой. Узнайте об особенностях этого процесса. Соберите все необходимые документы. И отправьте ребенка учиться в другой университет. Скорее всего, текущий ВУЗ ему просто не подходит.

Переводиться из университета в другое высшее учебное заведение – вполне нормально. Если ребенку не нравится определенный институт по ряду признаков, то ему будет не комфортно в нем учиться. Учитывайте это.

Причина #2: Подростку не нравится выбранная специальность

Бывают ситуации, когда подростки не хотят учиться потому, что им не нравится их специальность. Это происходит в том случае, если:

  1. Ребенок хотел поступить учиться на другую профессию, но конкретную специальность ему навязали родители.
  2. Ребенок, во время посещения дней открытых дверей ВУЗов, не разобрался. И выбрал не ту специальность, к которой был предрасположен.
  3. Для ребенка слишком сложно учиться на конкретной специальности. Очень часто подобная проблема возникает у тех детей, которые, например, поступили на физика или химика. При том, что по этим предметам в школе еле-еле дотягивали до четверки.

К сожалению, проблема с неправильно выбранной специальностью очень серьезная. Если ребенку не нравится определенная профессия, то игнорировать его чувства ни в коем случае нельзя. Учтите, что по этой специальности ему придется работать всю дальнейшую жизнь. Если он выучится на нелюбимое дело, то не сможет достичь в нем успеха. И будет чувствовать неудовлетворение от своей жизни.

Как справиться с этой проблемой?

В случае, если специальность не подходит, ее нужно поменять. Но сделать это довольно непросто. Переводиться из ВУЗа в ВУЗ можно только на смежные специальности. Переквалифицироваться из математика в журналиста будет довольно проблематично. Есть три варианта решения проблемы:

  1. Если ребенок понял, что специальность ему не нравится на старших курсах (третьем или четвертом), то мы рекомендуем доучиться. Главное, чтобы ребенок получил документ о высшем образовании. А после этого он может поступить в другой ВУЗ. Если специальность ему совсем уж не нравится, то оформите индивидуальный график. Чтобы подросток ходил в университет по минимуму.
  2. Забрать документы из университета и поступить заново. В другой ВУЗ. Этот вариант подходит для первокурсников, которые разочаровались в своей специальности. Да, вы с ребенком потеряете год. Но зато подросток будет учиться на любимое дело. И гарантированно закончит университет. Поскольку на этой специальности, в отличие от предыдущей, ему будет нравиться учиться.
  3. Переведите подростка на заочное обучение. Он сможет устроиться на работу. И, параллельно с этим, будет получать образование. К сожалению, особых знаний из заочного обучения он не извлечет. Но зато получит документ о том, что окончил ВУЗ.

Причина #3: Подросток вообще не хочет получать высшее образование

Некоторые подростки и вовсе не хотят получать высшее образование. Из-за юношеского максимализма они считают, что диплом не важен. Что он не гарантирует трудоустройства. И высоких заработков.

Отчасти это действительно так. Но вам нужно объяснить подростку, что в университете его ждет студенческая жизнь. Интересные мероприятия, концерты, вечеринки. Знакомство с противоположным полом. Верные друзья. И море веселья.

Также, объясните ребенку, что, несмотря на мнимую им бесполезность диплома, он все равно нужен. Поскольку без высшего образования ребенок не сможет устроиться ни на одну престижную работу. И даже на ту, на которой платят небольшие деньги.

Если подросток категорически отказывается идти в университет, предложите ему альтернативу. Заочное отделение. Скажите, что ему предстоит только лишь ходить на начитки. Отвечать на них. А затем сдавать сессию. Университет он будет посещать редко. 

Но обязательно поставьте условие. Если ребенок не идет в университет на очное отделение, он устраивается на работу. И помогает семье средствами. Или, как минимум, оплачивает свое обучение в университете.

Школьный коллектив

Окружение в школе по-прежнему влияет на ребенка, но он уже начинает выбирать сам. Если подростку некомфортно, он без сожаления покинет сообщество и будет искать новый круг общения. Очень хорошо, если вы сохранили доверительные отношения с сыном или дочерью. В этом случае вы сможете слегка откорректировать развитие ребенка 15 лет, он прислушается к вашим советам.

Не забывайте о том, что в этом возрасте дети формируют собственное мнение и начинают уже вполне осознанно стремиться к определенному статусу в коллективе.

Ваш ребенок лучше узнает, чего хочет

Сперва подумайте, почему ваш ребенок захотел поступить именно в вуз, на этот факультет, на эту специальность? Хорошо, если это было осознанное решение. Но чаще бывает, что вы сами натолкнули его на эту мысль, или друзья поступают на этот факультет, или любимая девушка/молодой человек будут там учиться… Да что там, бывает, что вуз выбирают просто потому, что он рядом с домом!

Год – это немалое время, чтобы разобраться в себе и своих желаниях, послушать рассказы более удачливых друзей, в том числе и поступивших в вожделенный университет, возможно, поинтересоваться другими профессиями, до которых в запарке подготовки к ЕГЭ не доходили руки.

Эта пауза позволит не совершить серьезную ошибку. Да, ребенок потеряет год на перепоступление, но это же не пять лет на обучение нелюбимой профессии!

Скучно в школе

Безусловно, как и раньше, в колледжи часто идут те дети, которые точно понимают, что у родителей нет денег на оплату их обучения, или которые стремятся побыстрее начать зарабатывать ­самостоятельно. Их число, особенно в провинции, медленно возрастает. Но наметилась и ещё одна тенденция: вдвое больше стало тех, кто выбирает специальное образование, потому что ему сложно или неинтересно учиться в школе.

То есть дети и родители по­просту не хотят терять время на 2 выпускных года, отказываются прилагать немыслимые усилия для сдачи всё увеличивающегося количества обязательных госэкзаменов.

Куда проще получить за это время реальную специальность, а потом, возможно, даже поступить в профильный вуз по более простым правилам.

Надо признать, что ценность вузовских дипломов резко упала. Молодёжь пришла к выводу: наличие диплома вовсе не гарантирует трудоустрой­ство на хорошее и денежное место. Очень часто оказывается, что диплом о среднеспециальном образовании даёт его обладателю едва ли не столько же шансов.

Почему многие подростки разочаровываются в выбранной специальности?

Разочарование подростков в выбранной специальности – далеко не редкость. Некоторые тинейджеры, при достижении возраста семнадцати-восемнадцати лет, еще не сформированы, как личности. Они плохо понимают, чего хотят в этой жизни. И кем хотят стать.

Поэтому очень часто поступают на те профессии, которые им не нравятся. Например, они выбирают стать журналистом. Или радистом. Но не до конца осознают, как проходят рабочие дни у этих специалистов. Чем конкретно они занимаются. Как зарабатывают деньги. И так далее.

Когда они глубже погружаются в профессию, то разочаровываются. Понимают, что работать так, как они, не хотят. Жалеют о том, что поступили на конкретную специальность. И пытаются сменить ее.

Учебакак шаг к самоутверждению

Бывает так, что ребенок 15 лет не хочет учиться, а за лето происходит перемена во взглядах. Теперь он старается получать хорошие оценки, добивается высоких результатов. В ход идет все: успехи в спортивных соревнованиях, школьные олимпиады и конкурсы. Вам уже не приходится думать, как мотивировать подростка учиться в 15 лет. Дети намечают для себя цель и прикладывают все усилия, чтобы ее достигнуть.

Посмотреть тренажеры для 7 класса

Уже пора задуматься о выборе профессии и поступлении в ВУЗ или профильный колледж. Все одноклассники чем-то увлечены, много занимаются дополнительно. Именно поэтому редкий ученик старших классов в 16 лет не хочет учиться. Вектор меняется, и современные выпускники стремятся получить хорошее образование и занять достойное место в жизни. Как им в этом помочь?

Посмотреть тренажеры для 8 класса

Можно серьезно повысить планку

Теперь у вашего ребенка уже есть опыт подготовки к ЕГЭ и есть время для того, чтобы подготовиться еще лучше и пересдать экзамен, по которому баллы были незаслуженно низки. Почему удастся это сделать? Да потому, что не нужно готовиться к «ненужным» экзаменам (например, гуманитариям можно забыть про математику, как про страшный сон), а сосредоточиться на важном предмете. Кстати, результаты экзамена этого года в следующем еще действительны, так что если по какому-то предмету ребенок набрал высокий балл, его можно будет снова предъявить приёмной комиссии!

” В итоге сумма баллов станет такой приятной, что можно будет замахнуться на более престижный вуз, а вместо Новосибирска поступать, к примеру, в Москве или Санкт-Петербурге.

Изменилась мода на специальности

И ещё одну тенденцию показало исследование. У молодёжи изменилось понимание того, какие из направлений специального обучения дадут им больше шансов на трудоустройство. Если 10 лет назад среди наиболее востребованных были «Экономика, менеджмент», «Юриспруденция», «Торговля», «Медицина», то сегодняшние дети выбирают «Инженерные дисциплины», «Строительство и ремонт», «Силовые структуры» и даже «Сельское и лесное хозяйство».

В общем, высшее образование выходит из моды. Непонятно, насколько такая тенденция хороша или, наоборот, плоха для будущего страны, но это реальность, с которой приходится жить. Сегодня нам просто не по карману высшее образование, которое к тому же перестало давать реальные конкурентные преимущества.

Можно заняться тем, до чего не доходили руки

Например, здоровьем. Согласитесь, пара лет интенсивной (и нервной) подготовки к экзаменам не могли пройти бесследно для вашего ребенка. Вместо того, чтобы еще больше «упахиваться» в предвкушении первой сессии, ваш ребенок сможет, наконец, пройти полное медицинское обследование и, при необходимости, лечение.

” «Угробленное» к четвертому курсу здоровье – это, к сожалению, правило, а не исключение. Гастриты и панкреатиты – верные спутники студенческой жизни. Лучше встретить их во всеоружии!

Кстати, об оружии… если ваш несостоявшийся студент – мальчик, ему придется отслужить в армии!

Как найти мотивацию для учебы?

Чтобы не приходилось искать мотивацию для учебы, стоит изначально выбирать интересную сферу и профессию. Можно свозить ребенка на предприятия или в организации, познакомиться с работниками и их обязанностями. Абитуриент, студент узнает о плюсах и минусах специальности, посмотрит, как все выглядит на практике.

Некоторых ребят привлекает студенческая жизнь, молодежные съезды, форумы, на которых они проявляют себя с творческой стороны, знакомятся, общаются, развлекаются. Иногда выпускники вузов даже остаются преподавать в институте после получения диплома, связывая свою судьбу с учебным заведением.

Если не удается найти мотивацию, а перспектива низкооплачиваемой работы не пугает, можно рассмотреть вариант получения среднего образования или устроиться на работу и перевестись на заочное отделение. Важно дать понять ребенку, что главное — саморазвитие и учеба для собственного роста, а не оценки и дипломы.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Можно отслужить в армии и потом поступить в вуз

Армии многие мамы мальчиков боятся, как огня. Не будем вас разубеждать; действительно, год будет далеко не самый приятный и увлекательный, да и менее рискованной армейская служба не стала. Но все же…

  • Теперь служат только год, а не два. Год – это не так уж и много.

  • Поскольку срок службы стал короче, «неуставных отношений» в армии стало реально меньше. Да, они есть, но их действительно стало на порядок меньше, чем, скажем, 30 лет назад.

  • После армии уже можно не обращать внимания на то, есть в институте военная подготовка или нет. Да и вообще, поскольку армия уже позади, можно сменить факультет или вуз после года учебы, если покажется, что решение было ошибочным, ведь результаты ЕГЭ действительны 4 года. И не опасаться военкома! Что он вам теперь сделает!

 Кстати, за пару месяцев до окончания срока службы можно обратиться к командиру с просьбой дать рекомендацию для поступления в вуз. Это отнюдь не бесполезная бумажка: из двух абитуриентов с равными баллами предпочтение отдадут тому, у кого есть такой документ! А в некоторых вузах (в основном силовых ведомств) это вообще гарантия внеконкурсного поступления!

Можно найти что-то поинтереснее вуза!

Наконец, за год можно не только существенно приблизиться к своей цели – поступлению в вуз мечты, но и отказаться от нее ради новой, более привлекательной задачи. Действительно, чем заниматься целый год, не сидеть же на шее у родителей? Многие подростки идут работать и, иногда неожиданно для себя, увлекаются рабочими профессиями или осваивают какое-нибудь ремесло. Множество прекрасных, интересных занятий не требуют получения высшего образования, во всяком случае – немедленно. Это может быть сфера IT, народные промыслы, область искусства…

” Наконец, чем плоха работа столяром краснодеревщиком, кондитером или портным? Они не только творческие, но еще и могут стать отличной базой для организации собственного малого бизнеса!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...