Проект «Мама может всё!» расскажет как научить ребенка самостоятельности. 10 шагов простых шагов, которые помогут изменить родительское отношение к детской самостоятельности.
Что такое самостоятельность
Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.
Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.
Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.
Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:
- необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
- Развивать у своего крохи инициативность
- Развивать критическое мышление, особенно у подростков
- Воспитывать чувство ответственности
Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.
Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.
Возможность выбора
Пока ребёнок маленький, приятно его опекать и заботиться. Но уже с раннего возраста нужно предоставлять малышу возможность выбора. Именно это является первым шагом к его самостоятельности.
Выбор – это то, что ребёнок хочет: кашу или суп, рисовать или лепить, надеть красную футболку или жёлтую и так далее. Выбирая что-то, он учится принимать решения, что формирует его характер и картину мира. И если дали ему возможность выбора – принимайте этот выбор.
Только не путайте свободу выбора и вседозволенность, это разные понятия.
Что такое ответственность
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.
Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
- Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
- Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
- Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
- Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
- Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
- Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
- Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
- Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.
Ужас и хаос учебной жизни
Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.
Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки. А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты. Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.
Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
Почему дети не самостоятельные. Как это начинается
Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.
Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.
Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».
В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.
Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.
Воспитание последствиями поступков
Например, ребенок пытается есть суп вилкой. Если не вмешиваться с запретом, то малыш поймет, что это неудобно, лучше взять ложку. Долго собирался, баловался – не успели сходить на прогулку. Не захотел забирать игрушки из песочницы — остался без них. Все это ценные уроки для ребенка, они дают ему понять, что у каждого поступка есть последствия.
1. Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
Какие методы применять?
Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно
Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:
- Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
- Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, – и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
- Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
- Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.
Поддерживайте инициативу
Позволяйте ребенку с раннего возраста принимать участие в домашних делах, когда он проявляет к ним интерес: складывать продукты в корзину в магазине или белье в стиральную машину, отнести посуду в раковину или мусор в ведро, протереть что-то тряпкой или подмести. Просите ребенка помогать вам, предлагайте делать то, что ему по силам.
Карманные деньги
С 5 лет ребёнок может оплачивать мелкие покупки. Имея карманныеденьги, он сам решает куда их потратить. Первое время он будет тратить всё до копейки.
Постепенно ребёнок научится скапливать какую-то сумму, так как захочет чего-то большего. Придёт понимание, что можно спустить все деньги за 1 минуту, а можно начать копить на какую-то существенную вещь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком….
- Мне нравится
Как научить ребенка самостоятельно кушать
Один из сложных вопросов – как научить ребенка самостоятельно кушать. Грудное вскармливание, бутылочки, маленькие ложки – все это должно быть в арсенале каждой семьи. Но вот наступает время, когда чадо уже в состоянии держать ложку и кружку. На что обратить внимание и как правильно научить питаться самостоятельно?
Лучше всего позволять делать первые попытки самостоятельного приема пищи в возрасте старше 6 месяцев. Ребенок постарше уже имеет характер и скорее всего начнет капризничать, требовать, чтобы его кормили с ложки. Он уже знает разницу между обслуживанием и самостоятельностью.
Родители должны быть готовы, что обучение самостоятельному питанию – процесс трудоемкий, нервный, грязный. Для него необходимо оборудовать место – стол и стульчик, куда малыш будет садиться всегда, чтобы покушать.
Также лучше использовать посуду, которая не бьется, не ранит и мало весит. Вооружившись правильным настроем и чувством юмора, приготовив в запас дополнительную одежду и полотенца, смело приступайте к кормлению.
Начальным этапом после соски и бутылочки может стать поилка, из которой ребенок научится пить. Как только этот процесс будет освоен, переходите на чашку. Дети с нормальным уровнем развития осваивают питье из чашки к 10-11 месяцам.
К 8 месяцам можно дать ребенку ложку. Она должна быть маленькой, легкой, из пластика, силикона, чтобы ребенку было приятно не только держать ее в руках, но и кушать из нее. Выбирайте яркие цвета, но не увлекайтесь декором, он может быть небезопасен.
Не удивляйтесь, если ребенок мешает еду в тарелке ложкой, а ест руками. В раннем возрасте еда представляет несколько иной интерес нежели утоление голода. Детей привлекает консистенция, температура, сыпучесть, тянучесть. Поэтому кашу можно мешать руками (она смешно чавкает), вермишель проверять на длину (она смешно висит), ягоды разминать (они весело брызжут соком), а кисель тянуть из миски.
Так дети познают мир, и это вполне нормально. Главное, что после исследования нужно все же приучить ребенка есть пищу, а не использовать ее в качестве игры.
Вилку рекомендуют давать малышам после года, да и то при условии ее безопасности как предмета.
Когда малыш начнет есть большую часть порции самостоятельно, перестаньте докармливать его с ложки. Иначе процесс пойдет обратно ребенок будет постоянно ждать того момента, пока мама возьмет ложку в руки и покормит его чисто и быстро.
Учите малышей вытирать рот, пальцы салфетками, использовать полотенце в качестве защиты для одежды.
Создайте комфортную среду
Даже у самого маленького ребенка должно быть в доме свое место и вещи, с которыми он может поступать так, как считает нужным: уголок с игрушками, полка с одеждой и т.д. И не вмешивайтесь в заведенный там малышом порядок.
Самостоятельные путешествия
Для начала отправьте ребёнка на выходные к родственникам, затем с ночёвкой к друзьям. И, конечно, не раздумывая, отправляйте в детский оздоровительный лагерь. Это хороший опыт.
Именно вдали от мамы ребёнок научится быть самостоятельным. Он сам, без напоминаний, заправит постель, почистит зубы, примет душ, постирает носки.
Он научится переносить разлуку с родными, приобретёт опыт взаимоотношений со сверстниками и с другими взрослыми. Этот опыт очень пригодится в будущем.
Я могу!
Ваш ребёнок на пороге самостоятельной жизни и выбора профессии. Пусть он сам примет решение о том, в какой вуз ему поступать. Пусть сам спишется с администрацией вуза, запишется на подготовительные курсы, сдаст документы в приёмную комиссию, сдаст вступительные экзамены. Он должен всё это сделать сам!
Он получит бесценный опыт общения и уверенности в себе. Осознание того, что «я могу!» окрыляет.
Постепенно появится привычка принимать все решения самостоятельно.
В ключевые моменты жизни ваш взрослый сын (или дочь) могут, конечно, посоветоваться с вами, но окончательное решение всегда остаётся за ними. Дети могут ошибаться, но это их опыт. Именно так формируется ответственность, самостоятельность и умение принимать решения.
Рекомендую познакомиться с моей статьёй «Как помочь подростку в выборе профессии».
Если статья оказалась полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Обменивайтесь мнением в комментариях. Поделитесь этой статьёй с теми, кому она очень нужна.
Как быть с несамостоятельным подростком?
С младшим и старшим дошкольным возрастом мы разобрались. Но что делать, если «малыш» давно вырос и оказалось, что он совершенно не способен действовать самостоятельно? Неужели время упущено? Отвечает Елена Сидорина:
«Так бывает, что в раннем детстве по каким-то причинам родителям не удалось привить крохе навыки самостоятельности, и вот он уже подросток. Никогда не поздно начать работу над этим навыком. Прежде всего родители должны позволить и помочь ребенку почувствовать себя взрослым. Спокойно поговорить с ним об этом и рассказать о его новых полномочиях. Разрешить участвовать и высказывать свое мнение о важных событиях в семье. Пусть самостоятельно выберет кофе или подготовит план отдыха для всех. Перенесите на него ответственность за некоторые домашние дела: покупку продуктов, мытье посуды, уход за животными, заботу о близких. Поощряйте его самостоятельность и хвалите за успехи. Родителям важно помнить, что агрессия порождает агрессию! Доверяйте подростку и поддерживайте в начинаниях».
Развивать самостоятельность в детях никогда не рано и не поздно. Важно настроить себя и понять, что ребенок — это личность со своими чувствами и переживаниями. Главная задача родителей — помочь и поддержать чадо во всех начинаниях.
8. Демонстрируйте путь решения проблемы
Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.
Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».